Региональная политика России: концепции, проблемы, решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 08:18, реферат

Краткое описание

Региональной политикой можно считать лишь такую систему на-


мерений и действий, которая реализует интересы государства в от-


ношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и


способами, учитывающими природу современных региональных процес-


сов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре


меж- и внутрирегиональных связей.

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная бюджетно налоговая система.docx

— 49.23 Кб (Скачать файл)

  I. Региональная  политика   России: 

                  концепции, проблемы, решения. 
 

     Любая  политика - это цели и задачи,  преследуемые и решаемые 

людьми в связи  с  их  конкретными  интересами,  а  также  методы, 

средства и институты,  с помощью который данные интересы формиру- 

ются, отстаиваются и защищаются. 

     Региональной  политикой  можно считать лишь  такую систему на- 

мерений и действий,  которая реализует интересы государства в от- 

ношении  регионов и внутренние интересы самих регионов методами и 

способами,  учитывающими природу современных региональных процес- 

сов,  и  которая  осуществляет все это преимущественно  в структуре 

меж- и внутрирегиональных связей. 

     Региональная  политика - это целостное и самодостаточное зве- 

но политической основы общества,  без которого последнее, а также 

каждый человек  в отдельности и природная  среда могут лишь случай- 

но и без гарантированного успеха существовать на каждой  конкрет- 

ной территории,  оставаясь "наедине" с государством, его экономи- 

ческой, внешней, внутренней и иной политикой. 

     Всякая  политика хороша настолько,  насколько  ей удается под- 

держивать баланс различных интересов.  Региональная политика - не 

исключение.  Она  в той мере политика и в той  мере эффективна,  в 

какой достигнут  и стабилизирован компромисс  между  региональными 

интересами государства  и местными интересами самих регионов. 

     Объединительной  идеей и государственной,  и   местной  регио- 

нальной политики может и должна стать устойчивость,  стабильность 

меж- и внутрирегиональных отношений. 

     Ведущим,  жизненно важным интересом России  ныне стало недопу- 

щение  необратимой территориальной дезинтеграции   государства. 

Главным  же интересом  каждого региона - блокирование необратимого 

распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, при- 

родоресурсных  и иных отношений;  обеспечение на этой основе ста- 

бильного и согласованного развития всех элементов локализованной 

сферы,  соответствующего потребностям человека, общества и  приро- 

ды. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, обще- 

социального и  иного  общего  потенциала есть мощный внутрирегио- 

нальный потенциал,  который можно реализовать исключительно на 

местном уровне - и  это одна из первейших задач региональной поли- 

тики и самих  регионов, и государства. 

     Региональная  политика, намечаемая и проводимая  самими регио- 

нами, - это то,  что должно делаться для согласованного и взаимно 

неразрушающего развития  всех элементов пространственно  локализо- 

ванной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий. 

Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспо- 

собность региональной политики на местах. 

     Объект  региональной политики - взаимосвязи  и отношения между 

регионами. 

     Главный  региональный интерес России  в настоящее время должен 

быть осознан  как минимизация негативных проявлений территориаль- 

ной дезинтеграции  на уровне субъектов  Федерации,  как  поддержка 

местных преобразований,  как  создание общероссийских условий  для 

того, чтобы каждый субъект Федерации максимально  использовал свой 

внутренний потенциал  и во все меньшей мере претендовал  на скудные 

возможности государственной  помощи. 

     Местные  интересы  определяются  обеспечением  полнокровного и 

сбалансированного существования на  данной  территории  человека, 

общества и  природы,  гарантирование  их согласованного воспроиз- 

водства на базе задействования ресурсов и полномочий,  государс- 

твенно признаваемых местными. 

     Фундаментальными  методами региональной политики  можно  счи- 

тать разъяснение  ее содержания, смысла и практической пользы для 

всех без исключения сторон,  согласительно-договорные процедуры с 

развернутым закреплением условий,  обеспечивающих интересы регио- 

нального развития, формирование соответствующей правовой базы. 

