Геополитический потенциал России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Страна никогда не будет преуспевающей, если не будут решены обоюдно проблемы региональной, экономической, экологической, социальной политики, а также проблемы, связанные с геополитикой. Таким образом, все более осознаваемая российским обществом необходимость разработки долгосрочной стратегии развития страны, ее государственно-административных, политических, экономических, ресурсообеспечивающих, научно-образовательных, социокультурных, жизнеобеспечивающих, целеобразующих, демографических структур на перспективу жизни одного из двух поколений не получила пока адекватной реализации, что не может сказываться на текущей деятельности «ветвей власти», приобретающий все больше хаотический, ситуационный, часто и конъюнктурный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Геополитическое положение России на современном этапе………..............................................................................................................5
1.1 Геополитические изменения после распада СССР………………………...5
Россия в постсоветском пространстве………………………………….10
Глава 2. Геополитический потенциал России и факторы национальной безопасности государства……………………………………………………….21
Геополитический потенциал и возможности развития России…………..21
2.2 Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления…………….25
Заключение………………………………………………………………….……38
Список использованных источников…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Геополитика и национальная безопасность России в конце ХХ в.docx

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Геополитическое положение  любого государства - это не только раз и навсегда зафиксированный  результат исторического развития, но и процесс, где активно проявляются  обстоятельства места и времени. В этом смысле нельзя понять специфику  геополитического положения страны, не учитывая особенностей ее исторического  прошлого и настоящего.

В основе геополитического положения любой страны, как пространственно-территориальной  единицы, лежит географическое расположение. В этом смысле Россия, территория которой  составляет 17,08 млн.км, самое крупное  по площади государство на земном шаре. Располагается в северной части  материка Евразия (около 1/3 страны - в  Европе, 2/3 - в Азии). Европейская часть  России занимает большую часть Русской (Восточно-Европейской) равнины, Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа, а также Урал. Азиатская часть  России включает Сибирь и Дальний  Восток.

Северная материковая  оконечность России (мыс Челюскин) находится на полуострове Таймыр. Крайняя южная точка России находится на гребне Главного Кавказского хребта.

Велика протяженность  России с запада на восток (9 тыс. км). Почти вся территория России расположена  в восточном полушарии. Лишь часть  острова Врангеля и Чукотского полуострова  располагается в западном полушарии. Из-за большой протяженности по долготе  в нашей стране велика разница  во времени между самым восточным  и самым западным участками (страна делится на 10 часовых поясов).

Уникальное географическое расположение России во многом предопределяет ее геополитическое положение.

Россия в отличие от многих западных «морских» государств является преимущественно континентальной (сухопутной) страной наряду с Китаем. На огромном суперконтиненте она  занимает, по определению автора первой геополитической карты мира (1904 г.) Х.Маккиндера, положение «срединной земли», соприкасающейся непосредственно  с Западной Европой и контролирует большую часть сухопутных территорий. Формирование в России континентального образа мышления способствовало слабому  развитию экспорта, ориентации на сухопутный (железнодорожный, автомобильный) транспорт.

В результате произошедших на рубеже 90-х годов ХХ века геополитических  изменений, Россия стала более северной и континентальной страной, чем  бывший Советский Союз. Россия оказалась  вытесненной и целого ряда экс-советских территорий (Прибалтика, Закавказье, Средняя Азия, Украина и др.), оттесненной в Приполярье и в глубь Евразийского континента, в регион более суровых климатических и сложных ландшафтных условий (4/5 территории которого еще плохо освоены в экономическом отношении, с менее развитой инфраструктурой, 2/3 которого относятся к зоне рискованного земледелия).

После распада ССР она  осталась без многих крупных портов, затруднены условия выхода к Балтийскому, Азовскому, Черному, Каспийскому морям, снижена контролируемость морских  пространств Российской Федерации  на тихоокеанском побережье и  в Арктическом секторе. Так, если царская Россия накануне Первой Мировой войны имела на Балтике 2400 км побережья, а побережье СССР на Балтийском море накануне Второй Мировой войны составляло 2000 км, то сегодня Российской Федерации принадлежит 618 км побережья (138 - Калининградская область, 480 - Ленинградская область).

Трансформация России в северные и континентальное государство  не лучшим образом сказывается на ее географическом положении, климате, почвенных и других природных  условиях, плотности населения, уровне развития инфраструктуры, возможности  организации промышленного и  сельскохозяйственного производства, обеспечении обороны и безопасности.

Вместе с тем, Россию, обладающую самой большой в мире протяженностью сухопутной территории, было бы ошибочно относить к типично континентальным  странам. Она имеет выходы своих  берегов к 13 морям и 3 океанам, морскую  границу, значительно превышающую  по линейным показателям сухопутную, обладает торговым, рыбопромысловым  и военным флотом. Поэтому, являясь  преимущественно континентальной  страной, Российская Федерация обладает и признаками государства морского типа.

