Геополитические отношения России и стран Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:56, курсовая работа

Краткое описание

В 90-х годах ХХ века Россия переживает "чересчур интересное время", она находится на неуютном, продуваемом всеми мыслимыми ветрами перекрестке своей судьбы. В исторической драме, участниками которой мы являемся, события развиваются бурно и во многом непредсказуемо. Позиция каждого из нас - отнюдь не последнее из обстоятельств, определяющих облик будущего страны. Из всех "переломных" моментов, через которые прошла наша страна за последние 10-15 лет, нынешний, может быть, "самый переломный". Социально-экономические эксперименты подвели Россию к черте, за которой уже вполне отчетливо просматривается распад государства и вырождение нации.

Содержание

Введение 5
1 Геополитическая стратегия России в отношении стран
Западной Европы 7
1.1 Геополитические последствия развала СССР 7
1.2 Геополитика, безопасность, национально-государственные
интересы 10
2 Военно-политические интересы России по отношению
к Западной Европе 14
2.1. Отношение России к расширению НАТО
на Восток 14
2.2. Достойный выход из недостойной ситуации. 21
3 Экономические отношения России и стран
Западной Европы 22
3.1. Национально-государственные интересы
России в отношении с Западной Европой 22
3.2. Европейский Союз (ЕС) и Россия: партнерство
и сотрудничество 24
Заключение 30
Библиографический список 32

Вложенные файлы: 1 файл

геополитические отношения России и стран Западной Европы пересдача.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Наконец, акт объективно отражает заинтересованность как России, так  и Запада в его функционировании. Россия в настоящий момент  не может ( и не хочет быть) в НАТО, по этому не является полным членом альянса и в то же время присутствовать в нем, пожалуй наиболее устраивает ее; это устраивает и Запад, поскольку он еще не готов принять Россию в свои структуры, но в тоже  время не хотел бы терять взаимодействие с нею. По этому лишь чрезвычайные обстоятельства могут изменить эту обоюдную заинтересованность.

Поскольку Основополагающий акт отражает действительные интересы двух сторон, не всегда и не во всем совпадающие, поскольку он фактически основан на их компромиссе. В самом деле, в первой речь идет о взаимной безопасности, но главным образом о гарантиях безопасности России; в этом случае  Москва объективно, независимо от декларируемых ею целей, продолжает видеть в НАТО прежде всего потенциального противника.

Во второй части Основополагающего  акта «Россия-НАТО» речь идет о направлениях и механизмах их сотрудничества по широкому кругу проблем, и, следовательно, Россия объективно, вне зависимости  от существующих  или декларируемых опасений видит в НАТО надежного партнера по достижению общей цели обеспечения европейской безопасности.

В документе зафиксировано. Что  обе стороны согласились с  тем, что любое государство само имеет право определять, с кем  ему вступать или не вступать в союзы. Москва продолжает утверждать, что подписание ею документа не означает признания законности расширения или согласия с ним; более того,  Россия официально заявила, что в случае дальнейшего расширения НАТО на постсоветское пространство (страны Прибалтики, Украина) она неизбежно прекратит действие подписанного в Париже документа.

Учитывая очерченные раньше рамки, уже на этой стадии можно сделать  прогноз наиболее общего характера. Он сводится к тому, что Основополагающий акт будет работать, станет фундаментом взаимодействия России и НАТО лишь постольку, поскольку он политический (в стратегическом плане) выгоден обеим сторонам и поскольку между ними будут сохраняться дружественные отношения. Он станет ничего не значащей декларацией, если отношения будут недружественные или политически невыгодны тому или другому партнеру. Политический характер документа, подписанного между Россией и НАТО, фактически делает реальным лишь одно обязательство: НАТО (Россия) обязуется вести себя хорошо по отношению к России (НАТО), если Россия (НАТО) будут хорошо себя вести по отношению к НАТО (России).

