Теоретические аспекты элективного курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение методики проектирвоания элективного курса «занимательная геология.
Задачами работ является раскрытие вопросов:
Элективный курс и его место в профессиональном обучении
Виды элективного курса по географии
Методические подходы к проектированию программы элективного курса

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты элективного курса 5
1.1 Элективный курс и его место в профессиональном обучении 5
1.2 Виды элективного курса по географии 13
1.3 Методические подходы к проектированию программы элективного курса 21
2. Занимательная геология 27
2.1 Цели и задачи, его место в структуре учебного планирования в школе 27
2.2 Программы курса 29
2.3 Методы разработки одного занятия «необычные минералы» 31
2.4 Индикаторы эффективных программ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические аспекты элективного курса.docx

— 78.89 Кб (Скачать файл)

 самостоятельный подбор материалов и их изучение с целью сообщения в классе или составление рефератов по прочитанной литературе, подготовка докладов по актуальным проблемам геологической науки.

4. Последовательно осуществлять  связь теории с практикой, познакомить с практическим применением горных пород и минералов своей местности в жизни человека, привлекать учащихся к выяснению и учету местных запасов месторождений полезных ископаемых, проводить работу по изготовлению наглядных пособий: таблиц, картин, фотографий, коллекций и т. д.;

5. Открывать перед  учащимися перспективы дальнейшего развития геологической науки и использования ее достижений в интересах хозяйства страны.

6. Раскрыть творческий потенциал учащихся, развивать их интересы и способности, развивать личный интерес учащихся к поисковой, исследовательской работе, как важным составляющим в овладении новыми современными знаниями, умениями, навыками.

           7. Проводить профориентационную  работу по выбору будущей профессии.

Согласно существующей типологии  элективных курсов данный курс принадлежит  к группе предметно-ориентированных  курсов, позволяющих диагностировать  готовность и способность ученика  изучать выбранный предмет, создаёт  условия осознанного и успешного  выбора профиля.

Программа элективного  курса «Занимательная геология» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов.

«Описание Земли» - такое значение в переводе с  греческого имеет термин «география». Это наука о людях, о различных местах на Земле, об отношениях между людьми и самой Землёй. Также это повествование о ландшафтах Земли, о движении Земли в пространстве, о геологических и климатических изменениях... и о многом-многом другом.

География объясняет  ученику мир, в котором он живёт, показывает, как эффективно может его использовать человек, как должен стремиться к защите и охране его для будущих поколений. Но далеко не все вопросы об истории нашей Земли, о накоплении знаний по географии, о геологии и климатологии изучаются в школе.

Изучая физическую географию, учащиеся получают определенные сведения об одной из важнейших наук о Земле — геологии. Интерес  к геологическим вопросам, возникающий у учащихся при прохождений курса физической географии, углубляется и расширяется в процессе изучения элективного курса геологии, из стихийного и поверхностного делается осознанным, основанным на понимании сущности геологической науки и ее важнейших закономерностей.

2.2 Программы курса

Содержание курса  «Занимательная геология» имеет  практическую направленность, так как предусматривает выполнение индивидуальных и коллективных практических работ; работу школьников с определителями и справочниками; подготовку сообщений, докладов, выступлений с лекциями перед учащимися школы об изучаемой теме; оформление стенда «Удивительное ... о камнях».[3]

Таким образом, в  результате обучения учащиеся должны знать:

  • особенности геологического прошлого своего края;
  • что такое окаменелости и их разновидности;
  • историю возникновения и время образования горных пород, минералов и окаменелостей своей местности;
  • принципы классификации горных пород и минералов;
  • основные группы горных пород осадочного происхождения и их характерные отличия;
  • применение горных пород и минералов своей местности в хозяйственной деятельности человека.

Вышеуказанное определяет и следующие умения:

  • определять горные породы, минералы и окаменелости, используя справочник-определитель;
  • отбирать необходимое снаряжение для проведения практических работ на местности и в лабораторных условиях;
  • представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм; самостоятельно применять на практике знания о времени образования и происхождении горных пород, минералов и окаменелостей;
  • вести наблюдения в природе и собирать коллекционный материал; работать индивидуально и в группе; подбирать материалы для докладов, сообщений, лекционных выступлений.