По своим размерам Россия является самым крупным государством в мире (12% земной суши), представляющим единый массив (за исключением Калининградского анклава). Это является безусловным преимуществом с точки зрения хозяйственного освоения, создания единой транспортной сети и единого экономического пространства, а также создает более благоприятные условия для обеспечения надежной обороны государства, сохранения ее территориальной целостности в условиях нестабильной внутриполитической и международной обстановки.

Россия имеет не только самую большую территорию, но и  занимает лидирующие позиции в мире по наличию и уровню добычи энергоресурсов. Россия владеет примерно 13% мировых  прогнозных запасов нефти, 45% - газа, 30 % - угля. В ней осуществляется 11% мировой добычи нефти, 28% газа, 14% - угля. Российская Федерация - единственная крупная  держава, которая полностью обеспечена собственными энергоресурсами. В то же время, например, Япония зависит  от иностранных энергоресурсов на 82%, Германия и Франция - на 50-52%, США - на 23%. Разведанный ресурсный потенциал России оценивается в 28 трлн. долл. и составляет 21% мировых запасов ресурсов.

Являясь по своим размерам самым крупным государством, занимая  выгодное географическое положение  Россия обладает ограниченными транспортно-коммуникативными возможностями. Она имеет весьма слабую для страны подобного масштаба транспортную (наземную, воздушную, морскую) систему. Отсутствие даже минимального необходимого для такой огромной территории незамерзающих, глубоководных  портов, автомобильных дорог с  твердым покрытием, современных  линий связи и ограниченные возможности  железнодорожных перевозок, позволяет  вести речь о явно недостаточном  использовании преимуществ выгодного  географического положения. Так, например:

Российская Федерация  контролирует единственный наземный путь, связывающий Евро-Атлантический  и Азиатско-Тихоокеанский регионы (Транссибирская магистраль), который  используется крайне неэффективно;

Великий Северный морской  путь в 2-3 раза короче морских путей  через Суэцкий и Панамский  каналы. Но его возможности не задействованы  даже на один процент.

Значительно сократились  для России и возможности железнодорожного транспорта:

в настоящее время для  выхода к территориям европейских  государств приходится преодолевать границы  Украины, Белоруссии, Молдовы;

значительные отрезки  транссибирской магистрали проходят по областям, принадлежащим Казахстану.

Такое же положение сложилось  с нефте - и газопроводами, которые, прежде чем соединить Российскую территорию с Западной Европой, пересекают территории Украины и Белоруссии.

Не в лучшем состоянии  оказалась единая система космической  связи. Важнейшие станции слежения и противоракетной бороны были расположены  на Украине, в Казахстане, Латвии, Азербайджане.

Если в самом общем  виде геополитика отражает глубинную  связь географического положения  и политики государства, то геостратегия - связь геополитического положения  и стратегии государства, в том  числе в военном понимании. В  свою очередь, под геостратегическим  положением следует понимать место  государства на земном шаре и те возможности, которыми оно располагает  для организации военного строительства  и осуществления комплекса широкомасштабных мероприятий по вооруженной защите страны в случае войны.

В настоящее время центральным  направлением во внешне-политических приоритетах России являются страны СНГ, или ближнего зарубежья. Все  постсоветское пространство составляет зону ее жизненно важных интересов  в области экономики, обороны, национальной безопасности и т.д. Основные угрозы глобального порядка, исходящие  из этого пространства, сводятся к  следующим: неконтролируемая утечка материалов и технологий, пригодных для производства ядерного и химического оружия; территориальные  претензии, чреватые перерастанием  в конфликты и войны; национализм  и религиозный фундаментализм, способные  поощрять нетерпимость и этнические чистки; техногенные и экологические  катастрофы; неуправляемые миграционные процессы; наркобизнес; усиление международного терроризма и т.д.

После роспуска СССР, и особенно с начала 1993 года, когда Б.И. Ельцин объявил СНГ зоной жизненных  интересов России, еще больше было сказано о важности разработки «особых  отношений» Москвы с бывшими республиками СССР. Но сегодняшние отношения с  бывшими союзными республиками и  странами соцлагеря оставляют желать лучшего, так как они являются ответной реакцией на десятилетия нередко  принудительных «братских» отношений, и одновременно отражают стремление за счет обширной помощи от других мировых  центров милы, учитывая ослабленность  России, перескочить через несколько  ступеней социально-экономического развития. Принципиально важным аспектом разработки внешнеполитической стратегии является общая самооценка, а также конкретное восприятие самого себя в отношении потенциальных объектов данной стратегии. Стоит ли каяться или становиться в позу обиженного благодетеля, если Россия не принимает ответственности за объективное зло, причиненное ее историческими предшественниками, то по логике она не может требовать и благодарности за объективно прогрессивные деяния российской монархии и СССР. Иными словами отношения с бывшими союзниками и республиками СССР следует начинать с чистого листа отказываясь от эмоций строить на чисто прагматичной основе. А это предполагает тщательный подсчет объективных, нынешних и перспективных интересов России в отношениях с «ближним» и «средним» зарубежьем и возможностей их реализации, то есть разработку позитивной геополитической программы для стран этих регионов.

