Геополитический потенциал России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Страна никогда не будет преуспевающей, если не будут решены обоюдно проблемы региональной, экономической, экологической, социальной политики, а также проблемы, связанные с геополитикой. Таким образом, все более осознаваемая российским обществом необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны, ее государственно-административных, политических, экономических, ресурсообеспечивающих, научно-образовательных, социокультурных, жизнеобеспечивающих, целеобразующих, демографических структур на перспективу жизни одного из двух поколений не получила пока адекватной реализации, что не может сказываться на текущей деятельности «ветвей власти», приобретающий все больше хаотический, ситуационный, часто и конъюнктурный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Геополитическое положение России на современном этапе………..............................................................................................................5
1.1 Геополитические изменения после распада СССР………………………...5
Россия в постсоветском пространстве………………………………….10
Глава 2. Геополитический потенциал России и факторы национальной безопасности государства……………………………………………………….21
Геополитический потенциал и возможности развития России…………..21
2.2 Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления…………….25
Заключение………………………………………………………………….……38
Список использованных источников…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Геополитика и национальная безопасность России в конце ХХ в.docx

— 70.00 Кб (Скачать файл)

- структурную перестройку экономической системы.

Внутренние угрозы в России увеличились многократно:

- это несопоставимое с ее промышленным потенциалом падение промышленного производства;

- резкое социальное разделение, миграционная неустойчивость;

- финансовая нестабильность, переход экономики в разряд колониально-сырьевой;

- снижение эффективности АПК - продовольственная зависимость о других стран. В среднем за 1991-1995 гг. объем валовой продукции сельского хозяйства сократился по сравнению с предыдущим пятилетием на 25%, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - на 60%;

- региональный сепаратизм;

- рост преступности, наркомании.

Национальную безопасность можно рассматривать в качестве системы, порождающей стабильность, в противовес системам, несущим в  себе нестабильность.

Источники нестабильности можно  разделить на внешние и внутренние.

Среди внутренних факторов обеспечения национальной безопасности следует выделить:

- экономические;

- политические;

- национальные;

- экологические;

- информационные.

Модель безопасности должна строиться от защиты к защите изнутри. Внутренняя национальная безопасность предполагает:

- стабильность;

- экономическое преуспевание;

- оптимальное существование;

- моральное здоровье общества.

Обеспечение национальной безопасности предполагает учет возможных сценариев  развития ситуации в России и противодействия  следующим угрозам:

1. Угроза распада общества (расслоение по экономическим, политическим, религиозным характеристикам). Распад общественных связей (создание агрессивных полюсов).

2. Сценарий внутренней угрозы - уничтожения интеллекта общества, биологического вымирания.

3. Угрозы этнических факторов.

4. Угрозы усиленной регионализации. Слабость центральной власти, экономический коллапс вызывает попытку сохранить управляемость в отдельном регионе. Вариант ограниченной стабильности на семейном, региональном уровне.

В механизме обеспечения  безопасности решающая роль принадлежит  государству и его органам, особенно исполнительной власти.

Геополитическая ситуация в  мире в начале XXI века бурно изменяется и характеризуется постоянными  столкновениями политических, экономических  и военных интересов стран  и коалиций государств. В этой обстановке многих волнует вопрос: «Существует  ли непосредственная угроза безопасности России, откуда она исходит, каков  ее характер, каковы должны быть меры защиты?».

Выдвигают России свои территориальные  претензии и Балтийские государства. Эстония претендует на Кингисеннский  район Ленинградской области, а  также требует изменения границ согласно Тартускому договору 1920 года, по которому Изборск и Печоры были признаны эстонской территорией. Латвия заявляет свои права на район Псковской  области. Несмотря НАТО, что дискриминация  русскоязычного населения (в Латвии его 48%, в Эстонии - 40%) возведена в  ранг официальной политики с цензами  оседлости, ограничениями в прописке и предоставлении гражданства. Эстония  и Латвия предлагают свое гражданство  русскому населению ряда районов  Псковской области. И некоторые  из псковичей охотно идут на это, стремясь освободиться от службы в Российской Армии.

Характерно, что на новых  картах, выпущенных в Латвийской республике, Пыталовский район Псковской  области фигурирует как составная  часть Латвии.

На западе источниками  напряженности могут стать, во-первых, выдвигаемые в Литве, Польше и  ФРГ требования демилитаризировать Калининградскую область. Одним  из вариантов возможного развития ситуации в регионе является установление контроля над Калининградской областью со стороны международных организаций  под предлогом оказания ей всесторонней помощи с последующим приданием  статуса свободной экономической  зоны. При этом не исключается вариант  ее полного отделения в будущем  от России с дальнейшей переориентаций на Германию или Литву. В данном контексте  России отводится роль второстепенного  партнера при решении этого вопроса  и в дальнейшем предполагается вытеснение ее из пространства Балтийского моря.

