Межнациональные отношения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
Рассмотреть этническую ситуацию, основные проблемы идентификации народов и наций в России.
анализировать и классифицировать национальный состав населения страны, а также провести анализ истоков и содержания межнациональных конфликтов в условиях современного российского общества и пути их решения.
Задачами работы являются:
1) рассмотрение исторически сложившегося состава населения в России
2) анализирование государственной национальной политики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Идентичность в парадигмах этноса, народа, нации…………………5
1.1 Нация, народ, этнос. Основания определения……………………………....5
1.2 Этническая идентичность.…………………………………..........................10
Раздел 2. Национальный состав населения в РФ……………………………..14
2.1 Национальная численность на территории РФ……………………………14
2.2 Языковые семьи и группы………………………………………………….16
Раздел 3. Межнациональные отношения в РФ………………………………..19
3.1 Национальная политика РФ………………………………………………..19
3.2 Основные проблемы в межнациональных отношениях………………….21
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Народы и Нации.docx

— 60.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1.  Идентичность в парадигмах этноса, народа, нации…………………5

1.1 Нация, народ, этнос. Основания определения……………………………....5

1.2 Этническая идентичность.…………………………………..........................10

Раздел 2. Национальный состав населения в РФ……………………………..14

2.1 Национальная численность  на территории РФ……………………………14

2.2 Языковые семьи и группы………………………………………………….16

Раздел 3. Межнациональные отношения в РФ………………………………..19

3.1 Национальная политика  РФ………………………………………………..19

3.2 Основные проблемы в межнациональных отношениях………………….21

Заключение……………………………………………………………………...27

Список литературы……………………………………………………………..29

 

 

Введение

В России живут более 180 народов и народностей (с 44 религиозными конфессиями). Возникает вопрос: что представляет собой многонациональная общность людей, именуемая Россиянами? Почему мы охотно признаем наличие американской нации, представляющей сплав различных народов Запада и Востока, многие из которых сохраняют свой язык, национальные особенности и традиции, и в то же время не решаемся говорить о многонациональной российской нации? Ведь никто еще не доказал, что нации могут возникать только на основе сближения, смешения, слияния донациональных форм общности людей - родоплеменный образований и народностей. Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что в рамках многонационального государства на основе объективных процессов возникает тенденция складывания “многонациональной нации”.

Проблема  идентификации народов и наций рассмотрена множеством ученых. Изучением данной темы занимались такие выдающиеся отечественные ученые как Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилёв, Ю.Г. Волков, А.П. Садохин, С.В. Соколовский и т.д.

Актуальность данной темы состоит в том, что тема идентичностей  – является одной из наиболее реагирующих на политические перемены в стране, да и в мире в целом. С изменением политической ситуации, исходя из социальной категоризации выбираются те концепты, которые политикам или политологам кажутся наиболее приемлемыми для их проектов. Не является исключением и проблема взаимодействия и акцентации этнической идентичности с государственной и гражданской.

Для изучения этноса, нации, народа и процессов происходящих с ними, необходимо дать их определения. Но даже при определении понятия этнос мы сталкиваемся с его вариативностью. "Этнос – явление, определяемое общностью происхождения"; "этнос – порождение культуры на базе общего языка"; "этнос – скопище людей, объединенное общим самосознанием"; "этнос – группа людей, похожих друг на друга";  "этнос – условная классификация, обобщающая людей в зависимости от той или иной формации"; "этнос-социальная категория"; "этнос-порождение природы" и т.д.

Цель  работы:

  1. Рассмотреть этническую ситуацию, основные проблемы идентификации народов и наций в России.
  2.   анализировать и классифицировать национальный состав населения страны, а также провести анализ истоков и содержания межнациональных конфликтов в условиях современного российского общества и пути их решения.

Задачами работы являются:

1)       рассмотрение исторически сложившегося состава населения в России

2) анализирование государственной национальной политики;

Объектом исследования выступают проблемы идентификации наций и народов, населяющих РФ,  межнациональные отношения и национальная политика в РФ.

Предмет исследования: национальный состав населения в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.  Идентичность в парадигмах этноса, народа, нации

    1. Нация, народ, этнос. Основные определения

Социальная структура  общества вместе с другими аспектами  характеризуется наличием и взаимодействием  социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения  и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое  изучение современного общества имеет  прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в  том числе и для Российской Федерации.

К общностям социально-этнического  типа относятся племя, народность, нация, этническая группа и другие этнические образования людей, возникшие в  результате естественно-исторического  процесса. Чтобы раскрыть сущность этих явлений, необходимо вначале рассмотреть  содержание таких основных понятий, как «народ», «нация» и «этнос», поскольку с ними коррелируются все этнические единицы.

Весьма многозначен термин «народ». В обиходном языке народом обычно называют население государства, жителей страны. На языке социальных наук, и прежде всего этнографии, народ – это общность, отличающаяся по ряду признаков от других подобных же исторически развивающихся коллективов. В этом смысле мы говорим, например, «русский народ» или «узбекский народ», «польский народ», «венгерский народ» и т. д. В этом случае термин «народ» равнозначен термину «нация». Иногда термин «народ» употребляется для обозначения совокупности различных социально-этнических групп: наций, этнических групп, национальных меньшинств и др. Например, многонациональный народ Российской Федерации, народ Казахстана и т. п. Как видно, термин «народ» относится к очень различным типам общностей, а также выступает как собирательный по отношению к нескольким социально-этническим общностям.

