Геостратегия РФ в отношении ближнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:22, реферат

Краткое описание

Отношения между Россией и странами арабского мира на всех позициях стали складываться лишь с 1950 гг., когда советский союз обратился за поддержкой государств, противопоставляющих себя западу. Помощь советского союза была неоценима.
К моменту распада СССР на арабские страны приходилось около 30% объема советского товарооборота со всеми государствами третьего мира и не менее 20% объема советского технико-экономического содействия последним. Торговля и технико-экономическое сотрудничество с арабскими странами составляло в среднем ежегодно 6,5-7 млрд долл.

Вложенные файлы: 1 файл

геостратегии рф на бл востоке.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

В то же время в целом  внешняя политика саудовцев идет в фарватере США. Отсюда и вмешательство  в 80—90-х гг. во внутренние дела Ирака, Ирана, Афганистана. Поэтому сложные, а порой и напряженные отношения  сложились между Саудовской Аравией и другими исламскими государствами, в частности Ираном и Ираком.

Причин тому несколько: и ориентация ваххабитского королевства  на США (отсюда противоположный подход к присутствию западных вооруженных  сил в Персидском заливе), и конкуренция на мировом рынке нефти, и попытки забрать квоту Ирака, и идеологические противоречия. Еще одним фактором напряженности является ежегодное паломничество в Мекку, во время которого, по мнению саудовцев, верующие других стран, особенно иранцы, пытаются вмешиваться в их внутренние дела.

Но есть немало факторов, которые в начале XXI в. потребовали  от исламских государств определенной координации своих геополитических  усилий. Наиболее важные из них —  противостояние агрессивным устремлениям Израиля, совместная политика со странами-экспортерами нефти в борьбе против снижения цен на энергоносители и др.

Например, в 2003 г. королевство  отказалось послать свои войска в Ирак.

80—90-е гг. XX в. характеризовались  охлаждением отношений Саудовской  Аравии сначала с Советским Союзом, а затем с Россией. Причина тому — войны в Афганистане и Чечне. Последние годы началось некоторое потепление отношений между Москвой и Эр-Риядом. В сентябре 2003 г. в Россию нанес визит наследный принц Абдалла. В числе прочих вопросов на самом высоком уровне обсуждалось сотрудничество в газодобыче. «Газовая инициатива» Абдаллы содержит предложения по совместной разработке газовых месторождений, геологической разведке, использованию газа для опреснения воды, строительству газопроводов, работающих на газе электростанций, а также объектов нефтехимической промышленности. Стоимость совместных проектов, по оценкам специалистов, составляет 25 млрд долл.

Саудовская Аравия намерена наладить производство российских гражданских  вертолетов фирмы «Камов» (одних из лучших в мире). Принц также вел переговоры о сотрудничестве в военной области. Саудовский рынок — один из крупнейших в регионе. Пока же Москва занимает в нем мизерную долю — всего 0,2% товарооборота Саудовской Аравии. Поставляем мы бумагу, металл, древесину. Между Москвой и Эр-Риядом достигнуто соглашение о создании совместной рабочей группы по борьбе с международным терроризмом, включая и Чечню.

Эти факты говорят  о многом. О неприятии Саудовской Аравии современной политики США. О  том, что власти королевства, сделавшие в свое время ставку на Америку, вынуждены балансировать между внутренними угрозами, которые могут возникнуть в случае сохранения проамериканского курса и вероятными внешними. В американской печати были публикации о замене династии саудов на династию хашемитов — прямых наследников пророка Мохаммеда.

Учитывая огромный финансовый вес королевства, важное геополитическое  положение Саудовской Аравии, российская дипломатия прилагает большие усилия для налаживания с этой страной  прочных экономических связей и военно-технического сотрудничества, Так как родина пророка Мохаммеда с каждым годом играет все более заметную роль в раскладке геополитических сил.