Во-вторых, дальнейшее продвижение  блока НАТО на восток. На состоявшейся в Праге в ноябре 2002 года саммит НАТО получили приглашения очередные  семь стран - Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Болгария, Румыния, которые  стали членами альянса летом 2004 года. Руководство блока в свою очередь, не дожидаясь свершения  этого факта, оказывает им всестороннюю военную помощь и формирует новые  группировки. Так, например, начато объединение  балтийских ВМС, в состав которых  должны войти корабли Германии, Дании, Польши, Латвии, Литвы и Эстонии.

В-третьих, территориальные  притязания Литвы на отдельные районы, в частности, на Куршскую косу, местность  в районе озера Выштитие, могут  встретить поддержку среди части  высших политических кругов Запада. В  связи с этим обострение региональных конфликтов (например, по территориальным  проблемам) может привести к резкому  ухудшению отношений стран Балтии, НАТО и России.

В-четвертых, неблагоприятное  для России положение на этом стратегическом направлении усугубляется активным вовлечением стран Восточной  Европы и Балтии в сферу военного влияния НАТО через программу  «Партнерство во имя мира».

На юго-западе беспокоит, прежде всего, усиление сепаратизма  и исламского экстремизма. Наличие  постоянно тлеющих и готовых  в любой момент разгореться вновь  очагов конфликтных ситуаций в Чеченской  Республике, между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, возрастание  происламских настроений в Закавказье и среднеазиатских республиках  СНГ создают опасные предпосылки  для реализации идей «истинного ислама»  на базе воинствующего национализма.

Конфликтная ситуация, чреватая серьезными осложнениями, складывается также вокруг нефтегазодобычи на континентальном шельфе Каспийского  моря и транспортировки добытого сырья.

На юге характерной  чертой обстановки является стремление ослабить позиции России в регионе  на фоне доминирования тенденции  обострения межгосударственных и внутригосударственных  противоречий этнического, религиозного и межкланового характера. Это проявляется  в поддержке извне антироссийских действий как через приграничные с нами государства СГ, так и  через антифедеральные силы на территории России. Уже сегодня действия международных  экстремистских исламских организаций  в Центральной Азии оказывают  свое влияние на Приволжский и  Уральский регионы России. Причинами  возникновения конфликтной ситуации здесь служат межгосударственные и  внутригосударственные противоречия в Таджикистане и Афганистане. Турция при поддержке международных  монополий, и прежде всего американских, а также некоторых закавказских государств, кроме того, препятствует российскому проекту, предусматривающему доставку нефти и газа в Европу из Средней Азии и Закавказья через  порт Новороссийск, пытаясь реализовать  свой, в соответствии с которым нефтегазопроводы пройдут через ее территорию с выходом в Средиземное море.

На востоке национальным интересам России противоречат претензии  со стороны Японии, Китая и США  на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные  притязания указанных стран к  нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической  зоне.

Серьезную опасность таит в себе развитие отношений между  корейскими государствами. Военный  конфликт между Северной и Южной  Кореей может привести к столкновению интересов США, Китая и России.

Огромная часть российской границы от Казахстана до Японского  моря разделяет и соединяет нас  с самой могущественной в геополитическом  и военном отношении страной  Азиатско-Тихоокеанского региона - Китаем. Поэтому отдельно необходимо проанализировать позицию Китая, который продолжает укреплять свою роль в мире, регионе  и наращивать военно-экономический  потенциал. Бурное развитие этого региона  требует от России осознания своих  геополитических интересов. Можно  предположить становление в долгосрочной перспективе Китая как сверхдержавы второго ранга. К сожалению после  развала СССР политика Москвы не обрела в АТР стратегической целеустремленности, тактической четкости и гибкости. В ней по-прежнему преобладают  евроцентризм и ориентация на решение  сиюминутных азиатских проблем, хотя в конце ХХ в. наметился позитивный сдвиг; он заключается в более  тесном экономическом, стратегическом сотрудничестве с гигантом АТР. Эти  шаги российского правительства  позволяют надеяться на исторический поворот в геополитике страны. Последние события в Югославии  и Афганистане вынудили Китай  более тесно координировать с  Россией свои усилия по противодействию  идеям однополюсного мира и попыткам США их реализовать. Однако в отношениях с Россией Пекин стремится  к получению односторонних выгод  и преимуществ. С геополитической, военной, экономической точек зрения самой уязвимой частью РФ является граница с Китаем. Китай быстро набирает экономическую и военную силу. Вместе с тем он отягощен проблемами быстрорастущего перенаселения и недостатка природных ресурсов. Сегодня более чем миллиардное население Китая (25% населения мира) растет на 1,1 процента в год, тогда как экономика растет еще быстрее - более чем на 10 процентов в год. В силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5-2 раза больше, чем русскоязычного населения. Несмотря на заключенные с Россией соглашения, Китай продолжает выдвигать притязания на целый ряд российских территорий (часть территории Читинской и Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев). Огромная российская территория - это запустение, заброшенность гигантских регионов Сибири и Дальнего Востока, богатых практически всеми видами сырья и энергоресурсов, огромными массивами тайги, полей, лугов и т.д. На Сибирь и Дальний Восток приходится ½ мировых запасов угля и почти 1/3 - нефти и газа.