2.2 Достойный выход из не достойной ситуации

Между тем улучшение отношений  между Россией и НАТО, кодификация  их принципов и совместном политическом документе, создание механизмов взаимодействия и расширения его сферы, совместная миротворческая деятельность создают для России новые возможности решить те проблемы, которые ныне сдерживают реализацию ее национальных интересов и расширения ее влияния в Европе и мире в целом.

Все перечисленные возможности могут быть реализованы при нормальном функционировании Основополагающего акта, при позитивном развитии российско - натовских отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

 

 

  3.1 Национально-государственные интересы России в отношениях с

Западной Европой

Национально-государственные интересы одно из ключевых понятий современной  политологии. На Западе в отличии  от отечественной науки существуют целые научные школы базирующиеся на анализе огромного исторического материала  и оказывающие серьезное внимание как на массовое общественное внимание, так и на принятие стратегических решений.

Большинство современных западных исследователей концентрируют свое внимание  на внешнеполитической стороне  национально-государственных интересов. По всей видимости это является отличительной особенностью стабильных, уравновешенных социально-экономических систем. Здесь сказываются так же глубокие традиции гражданского общества и политическая культура, требующая от любой политической силы безусловного следования сложившимся представлениям об интересах страны.

Что касается осознания и выражения  национально-государственных интересов, то надо подчеркнуть, что этот процесс  исключительно сложен. Здесь мы сталкиваемся с неопределенностью размытостью данного понятия, на что указывают многие исследователи.

Экономическая составляющая национально-государственных  интересов всегда выступала в  наиболее явной и очевидной форме. Поддержка и защита отечественного предпринимательства, земледелия, промышленности и торговли, иных интересов была главным звеном интересов государства. Принцип защиты и поддержки отечественного предпринимательства вовсе не означает курса на изоляцию от мирового хозяйства или автократию. Он лишь предполагает разумное, поэтапное движение к открытости экономики, не допускающее нанесение ущерба национально-государственным интересам страны. Через это прошли все страны, являющиеся сегодня высокоразвитыми. Поэтому правительством России были приняты постановления «О мерах по развитию экономического и технического сотрудничества с зарубежными странами», «О присоединении России к соглашению Международного валютного фонда», «О межведомственной комиссии по вопросам Всемирной торговой организации», «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля», «О присоединении к Совету Европы».

Привлечение иностранного капитала в  виде прямых частных инвестиций (в  отличие от займов, за которые придется расплачиваться если не нам, то детям  или внукам) отвечает государственным  интересам России. Разумеется оно  должно отвечать и интересам инвесторов. Это может быть предприятие, целиком принадлежащее иностранному капиталу, но действующее в России и действующее эффективно. Оно умножает экономическую мощь нашей страны и богатство, увеличивает (в случае экспорта продукции) валютные поступления, создает новые рабочие места, содействует решению экономических, социальных и экологических задач.

Относительно просто обстоит дело с представительством интересов  во внешних связях, в системе международных  отношений. В данной сфере именно государство выступает как  единственный и полномочный представитель своих интересов их  выразитель и защитник.

Во внутренне жизни страны дело обстоит сложнее. Государство также  призвано быть выразителем общих  интересов и оно осуществляет эту функцию, как правило тем  лучше и успешнее, чем более демократичным  и правовым является его устройство.

Если последние обстоятельство позволяет рассматривать государство  как неотъемлемое звено в механизме  представительства общих интересов, то его классовая природа позволяет  понять, почему государство не способно быть единственным выразителем национально-государственных интересов. Борьба за власть всегда была и остается ареной  острейшей политической борьбы. И каждая партия и политическое движение, стремящееся к этой власти, обосновывает свои притязания тем, что они лучше других способны выразить общие интересы.