Очевидная недопустимость подобной ситуации усугубляется еще  и тем, что на сегодняшний день сложилась ситуация, когда у России фактически отсутствуют реальные страны-союзники в регионе, способные быть эффективным каналом для продвижения российских интересов. Традиционные «клиенты» России — Ирак, Сирия, Иран, Ливия — находятся в состоянии более или менее жесткой международной блокады или блокады со стороны стран США и их союзников. Палестинское движение сопротивления во главе с ООП при всей ее политической активности уже не может быть эффективной опорой для внешней политики России. Идентичность интересов и спектр международных связей ООП определяет ее место как силы зачастую имеющей объективно несогласуемую с Россией позицию. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективы внешней  политики России на Ближнем Востоке:

Россия и страны ближнего Востока – конкуренты на мировом рынке энергоносителей. Есть все основания полагать, что подобная ситуация сохранится и в обозримом будущем. Обладание идентичными ресурсами ставит перед Россией задачу согласования поведения со странами ОПЕК. Экономическое взаимодействие с государством Саудовская Аравия фактически отсутствует, минус в том, что страна является крупнейшим спонсором политического ислама, в том числе его экстремистских форм.

Возникает задача выработки  четкого внутрироссийского видения  места и роли ОПЕК, отношений РФ-ОПЕК и ресурсной составляющей ближневосточного расклада.

Возможное осложнение отношений  России в регионе связывают со сменой правящих элит в этом регионе. Со сцены в арабском мире уйдут  люди, взаимодействие с которыми (негативное или позитивное) достаточно привычно для России. В последние 20-25 лет арабскую политику определяли президенты Египта — Хосни Мубарак, Сирии — Хафез Асад, ОАЭ — шейх Зайед, Туниса — Бен Али, лидер Ливийской Арабской Джамахирии — Муамар Каддафи, короли Саудовской Аравии— Фахд,. Часть из них сменилась в результате событий «Арабской весны», часть ушла из жизни (по разным причинам), Лидер Ливии – Муамар Каддафи, король Иордании— Хуссейн бен-Талал, Марокко— Хасан II, президент Сирии X. Асад в 2000 г., лидер Организации Освобождения Палестины — Ясир Арафат, а также повешен Садам Хусейн.

Когда «назначается»  преемник одновременно назначается  и «группа поддержки» тоже время  сразу же образуется и группа незаинтересованных. Появляется вектор конфликта в политической жизни страны. Развертывание подобных событий ярко проявляется в государствах, где формально отсутствует институт преемственности власти.

Сирия останется клиентом российского военно-промышленного  комплекса. Невозможность неизменного  сохранения линии Асада будет  диктоваться задачами выхода Сирии из политической полуизоляции и явной незаинтересованностью США в сохранении антиамериканского режима.

Выход на рынки вооружения стран Персидского залива, имеющие  наибольший финансовый потенциал выглядит чрезвычайно привлекательным. Освоение этих рынков, пока за счет отдельных, разовых сделок, должно рассматриваться как долгосрочный приоритет региональной политики. Перманентная конфликтогенность сделала регион одним из самых емких рынков вооружения, на котором российский ВПК все еще играет заметную роль. Основными импортерами являются Сирия и Иран, а также (потенциально) Ирак, которые вызывают негативное отношение мирового сообщества и особенно США.

Важнейшей задачей России на Ближнем и Среднем Востоке  должен стать вывод отношений  с Израилем на уровень стратегического партнерства. Россия не имеет объективных противоречий с Израилем. Развитию отношений в немалой степени будет способствовать мощная русскоязычная община в этой стране. Это позволяет нашей стране получить доступ технологиям западного уровня в целом ряде областей.

Еще один фактор связан с  внутриполитическими изменениями  и динамизацией внешней политики Турции.

Направлениями турецкой экспансии являются постсоветское  пространство и Балканы. Турция все  больше становится игроком, имеющим свои собственные интересы, отличные (а зачастую противоречащие) от интересов традиционных союзников — США и европейских стран НАТО. Все явственнее проявляются факторы, свидетельствующие о возвращении к мусульманской политической идентичности Турции.

Задача России – формулирование стратегических основ и тактических приемов турецкой политики, учитывая экономический, политический, военный и культурно-идеологический вес Турции выработка стратегии должна носить комплексный характер и строится на межведомственной основе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Электронный ресурс о геополитике // http://libsib.ru/geopolitika/geopolitika-v-sovremennom-mire/rossiya-i-musulmanskiy-mir
    2. Электронный ресурс о геополитике // http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-geopolitika/strategicheskie-interesyi-rossii-blijnem.html
    3. Какова роль России на Ближнем Востоке? Электронная статья // http://geopolitica.ru/Articles/1057/

Информация о работе Геостратегия РФ в отношении ближнего Востока