Всего же на территории от Урала  до Дальнего Востока залегает почти 80% всех разведанных запасов угля, 7,1 млрд. т железных руд, 98,5 млн.т марганцевых  руд, а запасы древесины (в том  числе наиболее ценных хвойных пород) превышают 40 млрд.м3. Численность же населения от Байкала до Владивостока - всего около двух десятков миллионов, тогда как в Китае - более 1,2 млрд.человек. Заселенность региона - очаговая при  рыхлой инфраструктуре. Кроме того, большинство территорий от Казахстана до Владивостока представляют собой  зону рискованного земледелия, а в  конце ХХ в. они стали настоящими очагами экономического и экологического бедствия.

Необходимо видеть российско-китайские  отношения как равноправное доверительное  партнерство с целью стратегического  взаимодействия в XXI в., как долговременные международные связи нового типа, не направленные против третьих стран  и полностью отвечающие коренными  интересам наших народов, способствующие миру и безопасности в АТР и  во всем мире.

Вышеперечисленные и другие события и процессы, которые сегодня  наблюдаются в мировом сообществе и вблизи границ России, позволяют  сделать некоторые выводы, характеризующие  состояние ее национальной безопасности и основные направления военной  политики в начале XXI века.

Во-первых, в современной  международной обстановке происходят динамичные, подчас радикальные изменения. На обломках биполярного мира, основанного  на конфронтации двух сверхдержав, формируются  новые структуры международных  отношений. Создаются реальные материальны  и духовные предпосылки для мотивированного  вмешательства (в том числе нельзя исключать и военного) США, Турции и других стран в районы, находящиеся  в непосредственной близости к России.

Во-вторых, в целом международная  обстановка в мире остается сложной. Строительство нового мирового порядка  сопровождается обострением борьбы за сферы влияния, источники сырья  рынки сбыта, что может привести к возникновению новых очагов напряженности и конфликтов, непосредственно  затрагивающих национальные интересы России и влияющих на стабильность в стране.

В-третьих, наиболее реальными  угрозами безопасности России являются: приближение военной инфраструктуры НАТО к границам России, возможная  эскалация вооруженных конфликтов в Закавказье и Центральной Азии, территориальные притязания к России со стороны ярда государств. А любой  конфликт вблизи больших запасов  нефти и транспортных магистралей  может быть использован для военного вторжения на территорию России.

В-четвертых, Россия не «вписывается»  в нынешнюю модель глобализации на условиях Запада. В этой ситуации не стоит забывать, что приоритеты использования  военной силы для решения спорных  проблем остается существенным признаком  современной действительности. В  США и ряде стран НАТО есть определенные круги политиков и военных, которые  делают ставку не на мирный переговорный процесс, а на грубую военную силу, что наглядно продемонстрировано в  Югославии весной 1999 года.

В-пятых, в период до 2010 года основную угрозу для России будут  представлять военные конфликты  в ближнем зарубежье. Здесь возможна эскалация вооруженных конфликтов на Кавказе с их интернационализацией за счет вмешательства стран НАТО, а также на Украине, в Белоруссии и в Приднестровье, где нестабильность внутриполитической ситуации (при их общей военной слабости) создает  благоприятные условия для военного вмешательства во внутренние дела этих государств или иных стран под  видом миротворческой деятельности.

Таким образом, исходя из сложившейся  обстановки и того, что высшим приоритетом  государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе.

- Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельны центров современного мира, и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

- Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права включая, прежде всего, цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами.

- Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, спешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

- Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.

- Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.

Информация о работе Геополитический потенциал России