Геополитическое пространство России XXI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 21:34, реферат

Краткое описание

Научные достижения основателей геополитики немедленно применялись на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии.
Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия – страна, занимающая 1/6 часть всей суши, то она просто не может остаться в стороне от международных отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………….………..……..3
1. Геополитические интересы Российской Федерации ....…………..…...........4
2. Геополитические перспективы Российской Федерации в ХХI веке………...8
3. Заключение………………………..……………...…………………………..13
4. Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

referat_politologia_Korenyuk_Yu_UP-223 (1).docx

— 33.39 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта  
Федеральное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
Уральский государственный университет путей сообщения  
 
                                                                  
 
                                              Кафедра: «Истории и философии»

 
 
 
 
Геополитическое пространство России XXI в. 
Реферат  
по дисциплине: 
«Политология» 

 
 
 
Проверила:                                                                           Выполнила: 
преподаватель                                                                      студентка гр.УП-223                                                 
Пьяных Е.П.                                                                         Коренюк Ю.В. 
                                          

 

 Екатеринбург

     2014 год 
 

Содержание

Введение………………………………………………………….………..……..3 
1. Геополитические интересы Российской Федерации ....…………..…...........4 
2. Геополитические перспективы Российской Федерации в ХХI веке………...8 
3. Заключение………………………..……………...…………………………..13 
4. Список литературы…………………………………………………………..14 

Введение.

  В начале XX века громкую  известность получила новая наука  – геополитика. Само понятие ввел  шведский ученый Рудольф Челлен. В современной интерпретации  геополитика – это наука о  пространстве, о человеке и его  поведении, определяемом этим пространством  проживания и его специфическими  особенностями – ландшафтом, рельефом, климатом.

Научные достижения основателей геополитики немедленно применялись на практике, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии. 
Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы отношений  между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия – страна, занимающая 1/6 часть всей суши, то она просто не может остаться в стороне от международных отношений. 
Для России конца ХХ века примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций, по–разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза – мощной сверхдержавы – характеризуется обилием проектов "обустройства России", зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.

1.Геополитические  интересы Российской Федерации.

  Произошедшие после распада СССР перемены в мире существенно отразились на внутреннем положении России. В условиях новой геополитической ситуации перед Россией возникли новые проблемы, связанные с необходимостью решить множество актуальных и неотложных задач, имеющих геополитический, геостратегический и геоэкономический характер.

Одна из ключевых проблем, стоящих перед Россией – это необходимость сохранения единства самой Российской Федерации, устранение угрозы разрушения российского пространства. Особого внимания в этом отношении заслуживает Северный Кавказ, который в последнее десятилетие превратился в зону риска. Геополитические угрозы также касаются других регионов России.

В этой ситуации особую опасность представляет усиление давления соседних стран, претендующих на части российского государства. Неоспоримым является тот факт, что при любых тенденциях развития геополитической ситуации макрорегионы – Сибирь и Дальний Восток – с их богатейшими природными ресурсами всегда будут играть для России важнейшую роль. Однако проблема состоит в освоении этих регионов, ресурсы которых некому перерабатывать, так как в Сибири и на Дальнем Востоке должно жить и работать как минимум 300 миллионов человек, а не 30, как в настоящее время. В этих условиях особую угрозу территориальному единству России представляет демографическая экспансия Китая, Северной Кореи, Вьетнама и других стран Восточной и Юго–Восточной Азии.

Особое стратегическое значение имеют Кольский и Камчатский полуострова – единственные территории России, имеющие выход к открытым пространствам Мирового океана. Здесь базируются Северный и Тихоокеанские флоты РФ.

Сейчас перед российской геополитикой стоит и другая проблема – Россия и Запад. Вопрос безопасности России на Западе сводится сегодня к её отношениям с НАТО. Этот военный блок имеет большие преимущества перед Россией и в обычных вооружениях, и в стратегических. Опасность для России представляет продвижение НАТО на Восток и вступление в эту военно–политическую организацию новых членов из числа стран бывшего социалистического лагеря, граничащих непосредственно с Россией. В этих условиях наша политика должна быть направлена, прежде всего, на получение возможности влиять на механизм принятия решений НАТО, на блокирование неприемлемых для России решений этой военной организации путём создания стратегических противовесов, создания союзов и блоков типа ШОС, ОДКБ.