Данный курс способствует развитию у детей географического  мышления, формирует представления о природе как средстве обитания человека и её роли в удовлетворении насущных потребностей людей, а также помогает усвоению сведений, необходимых учащимся для последующего выбора профессий и сферы деятельности.

Предлагаемая  программа требует тщательного  подбора материала с учётом возраста учащихся, использования материалов занимательного характера и таких форм работы, чтобы они способствовали усвоению материала и вызывали интерес к элективному к курсу «Занимательная геология».

Таблица 3- Учебно-тематический план

Темы 

 Всего

           В том числе

Форма контроля

 

      курса

часов

Лекции

практ. лаб.

занятия

экскурсии

семинары

 

1

2

Введение

2

1

 

1

 

Входной контроль

3

Геологические

науки

1

1

       

4

Внутреннее строение Земли.

Вещественный  состав земной коры

1

     

1

 

5

Минералы и  их свойства

1

 

1

   

Отчет

6

Горные породы

1

 

1

   

Отчет

7

8

Горные породы и

минералы своего края

2

 

1

1

 

Коллекция

9

10

Следы жизни на камне

2

1

1

   

Отчет

11

Полезные ископаемые

1

 

1

 

1

Тестирование

12

13

Геологические процессы

2

1

   

1

Отчет

14

 Геологическое  летоисчисление

1

1

       

15

Геологическое картирование

1

 

1

     

16

Геологическое строение своего края

1

     

1

Отчет

17

Итоговое занятие

1

     

1

Оформление стенда

«Удивительное… о

камнях»


2.3 Методы разработки одного занятия «необычные минералы»

Цель: познакомить учащихся с основными минералами, слагающими земную кору, их распространением, классификацией, породообразующим значением; с основными физическими свойствами минералов: цветом, цветом черты (порошка), твердостью, блеском, спайностью; дать представление о химических свойствах и химическом составе минералов.

Содержание занятия: 1. Кристаллическое и аморфное строение вещества. 2. Общие сведения о минералах. 3. Классификация минералов. 4. Физические и химические свойства минералов.

Оборудование: образцы каменной соли или кальцита, кристалл горного хрусталя (или гипса), препаровальная игла, молоток, спиртовка; набор коллекций по основным физическим свойствам минералов - блеску, цвету, цвету порошка, твердости, спайности (желательно); кусочки стекла и кварца; матовые фарфоровые пластинки (изоляторы); 10%-ный раствор соляной кислоты. Раздаточный материал: образцы минералов по блеску — киноварь (сфалерит), кварц (полевой шпат, кальцит, слюда), сера (кварц в изломе), лимонит (боксит); по твердости—минералы шкалы твердости; по цвету и цвету порошка, разноокрашенные разности минералов; по спайности — слюда (гипс), полевой шпат, кварц, сера; образцы пирита, лимонита, ангидрита, кальцита, кварца.

Сернокислый аммоний, пробирки, фарфоровые чашечки, ступки, кусочки стекла, капельницы с 10%-ным раствором НСl.

 Большинство встречающихся в природе минералов являются телами кристаллическими, т. е. характеризуются упорядоченной структурой, в которой идентичные группы атомов или молекул симметрично и периодически располагаются вдоль прямых линий. Поэтому в начале занятия учащимся необходимо предложить вспомнить из курса физики, чем отличаются кристаллические  тела от аморфных.  Затем учитель рассказывает   об   основных   свойствах   кристаллических тел — анизотропности   (неравносвойственностн   в   различных направлениях), однородности, способности к самоогранению.   Также   можно   продемонстрировать опыты, которые показывают  свойства кристаллических и аморфных тел.

Опыт 1.

Разбить молотком кусок стекла (аморфное тело) и кристалл каменной соли (или кальцита). Первое тело распадется на бесформенные куски, кристалл разобьется на кусочки, ограниченные ровными плоскостями. Это объясняется тем, что у кристаллических тел сила сцепления но разным направлениям неодинакова, в аморфном теле она не связана с направлением. Этот опыт говорит об анизотропности кристаллических тел.

О п ы т 2.