Как правило, это удается партиям, выражающим интересы тех классов  и социальных групп, которые на данном этапе в наибольшей степени совпадают  с  национально-государственными интересами страны. Здесь можно сделать два вывода. Во-первых эффективная реализация национально-государственных интересов предполагает не монополию одной партии, а систему сдерживающих сил, гарантированное признание прав меньшинства, гласный демократический контроль за деятельностью всех ветвей власти, все то что образует правовое государство. Во-вторых, надежное представительство государственных интересов требует участия всех институтов гражданского общества.                        

            3.2 Европейский Союз (ЕС) и Россия:  партнерство и                  сотрудничество.

 

После 18 месяцев трудных переговоров  в июне 1994 г. состоялась, наконец, подписание «Соглашения о партнерстве и  сотрудничестве» между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Оно предусматривает институционализацию политического диалога между Россией и ЕС и обязывает участников уважать принципы демократизации и права человека -включая права меньшинств. Общее направление соглашения отражает стремление России постоянно врастать в европейское экономическое пространство, в то время как ЕС берет на себя обязательство всемерно поддерживать процесс российских  реформ.  Для России это наиболее далеко идущее из всех до сих пор заключавшихся с западными партнерами соглашений и, безусловно, оно занимает особое место.

Для другой стороны - ЕС, напротив, соглашение с Россией  - всего лишь часть  общей политики в отношении стран  Центральной и Восточной Европы. ЕС пытается также эффективно координировать свою деятельность с подобными же шагами других международных организаций, таких, как МВФ, «большая семерка», Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др. Для ЕС это соглашение не является и наиболее далеко идущим среди соглашений с восточными странами: оно не открывает перед Россией перспективы вступления в ЕС; Россия рассматривается как часть Европы, но не как участница европейской интеграции в смысле полноправного членства в Союзе. В этом отношении соглашение качественно отличается от тех договоров которые ЕС заключил с большинством государств. Изначально идея объединенной Европы - тесная экономическое и политическое сотрудничество с целью обеспечить свободу и мир всей Европы. Объединение Европы осталось целью и задачей, которая все эти годы не могла быть осуществлена в силу идеологической разделенности континента. На протяжении десятилетий под «Европой» подразумевали лишь Западную Европу. Когда деление Европы на два лагеря рухнуло, Европейское сообщество оказалось в ситуации, когда оно должно всерьез воспринимать свои собственные цели. Начинать процесс объединения необходимо было немедленно иначе процесс мог политически устареть и оказаться тем, чем всегда называли его критики: простой ассоциации защиты национальных экономических интересов, синдикатом, упустившим шанс обеспечить мир, свободу и демократию странам Центральной и Восточной Европы.

  Исходным пунктом курса ЕС  на заключение всеобъемлющего  соглашения с Москвой было  понимание того, что и в дальнейшем  Россия будет играть выдающуюся  роль на международной арене.  Без ее участия  мировые  и особенно европейские политические, экономические структуры и структуры безопасности могут быть серьезно нарушены или даже парализованы. Нестабильность в России потенциально опасна для всей Европы и вызывает острое беспокойство. В результате процесс консолидации внутри недавно расширившийся сферы европейской интеграции может быть серьезно нарушен.

С другой стороны, позитивное развитие в России значительно увеличивает  ее потенциал сотрудничества с ЕС. Это включает взаимовыгодные экономические  отношения, а также активный вклад Москвы  в мирный баланс интересов на пространстве бывшего Варшавского Договора и в новую структуру безопасности в Европе. И потому чрезвычайно важным представляется тесно связать Россию с процессами европейского сотрудничества и дать ей почувствовать уверенность в том, что после ухода из Центральной Восточной Европы она не окажется  в политической  изоляции и не подвергнется экономической дискриминации. Имея в виду тесное партнерство в развитии и преобразованиях, следует поддерживать все те силы, которые работают на продолжение процесса реформ. В свете этого Соглашения и его мерами экономического стимулирования вовсе не является выражением одностороннего благородства Запада, а представляет собственный и очень хорошо понимаемый интерес ЕС. При успехе  российских реформ выиграет вся Европа. Их провал обойдется гораздо дороже предоставляемой по соглашению помощи. Таковы некоторые важнейшие мотивы в пользу заключения ЕС и его членами данного соглашения, в чем их активно поддерживает Европейский Парламент.