Российско–американские отношения в обозримом будущем будут занимать одно из приоритетных мест в нашей внешней политике. Это связано не только с вопросами двустороннего взаимодействия как экономического (торговля, инвестиции, обмен технологиями), так и военного (поддержание паритета ядерных вооружений) характера, но и со стремлением США придать системе международных отношений однополярный характер, играть доминирующую роль в решении глобальных и региональных проблем. Соединенные Штаты занимают доминирующие позиции в ключевых международных финансовых и экономических организациях – "Большой восьмерке", Организации экономического сотрудничества и развития, Международном валютном фонде, Всемирном банке, Всемирной торговой организации.

У Америки больше нет равного по силе геополитического соперника. И всё же Россия остаётся единственной страной, без согласия которой США не могут бесконтрольно диктовать свою волю всему миру.

В результате, постоянно сохраняется угроза возникновения кризиса в российско–американских отношениях. Роль единственной сверхдержавы требует такой концентрации ресурсов и политической воли, которой Соединенные Штаты не обладают. Сейчас многое зависит от реалистичности политики США. Если США изберут курс на приспособление к реалиям многополярного мира, то в этой системе международных отношений Россия – важный партнер Соединенных Штатов. Это позволяет надеяться, что удастся не допустить разрастания расхождений и возврата к конфронтации, а, в конечном счете, обеспечить позитивное взаимодействие на основе национальных интересов обеих держав.

Однако Россия не должна строить иллюзий относительно действительных намерений США. Актуальнейшей задачей отечественной науки и практики является разработка концепции военной политики и стратегии Российской Федерации, соответствующих вызовам ХХI века.

Военная политика обычно определяется как деятельность специальных общественных институтов в направлении достижения основополагающих государственных интересов. В содержательном плане эта политика представляет единство двух сторон – внутренней и внешней. Внутренняя сторона военной политики включает круг проблем, относящихся к подготовки средств для ведения вооруженной борьбы в интересах разрешения межклассовых, межнациональных и других противоречий внутри страны.

Внешняя политика охватывает круг проблем, связанных с использованием военной силы в политических целях во взаимоотношениях с другими государствами, а также для содействия или противодействия некоторым социальным силам внутри других государств.

К внешним задачам военной политики РФ можно отнести:

– органическое включение России в Евразийское экономическое пространство: на Востоке – расширение сотрудничества и интеграции в рамках ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и ОДКБ (Организация Договора Коллективной Безопасности); на Западе – всестороннее развитие внешнеэкономических связей с Европейским Союзом и более активное включение в общеевропейское международное разделение труда с обязательным преодолением "синдрома сырьевого придатка" и ориентация на экспорт высококачественной отечественной продукции и высоких технологий;

– укрепление геоэкономических позиций России по всей пограничной дуге нестабильности;

– реализация функций форпоста, противостоящего внешним угрозам (терроризму и шовинистическому национализму);

– отстаивание государственных интересов России в сопредельных с Кавказом регионах мира: Закавказье, Среднем и Ближнем Востоке;

– урегулирование режима пользования рыбными запасами Каспийского моря странами Прикаспия, а также политико–правовое разрешение приграничных противоречий между странами Дальневосточного региона и преодоление широкомасштабного браконьерства, наносящего серьезный ущерб экономике России и порождающего угрозу безопасности в акватории Российских территориальных вод морей Тихоокеанского бассейна;

– укрепление сотрудничества стран Черноморского бассейна;

– разработка серьезных мер по регулированию неконтролируемых в настоящее время миграционных потоков, обеспечивающих демографическую экспансию стран – соседей в Россию;

– оптимизация схем прокладки транзитно–магистральных межнациональных трубопроводов и транспортных коридоров;

– нейтрализация религиозно–экстремистского вектора усиливающегося влияния исламского фактора на всей территории России.