     Только  с  сознанием  общественной  необходимости региональной 

политики, с ее разработкой  и реализацией появится  возможность  к 

решению общероссийских проблем:  начавшееся хозяйственное  обособ- 

ление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отно- 

шениях региональных  структур власти и управления с общегосударс- 

твенными; национально-этническое развитие и дополнительное  обо- 

собление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социально- 

го и общественно-политического  характера;  формирование собствен- 

ной региональной  ресурсной  базы социально-экономического разви- 

тия; экологическая стабильность и другие условия устойчивого раз- 

вития регионов (особенно северных территорий);  выделение  и функ- 

ционирование регионов со специфическими статусами (свободные эко- 

номические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологи- 

ческого бедствия и т.п.) и др. 
 

          II. Регион и центр: проблемы  взаимоотношений. 
 

     Взаимодействия  региональных  и  центральных  органов власти в 

1992 - 1993 годах определялись  в основном  стремлением  центра  к 

системному реформированию  экономики,  а  регионов  - к  защите от 

"негативных" последствий  реформ.  При этом часть регионов  стреми- 

лась максимально использовать возникающие в процессе реформ воз- 

можности для экономического продвижения,  другая  часть пыталась 

скорректировать само направление экономического реформирования. 

     Эти  взаимодействия проходят в   весьма  сложной  политической 

обстановке открытой конфронтации примерно равных по потенциальным 

возможностям ветвей власти,  в условиях ослабленности  институтов 

национальной государственности,  высокого  уровня социальной нап- 

равленности, ограниченной  лояльности   силовых   государственных 

структур. Как разворачивалось  это противостояние, какова динамика 

взаимодействия центра и регионов?  Особая острота проблемы в том, 

что во-первых,  качественно  видоизменяются экономические отноше- 

ния, которые находятся в начале  длительного этапа становления 

рынка; во-вторых,  качественно  обновляются  и также  находятся на 

начальном этапе  не менее  длительного  становления  федерализм  и 

местное самоуправление. 

     Структуризация  власти  на  федеральном  уровне   традиционно 

рассматривалось как  производная противоречий между  представитель- 

ной и исполнительной ее ветвями. 

     Администрация  Президента. 

     Региональная  политика федеральных властей  в понимании прези- 

дентский структур должна включать такие элементы, как: 

     1) конституционный  процесс (правовое  определение   отношений 

между субъектами Федерации  и центральными структурами, символизи- 

рующими Федерацию в целом); 

     2) согласование  интересов  территорий  с различным  статусом 

(национальные республики - области) и различных этнических  групп. 

Экономическая составляющая  региональной политики рассматривается 

президентскими структурами  скорее,  как средство решения, как  они 

считают, действительных  проблем  -  сохранение целостности  госу- 

дарства и поддержание межнациональной стабильности. 

     Распад  Федерации рассматривается администрацией  как постоян- 

ная угроза.  Для удержания под контролем центробежных  тенденций 

главные усилия она  направляет на соблюдение базовых конституцион- 

ных принципов (равноправие субъектов Федерации,  единство  госу- 

дарственного строя,  отсутствие внутренних экономических  границ). 

Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих  прин- 

ципов не  реально,  ставка делается на разработку и осуществление 

"новой региональной  стратегии российского  государства",  направ- 

ленной на  преодоление  дифференциации  регионов по уровню жизни, 

развитие межрегионального сотрудничества, а также "переход  от уз- 

коэкономических к более широким - общественным и социальным це- 

лям". 

     Реалистичность  постановки  таких  целей   весьма сомнительна. 

Единственное, что  можно серьезно обсуждать в идеологических пост- 

роениях президентских  экспертов, - это необходимость быстрого ре- 

формирования налоговой  системы с разделением налоговых  баз бюдже- 

тов городов, регионов и Федерации. Сотрудники президентской адми- 

нистрации считают,  что в этом случае "каждый  уровень государс- 

твенной власти  будет по-настоящему независим от других" (именно 

в этом случае единство Федерации будет соблюдаться  неукоснитель- 

но). Для  укрепления  такого единства намечается также обеспечить 

приорететное развитие единой инфраструктуры и окончательно  разг- 

раничить федеральную и региональную собственность. 

     Наиболее  противоречива позиция президентской  команды относи- 

тельно определения реального статуса регионов.  С одной стороны, 

утверждается, что  регионы не  являются  субъектами  экономических 

отношений, с другой - что регионы обладают определенными  полномо- 

чиями в регулировании  экономического поведения на их  администра- 

тивной территории. Возможный выход из такого конфликтного положе- 

ния видится в создании Федерального фонда регионального развития, 

Информация о работе Региональная политика России: концепции, проблемы, решения