Наконец, есть еще одно соображение: с предусмотренным в начале 1995 г. присоединения Финляндии к  ЕС последний приобретает общую  границу с Россией протяженностью более 1300 км., приближаясь к северо-западному  центру России Санкт-Петербургу. При  договорно закрепленном партнерстве это может создать благоприятные условия для регионального сотрудничества.

Экономически ЕС хотел поддержать реконструкцию российской экономики  и помочь установлению в стране надежных правовых и финансовых структур. Помимо стабилизации российской экономики ЕС стремится также внести вклад в создание условий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций. Что касается торговли, то обе стороны пытаются и дальше открывать свои рынки, даже если в этом отношении Брюссель довольно нерешителен. Конечно, ЕС не упускает из виду тот огромный потенциальный рынок, который в перспективе в случае успеха реформ может предложить Россия с ее 150-миллионным населением. Главным мотивом соглашения об открытии рынков было - лишить оснований обвинения со стороны Москвы в том, что Запад блокирует экспорт из России  и тем самым лишает ее возможности самой зарабатывать твердую валюту, необходимую для импорта.

Россия признает ЕС равным действующим  лицом мировой политики. Повестка дня будущих встреч на высшем уровне включает как вопросы глобальной политики, так и проблемы, возникающие в непосредственной близости от России.

Далеко идущие последствия имеет  то, что в Соглашении особо подчеркнуто  значение общих ценностей. Европейцы  отмечают свое намерение интегрировать Россию в сообщество западных ценностей;  с российской же стороны это подтверждает решимость продолжать курс реформ, чтобы оказаться в состоянии интегрировать в сообщество основных ценностей. Эти ценности определены в Соглашении, где указано, что верховенство закона и уважение прав человека и в частности прав меньшинств, установление многопартийной системы со свободными и демократическими выборами имеют первостепенное значение.

Строительство социальной рыночной экономики  и соблюдение демократических правил, связь с общими ценностями рассматривается Соглашением о партнерстве как единое целое. Экономическое сотрудничество ставится в зависимость от соблюдения основных политических принципов. Существует определенный шанс, что ЕС мог бы оказать влияние на развитие событий в России: чем больше экономической выгоды страна может извлечь из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, тем выше барьеры, предохраняющие от поворота назад, к недемократическому образу действий. Короче: меньше сотрудничество - меньше выгода.

Положения, касающиеся политического  диалога, подчеркивают намерения установить очень тесное партнерство. В частности: ежегодно должны проходить по две  встречи российского президента с председателями Европейского  Совета и Европейского Союза; предусмотрены годичные встречи министров в рамках Совета по сотрудничеству для проверки соблюдения Соглашения и внесения рекомендаций при постоянной поддержке высшими должностными лицами Комитета по сотрудничеству. Создан парламентский комитет по сотрудничеству с участием представителей Европарламента и Совета Федерации РФ. Общее направление политической части это соглашение совершенно особого характера. По содержанию оно перекрывает все соглашения, которые Россия до сих пор заключала с западными странами - свидетельство того, что Москва придает своим отношениям с ЕС и входящими в него государствами приоритетные значения.

            Характеристика России как «переходной  экономики» может быть интерпретирована  как признание фактора, что  страна далеко ушла в процессе реформ и тем самым создала предпосылку для будущей интеграции в мировую экономику. Участники Соглашения  совместно рассмотрят в 1998 г. вопрос о том, сложились ли условия для начала переговоров о создании зон свободной торговли. Если России в 1998 г. окажется в состоянии исполнять правила Всемирной Организации Торговли, результат рассмотрения будет положительным. Это сильный стимул для России последовательно проводить курс на рыночную перестройку экономики.

Информация о работе Геополитические отношения России и стран Западной Европы