Большой ближний Восток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 23:34, статья

Краткое описание

В статье рассматриваются последствия усиле­ния роли исламского фактора в мировой политике. На фоне роста численности исламских организа­ций радикального и экстремистского направления актуализировалась проблема исламско-христи-анского диалога. Этому во многом способствует выдвинутая исламистами альтернативная модель развития мусульманского мира, имеющая преж­де всего антизападную, а, по мнению некоторых исследователей, и антихристианскую направлен­ность. В связи с этим появилась возможность говорить о возвращении человечества в неда­леком будущем в эпоху религиозных войн. Ряд аналитиков вообще утверждают, что такая война уже давно началась.

Вложенные файлы: 1 файл

БОЛЬШОЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

БОЛЬШОЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК

ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В МИРОВОЙ  ПОЛИТИКЕ 
 
 

  В статье рассматриваются последствия  усиления роли исламского фактора в мировой политике. На фоне роста численности исламских организаций радикального и экстремистского направления актуализировалась проблема исламско-христи-анского диалога. Этому во многом способствует выдвинутая исламистами альтернативная модель развития мусульманского мира, имеющая прежде всего антизападную, а, по мнению некоторых исследователей, и антихристианскую направленность. В связи с этим появилась возможность говорить о возвращении человечества в недалеком будущем в эпоху религиозных войн. Ряд аналитиков вообще утверждают, что такая война уже давно началась. Однако автор полагает, что заявления о якобы бушующих современных религиозных войнах несостоятельны, а постепенно назревающий исламе ко-христиански и конфликт пока еще можно предотвратить.

Один  из популярных лозунгов политологов  80-х годов - "ислам на марше". В последнее время он не просто подтвердился целым рядом событий, но, что важнее, стал одним из наиболее значительных факторов мировой политики1. Так, при внимательном изучении географии современных локальных конфликтов можно сделать серьезное "открытие": если не во всех, то в большинстве из них наряду с противоречиями территориально-политического, этнического или экономического характера, присутствуют разногласия религиозного плана. При этом одна из противоборствующих сторон по своей конфессиональной принадлежности, как правило, относится к исламу. Примеры - арабо-израильский конфликт, проблемы бывшей Югославии, "территориальный" спор Индии и Пакистана и т.д.

  Предложенная  тема, связанная с влиянием исламского фактора на мировую политику, еще недостаточно полно освешена в отечественной научной литературе, хотя многие современные исследователи уделяют определенное внимание этому вопросу в контексте других актуальных международных проблем. Тем не менее можно утверждать, что сегодня существует практическая необходимость комплексного и всестороннего изучения той роли, которую играет ислам в мировой политике. 

     ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР: ОТ СОДЕРЖАНИЯ К ПРОЯВЛЕНИЮ

Небывалый рост численности разнообразных мусульманских  фундаменталистских и экстремистских движений и организаций2, основанных  

на идеологии  исламского радикализма, а также их финансово-технологических и политико-экономических возможностей во многом привел и к становлению исламского фактора как важного аспекта мировой политики. При этом развитие идеологии и практики современного исламского фундаментализма и экстремизма оказалось под давлением взаимосвязанных причин не только внутреннего, но и внешнего характера3. К первой группе факторов следует отнести: последствия для исламских обществ экономического и политического кризиса, являющихся во многом негативным итогом бурно развивающихся процессов глобализации; а также определенное воздействие проблем демографического характера, которые отягощаются непростым историческим наследием и изменением некоторых мировоззренческих установок. Под давлением извне (исходящая из Ирана проповедь "экспорта ислама" в его радикальном варианте, некоторые тенденции развития Пакистана и Турции) фундаменталистское движение стало радикализироваться, приобретая экстремистскую тональность.

  Этому во многом способствовала непродуманная внешняя политика США и некоторых европейских держав. Сходную с этой точкой зрения высказывает и известный американский политолог 3. Бжезинский. Он пишет, что, несмотря на стремление Белого дома избежать антимусульманской риторики, "американская политика приобретает явную антиисламскую окраску..."4.

  Однако  новая администрация США во главе  с президентом-демократом Бараком Обамой пытается развивать диалог с исламским миром, правда, пока безуспешно. Так, 4 июня 2009 г. американский президент в своей речи в Каире призвал открыть новую страницу в отношениях между Вашингтоном и исламским миром, подчеркнув, что Соединенным Штатам и мусульманским странам нет нужды "соревноваться", а их отношения должны основываться на взаимных интересах и уважении. Он признал политические просчеты США в Ираке. Тем не менее, излагая причины вторжения американцев в Багдад, Б. Обама возложил вину за это на экстремистов, явно подразумевая под последними представителей исламского мира. Президент Соединенных Штатов воздержался от осуждения своего предшественника Джорджа Буша, отдавшего приказ о военном вторжении в суверенное государство, в результате чего была развязана гражданская война, в которой погибло более миллиона иракцев, а около двух миллионов стали беженцами. Эта авантюра имела обратный эффект и привела к тому, что Ирак превратился в испытательный полигон международного терроризма.