Нация. Некоторые ученые предлагают отказаться от понятия нации. Но определение нации нужно, без него такие важнейшие производственные понятия, как “национальная культура”, “национальная самосознание”, “национальная жизнь” просто повисают в воздухе. Идут поиски нового определения нации. Так, В.М. Межуев считает, что “нация есть форма национального объединения и национальной жизни людей в условиях “гражданского общества”, основанной на личной - экономической, правовой и духовной - самостоятельности индивидов1.

          Это определение нации, новое по форме и содержанию, вызывает возражение не только потому, что “нация” определяется через “национальное”. Главное в том, что определение нации в лучшем случае может быть отнесено лишь к западному типу развития, но никак не к Востоку. Оно не может быть отнесено и к России, ибо у нас никогда не было гражданского общества - ни в дореволюционный, ни в советские периоды. А нация была и есть.

Не может удовлетворить  нас и старое определение нации  как такой исторической общности людей, для которой характерны общность языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в национальном своеобразии ее культуры.

На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род – племя – народность – народ – нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи.

Нация - этническая категория  более высокого ранга, чем народ, обычно включает несколько народов. Объединение людей на основе единых стандартов литературного языка, школы  и средств массовой информации. Иногда рассматривается как сугубо политическая категория (объединение)

В последние годы в социальных науках широко употребляется понятие  «этнос». Правда, в западной социологической  литературе оно употребляется издавна.

«Понятие «этнос» (слово  греческого происхождения, обозначающее племя, народ) является исходным для  характеристики социально-этнических общностей, поскольку дает возможность  для однозначного выражения того общего, что имеется в понятиях «нация», «народность», «этническая  группа» и др. Это общее –  наличие определенной языковой и  культурно-бытовой специфики, единого  самосознания. Его принято называть этническим, а совокупности людей  – «этносами». Понятие «этнос»  охватывает все социально-этнические общности».

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая едиными культурой (включая язык) и психологическим складом, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. Признаки, выражающие системные свойства этноса и отделяющие его от других этносов, – язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют в итоге специфическую этническую культуру.

В современной историко-этнографической  литературе есть ряд попыток определения  понятия «этническая общность». Так, С. А. Токарев формулирует это  понятие следующим образом: «Этническая  общность есть такая общность людей, которая основана на одном или  нескольких из следующих видов социальных связей: общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного  уклада, религии (если последняя сохраняется)»2.

Это определение было подвергнуто  критике В.И. Козловым, который предложил  свою дефиницию этнической общности: «Этническая общность – социальный организм, сложившийся на определенной территории из групп людей при  условии уже имевшейся или  достигнутой ими по мере развития хозяйственных и социально-культурных связей общности языка, общих черт культуры и быта, ряда общих социальных ценностей  и традиций, а также значительного  смешения резко отличавшихся расовых  компонентов. Основными признаками этнической общности являются этническое самосознание и самоназвание, язык, территория, особенности психического склада, культуры и быта, определенная форма социально-территориальной  организации или стремление к  созданию такой организации»3.

Теория этноса наиболее обстоятельно была рассмотрена и разработана  в труде Ю. В. Бромлея «Этнос и  этнография». По Ю. В. Бромлею, «этнос в  узком смысле слова в самой  общей форме может быть определен  как исторически сложившаяся  совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями  культуры (в том числе языка) и  психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких  же образований». Ю. В. Бромлей полагает также, что «компоненты этноса... могут быть сопряжены в конечном счете с любой сферой человеческой деятельности. Поэтому оказывается возможным "пересечение" этнографии с любой наукой, занимающейся изучением того или иного аспекта жизни людей»4.

Не входя здесь в  подробное рассмотрение приведенных  определений этнической общности, сформулированных современными советскими этнографами, обратим внимание на то, что наиболее характерными для первобытнообщинного  строя, в том числе и для  позднейших его периодов, формами  общностей являются род, племя, союз племен. В отношении рода Ф. Энгельс  справедливо указывал в свое время, что, «встречая у какого-нибудь народа род как основную общественную ячейку, мы должны будем искать у него и  племенную организацию»5. В то же время, очевидно, что обособленное племя, как форма этнической и социальной организации, в эпоху разложения первобытнообщинного строя перестало удовлетворять потребностям социального уровня эпохи и потому родился новый тип общностей – союз племен. Представляется необходимым добавить к этому, что образование союзов племен стимулировалось регулярными войнами, которые стали непременным общественным явлением. Именно война продиктовала консолидацию родственных племен как настоятельную жизненную необходимость – консолидация племен стала фактором, от которого зависело физическое существование конкретных этнических общностей.

Таким образом понятия  «этнос», «нация» и «народ» не являются тождественными, являются самостоятельными понятийными единицами, но тесно переплетены и связаны между собой.

 

 

    1. Этническая идентичность.

В многочисленных исследованиях, затрагивающих так или иначе  данную тему, понятие этнической идентичности зачастую употребляется без какой-либо дефиниции, видимо, из-за кажущейся  простоты. Действительно, для определения  того, что есть этническая идентичность, достаточно ограничиться короткой формулой «ощущение принадлежности индивидуума  к какому-либо этносу, отличному  от других». Однако, помимо этого, представляется необходимым определить внутренние категории данного понятия, его  структуру, поскольку этническая идентичность не является понятием монолитным.

В целом, обобщив литературу по данному вопросу, будем исходить из того, что этническая идентичность как многопризнаковая система состоит  из следующих компонентов, некоторые  из которых являются спорными:

1) антропологический тип; 

2) язык и его диалекты, отношение к языку и разным  формам его существования; 

3) самоназвание;

4) общность материальной  и духовной культуры;

5) общность религии; 

6) формы, стереотипы поведения; 

7) тип социальных связей;

Информация о работе Межнациональные отношения в РФ