Среди внутренних задач военной политики РФ выделяются:

– геоэкономическая стабилизация всех регионов России и обеспечение условий их бездотационного социально–экономического роста;

-преодоление конфликтных ситуаций, возникающих на почве межнациональных, конфессиональных, межэтнических разногласий на территории РФ;

– урегулирование проблем беженцев из зон конфликтов и обустройство их в местах поселения;

– предотвращение техногенно–природных катастроф;

– обеспечение защиты населения России от угрозы террористических актов; 
На данный момент нельзя судить о России, как о стране, обреченной на поражение или полный успех в геополитическом плане. В настоящее время Россия демонстрирует отрицательную геополитическую динамику. Однако, при условии разработки грамотной концепции геополитической безопасности Российского государства и проведении рациональной и последовательной политики государственной власти в этой сфере для России  
вполне реальна позитивная геополитическая динамика.

2.Геополитические перспективы  Российской Федерации в ХХI веке.

Перспективы современной России связаны с разработкой концептуальных основ и механизмов реализации рациональной геостратегии в ХХI веке. Россия после десятилетия следования прозападной ориентации нашла в себе силы сформулировать собственную геостратегию, вполне обоснованную и довольно практичную, которая существенно отличается от советской, хотя опирается на многие традиции, заложенные в период СССР. Россия по–прежнему намерена играть роль мировой державы, и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса. При этом ее геостратегия не страдает экспансионизмом.

Современный внешнеполитический курс России определяется направлениями, обеспечивающими позитивные перспективы России (геополитические успехи:

1.Политика на западном направлении  становится более проевропейской, чем проамериканской. Делается акцент  на сближение России с Германией, Францией и другими ведущими  державами Евросоюза.

2.Формируется азиатская политика, устраняющая односторонний прозападный  уклон. Повышение внимания к Азии  ведет к формированию общих  позиций с Китаем, Индией, исламским  миром по вопросу о формировании  многополярного мира.

3.Интеграция с ближним зарубежьем  приобретает осмысленность и  целенаправленность, сопровождается  усилением влияния на постсоветском  пространстве, однако такая политика  сталкивается, и будет сталкиваться с противодействием ряда южных соседей России, США, имеющих экспансионистские устремления в отношении республик бывшего СССР.

4.Россия всё более приобщается  к процессам урегулирования и  разрешения международных конфликтов  в качестве посредника, арбитра  и миротворца (Югославия, Ближний  Восток, Таджикистан, Абхазия и др.).

5.РФ стремится усилить свою  роль в преодолении экологических, природных катастроф и участвовать  в помощи пострадавшим как  самостоятельно, так и в рамках  различным международных организаций  и проектов.

6.Наше государство все более  демонстрирует геополитический, по  сути, подход к своей внешней  политике. Оно вклинивается в  региональные системы баланса  сил и формирует собственные  альянсы.

7.Россия пытается расширять  масштабы своей геополитической  активности, чтобы в перспективе  вернуть себе статус мировой  державы.

Ключевым же направлением российской внешней политики все равно будет оставаться европейское направление, но, тяготея к Европе, Россия не может и не хочет раствориться в "общеевропейском доме", это не позволено ей в силу географических масштабов и культурного своеобразия. Поэтому, Россия будет продолжать активную азиатскую политику, направленную на поиск новых партнеров и союзников через обновление и развитие как двусторонних отношений (например, усиление российско–китайского сотрудничества в торгово–экономической, военно–технической, культурной и других сферах, российско–индийских связей в научной, космической, военно–технической и других областях, российско–иранское взаимодействие по вопросам военно–технического, экономического, геополитического характера) так и через расширение и оптимизацию многосторонних связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья в рамках международных организаций (например, ШОС основанной на оси Москва – Астана – Пекин, также включающая Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и перспективно расширяющаяся с возможным участием Пакистана, Индии, Ирана и т. д.). Подобная политика позволит России сохранить статус евразийской державы, создать экономически единое пространство на Востоке в перспективе адекватное ЕС.

Информация о работе Геополитическое пространство России XXI в