 Оценивая  сказанное Б. Обамой в Каире, необходимо отметить, что степень взаимного неприятия США и исламского мира весьма велика, поэтому только красивыми словами положение не исправишь.

Возрастание роли исламского фактора во многом обусловлено и наличием на территории мусульмайских государств крупнейших запасов минерального сырья, прежде всего нефти и газа, имеющих важнейшее значение для экономики стран Запада. Повышает значение данного фактора и постоянное наращивание военного потенциала мусульманских государств. Это достигается главным образом путем приобретения новейших образцов оружия, создания современной военной инфраструктуры. Некоторые исламские государства уже имеют на вооружении ракеты; а Пакистан, где довольно сильно влияние исламистов, обладает даже ядерным оружием, которое, по мнению некоторых представителей пакистанской политической и духовной элиты, следует сделать достоянием всего исламского мира. Так, Башируддин Махмуд, одна из ключевых фигур на заводе в Кахутте, где производился обогащенный уран для испытания первой ядерной бомбы, заявил, что ядерные мощности Пакистана "являются собственностью всего мусульманского мира". Он публично призывал Пакистан предоставить обогащенный уран и оружейный плутоний для вооружения всех исламских государств5. Интересно, что разведывательные организации США, изучая дело арестованного в Пакистане Башируд-дина Махмуда, пришли к заключению, что в ходе своих неоднократных встреч с Усамой бен Ладеном он смог обеспечить террориста номер один чертежами для создания ядерных бомб6.

  Итак, когда сегодня говорят о влиянии исламского фактора на мировую политику, подразумевают прежде всего то воздействие, которое оказывают на современный международный политико-экономический климат транснациональные организации, основанные на идеологии исламского радикализма и экстремизма. В ряду подобных организаций важнейшее место принадлежит "Аль-Каиде", годовой бюджет которой составляет от 20 до 50 млн. долл.7, а финансовая империя самого У. бен Ладена оценивается в 300 млн. долл. Примечательно, что "Аль-Каида" занимается активным сбором средств не только в странах исламского мира, но и в Европе и США через "мусульманские гуманитарные организации". Внушительные доходы, впечатляющая численность, а также высокая социально-политическая активность членов и просто сочувствующих этой организации заставляют рассматривать "Аль-Каиду" как очень опасного противника.

Понятно, что подобные организации могут сами оказывать непосредственное влияние не только на мировой политический процесс, но и на внутриполитическую обстановку во многих, прежде всего сотрясаемых межконфессиональными и межэтническими конфликтами, государствах. Так, самим только фактом своего существования эти организации вынуждают все цивилизованные страны мирового сообщества забыть противоречия и объединиться в борьбе с международным терроризмом. Правда, соответствующие действия антитеррористической коалиции далеки от совершенства и вызывают множество споров и нареканий. Но главное— есть движение вперед, есть цель, обозначенная превосходящим большинством государств - членов ООН, - победа над международным терроризмом.

  Немаловажно, что международные террористические организации, стремящиеся в конечном итоге к созданию Вселенского Халифата, в основе своей идеологии используют, как и "Аль-Каида", радикальный ислам, который во многом выступает в качестве альтернативы процессам глобализации. Данное обстоятельство отнюдь не случайно. Именно экономический и политический кризисы, которые многие считают следствием глобализации, привели к тому, что "пасынки" глобализации (большинство их находится в мире ислама) стали перед выбором: либо продолжить сомнительные социальные эксперименты, либо создать свою модель развития. При разработке такой модели были использованы весьма радикализированные исламские постулаты. Таким образом, идеологически обоснованная и выстроенная на традиционных стереотипах мышления альтернатива, направленная на создание общества, управляемого законами шариата, потеряла толерантность и приобрела бескомпромиссный характер, особенно в своей антизападной направленности. Данное обстоятельство усугубляется тем, что радикально настроенная часть исламского мира избрала терроризм в качестве наиболее действенного способа достижения собственных целей.