Национальное побуждение России в рамках СССР сопровождалось появлением у значительной части  российской политической элиты убеждения, что другие союзные республики живут  за счет РСФСР и являются тормозом ее развития. Такое впечатление усиливали  и знаменитый визит М.С. Горбачева  в Литву, где советский руководитель заявил, что республика вывозит на два миллиарда рублей меньше продукции, чем ввозит, то есть субсидируется  другими республиками. Последовавшие  затем в прессе скрупулезные подсчеты внутрисоюзного товарооборота. Поэтому  оптимальным для России признавалась политика дистанцирования от них (может  быть, за исключением наиболее развитых и близких по крови и духу народов) и одновременного сближения с  якобы более перспективными западными  партнерами. Подобный подход, по сути отрицающий существование сколько-нибудь значительных российских интересов в большинстве  союзных республик, одно время оказывал заметное воздействие и на российское руководство и явно сказался на составе  приглашенных в Беловежскую Пущу. Позднее наши лидеры бросились в  другую крайность, заявив о наличии  на территории всего бывшего СССР жизненно важных российских интересов, к которым были отнесены налаживание на новой основе хозяйственных и транспортных связей, урегулирование конфликтов и достижение стабильности по периметру Российских границ, оборона внешних рубежей СНГ, гармонизация внешне-политических курсов, создание единого военно-стратегического пространства, предотвращение наращивания военно-политического присутствия третьих стран, недопущение распространения чужих решений, создание единого информационного пространства, защита прав этнических россиян. Но это не жизненно важные интересы, а скорее промежуточные задачи.

Гармонизация всех внешних  политик, создание единого военного пространства и так далее - зачем? Очевидной самостоятельной выгодой  для России здесь нет. Значит должна быть какая-то последующая, истинная цель. Вполне вероятно, что она заключается  в создании империи нового образца, так как вышеперечисленными путями можно добиться практически полного  контроля более сильной России над  внешним и внутренним поведением более слабых республик почти  в границах бывшего СССР. Если это  на самом деле так, (а это косвенно подтверждает развернувшаяся в печати дискуссия на тему «Стоит ли России становиться империей»), то прежде всего  новая масштабная империя в сегодняшнем  мире была бы непопулярна, ее создание отличило бы нахождение экономических, финансовых, политических компромиссов на антироссийской основе между соперничающими мировыми центрами силы. Геополитическая  имперская конструкция ценна  лишь а столько, насколько политические, экономические дивиденды превышают  затраты ресурсов на е поддержание. И сегодня России не стоит воскрешать практику, которая изжила себя.

После 1991 года во внешнеполитическом ведомстве и окружении президента России возобладали лица, считавшие  западное направление российской политики основным. Период 1991-1993 гг. знаменателен тем, что Москва желала, как может  быть никогда ранее во всей русской  истории, расширения связей со своими недавними антагонистами. Важно  заметить, что после событий августа 1991 года в России не было антизападных настроений, напротив, была явственная симпатия, удивительная после семидесяти лет целенаправленной пропаганды. Практически не было антирусских настроений и на Западе, хотя не было уверенности в стабильности перемен в России. Уже писали о «конце истории» и эре бесконфликтного развития. Взаимные симпатии 1991 года были хорошим основанием, на них можно было строить отношения России и Запада. Колоссальные военные бюджеты можно было теперь направить в производственную сферу. Лозунг дня России: использовать хорошо технологически оснащенную военную промышленность для производства товаров народного потребления. Многие надеялись на повторение китайского способа освоения западного опыта: открытые торговые зоны, допуск благотворных западных инвестиций, приобщение России к международному разделению труда. Дело было за конструктивной программой, за талантливым исполнением, следовало избегать только дилетантизма и некомпетентности.

Однако обнаружилось, что  новая Россия, это лишь половина прежнего Советского Союза, что Россия вступила в полосу общественного, экономического, морального кризиса. СНГ - не создало надежного взаимодействия механизмов своих частей. Ему не удалось сохранить хотя бы самые необходимые экономические и этнические связи. Отдельные части прежде единой страны находились в состоянии войны: Закавказье, Таджикистан.

Неустойчивыми оказались  отношения стран учредителей  СНГ - Белоруссии и Украины. Россия оказалась, по существу, единственным государством, способным обеспечить хотя бы некоторый  прогресс. Но она могла это сделать  лишь в дружественном окружении, не теряя связей с частями бывшего  СССР. Показались перспективы создания союзов вдоль границ России, но без  ее участия. Вчерашние республики явно желали особых отношений с центрами из дальнего зарубежья.

Расположение России между  Европой и Азией предопределяет евразийский характер ее государственности. Уникальность размещения России одновременно на двух континентах обуславливает  то, что она никогда не была страной  в обычном понимании этого  слова. Россия, благодаря своему размещению и обстоятельствам формирования, всегда представляла Евразийскую цивилизацию, не похожую ни на Запад, ни на Восток, выполняла функцию буфера и посредника между ними.

Информация о работе Геополитический потенциал России