  Использование современными международными террористическими структурами радикальной исламской риторики для оправдания своей антигуманной деятельности, а также их нескрываемая антизападная, а часто и антихристианская политика, позволяет некоторым исследователям говорить о войне христианского и исламского миров, о начале конфликта цивилизаций. При этом антизападная направленность рассуждений исламских радикалов, экстремистов и террористов исходит из того, что агрессивный Запад мешает мировому исламу уйти от состояния современной джахилийы^ восстановить, основанные на Коране, государственно-общественные отношения времен пророка Мухаммеда, а в перспективе вернуть утраченное величие.

Следуя  логике теории столкновения цивилизаций, ведущий российский исламовед А. Малашен-ко заявляет, что "несмотря на всю фарисейскую политкорректность, признание конфликта между цивилизациями скрыть не удается"8. Причем для доказательства своей правоты многочисленные последователи данной теории указывают на примеры бушевавших в недавнем прошлом "карикатурных войн"; упоминают международный скандал, который был вызван выступлением Папы Римского Бенедикта XVI в университете города Регенсбург; обращаются к причинам известных погромов во Франции и т.д. Но, как представляется, эти исследователи преувеличивают религиозный момент конфликта, часто маскирующий либо расхождение политических и экономических интересов различных групп элиты, либо извечный социальный конфликт бедных-богатых. А еще хуже, что здесь может быть умелая РД-акция, спланированная и проведенная по всем законам черного пиара. Но было бы ошибкой отрицать имеющиеся исламско-христианские противоречия, способные нарушить геополитичское равновесие.

    МИФОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ  ВОЙН

  В последнее время в СМИ, на страницах  научно-популярных и научных изданий, а также в выступлениях некоторых политиков можно встретить достаточно спорный и неоднозначно трактуемый термин "религиозная война". К примеру, американский политик П. Бькженен считает, что сегодня мы являемся свидетелями разразившейся религиозной войны9. Особенно популярно использование понятия "религиозная война" при характеристике современных отношений между христианским и исламским мирами. Так, по мнению У. бен Ладена, лидера "Аль-Каи-ды", сегодняшний мир поделен на два лагеря: "один - веры, где нет лицемерия, а другой - неверия, от которого, мы надеемся, бог сохранит нас". Лагерь верующих составляют мусульмане, лагерь неверных во главе с США принадлежит христианству10. Причем столкновение этих сил неминуемо, призывы к чему неоднократно звучали со стороны радикально настроенных представителей обоих лагерей.

В этом контексте представляется интересной точка зрения российского политического обозревателя Л. Радзиховского. Он полагает, что за падные христианские страны (включая Россию) втянуты в религиозную войну. Но они ее ведут с антирелигиозных позиций, поэтому вынужденно-религиозная война XXI в. - не "нормальная" схватка двух "симметричных" фанатизмов, а война против самой идеи "религиозных войн". Запад воюет за то, чтобы остаться собой - светским, демократическим, терпимым11. Принимая утверждение о несимметричности двух фанатизмов, следует, однако, напомнить об использовании тем же Западом религиозной риторики. Здесь можно упомянуть обращение Джорджа Буша мл. к Богу за помощью в борьбе против международного терроризма и о популярной в США мессианской риторике.

  Само  использование термина "религиозная  война" вызывает множество споров и нареканий и в научном мире, и за его пределами. Одни исследователи считают это определение некорректным. В качестве аргумента они указывают на тот факт, что даже известные события средневековой истории, которые в историческом сообществе принято называть религиозными войнами, нельзя считать таковыми в силу доминирования в них политических мотивов. Другие, наоборот, пытаются придать новый смысл понятию "война", а также обосновать религиозный характер современных войн12. Следует сделать оговорку, что в данном контексте под термином "религиозная война" понимается современная война или вооруженный локальный конфликт с религиозной составляющей, которая оказывает значительное влияние на характер военного противоборства. Именно эта составляющая и придает импульс бескомпромиссности и крайней жестокости протекающим в настоящее время вооруженным столкновениям. В такой интерпретации религия выступает не только как форма и как инструмент противостояния, но она же обеспечивает и его идейное обоснова-

ние

Изучая  сквозь призму борьбы с транснациональным терроризмом основной вектор развития международных отношений, некоторые ученые могут достаточно аргументированно говорить о религиозных войнах современности, которые затрагивают в основном исламский и христианский миры. Так, например, Н. Косолапое в статье "Кризис рациональной всемирное пишет, что. "если XX век начинался как эпоха пара, электричества, индустриализации, то XXI век стартовал в этом смысле как возвращение в эпоху религиозных войн"14 (курсив мой. - П.Д.). Однако при исследовании этой темы необходимо отделять религиозные учения от их возможных политических проекций. Правда, в исламской традиции достаточно сложно провести однозначную разделительную линию между религией и политикой.

Информация о работе Большой ближний Восток