Покрыть парафином кусочек  стекла и грань кристалла горного хрусталя (или гипса). Коснуться раскаленной иглой слоя парафина. Теплота от иглы по стеклу и парафину будет распространяться во все стороны, и те участки стекла, которые достаточно прогреты, освободятся от парафина вследствие его испарения. Эти участки будут иметь форму правильных кружков. В аналогичном опыте с кристаллом они будут иметь форму эллипсов.

Этот опыт доказывает, что распространение теплоты  в аморфных телах идет во всех направлениях с одинаковой скоростью, а в кристаллических — с неодинаковой в различных направлениях. Способность кристаллов к самоогранению учащиеся могут выявить, выращивая дома кристаллы из насыщенных растворов (например, квасцов или медного купороса).

Далее учитель рассказывает о современной классификации минералов и распространенности отдельных минеральных соединений в земной коре (см. диаграмму)

 Минералогический состав  земной коры (по Сафронову), в %:

А - силикаты; Б - окислы; В - карбонаты; Г -фосфаты; Д - галоиды; Е - сульфиды;

Ж -сульфаты; 3 - самородные элементы; И — остальные.

Далее учитель рассказывает об основных физических и химических свойствах минералов, о методах их определения. Учащимся предлагаются следующие задания:

расположить данные образцы минералов   по   различным видам блеска, цвета, цвета черты, спайности;

сравнить по твердости  образцы минералов: галенита, пирита, кварца, кальцита — и расположить их в порядке   ее  увеличения   (названия  минералов   сообщает  учитель) .

Для знакомства с химическими  свойствами минералов учащимся необходимо проделать ряд лабораторных опытов, в результате которых они знакомятся с химическим составом минералов, различной степенью их растворимости в воде и кислотах.

1. Взять немного измельченного минерала (лимонита) и поместить его в фарфоровую чашечку. Добавить туда раз в 5—6 больше твердого сернокислого аммония и тщательно перемешать. Подогреть массу на спиртовке.    Через некоторое время начнет выделяться удушливый белый дым - серный ангидрид.   Когда   он   перестанет   выделяться,   в фарфоровой чашечке должна остаться неокрашенная или слабоокрашенная масса сернокислых солей тех металлов, которые входят в состав минералов. В данном случае остаток должен быть окрашен в желтоватый или бурый цвет, 
который остается, если даже массу перегреть. Это говорит о наличии в данном минерале железа.

2. Истолочь в фарфоровой   чашке   образцы   каменной соли, гипса,   ангидрита,   кальцита,   кварца и попытаться растворить их в воде и в какой-нибудь кислоте   (соляной, серной). Расположить минералы  в порядке растворимости в воде и в кислотах.

3. В тетради  учащиеся должны сделать описание  опытов (с зарисовками) и результатов работы с соответствующими выводами.

2.4 Индикаторы эффективных программ

Трудной педагогической проблемой являются учет и оценка знаний, навыков и умений учащихся по элективному курсу.

Целесообразным представляется учет знаний учащихся с помощью контрольных  работ, которые можно проводить после изучения и отдельных разделов, и всего курса. Контрольные работы дают возможность быстро и эффективно оценить уровень приобретенных учащимися знаний, навыков и умений. В соответствии с психологическими особенностями старшего школьника необходимо выделять в контрольных работах задания различной степени трудности. При этом важное значение должно придаваться выполнению заданий, направленных на проверку умений, как итога всей педагогической деятельности с учащимися. Поэтому задания для контрольной работы должны строиться с учетом уровней эффективности развивающего обучения:

  1. Воспроизведение знаний (общие понятия, причинно-следственные связи, закономерности) в том виде, как они были усвоены. Примером заданий такого рода могут быть следующие: внешнее описание явления, выбор   правильного ответа из множества, подстановка пропущенных слов в формулировках или непосредственное  формулирование правил и закономерностей.
  2. Перенос приемов умственной деятельности на знакомые ситуации   (количественное   объяснение   сущности явления).
  3. Творческое применение знаний и творческий перенос приемов в нестереотипной учебной  ситуации  при отсутствии внешней опоры (умение). Примером заданий с

использованием данного  уровня являются  познавательные задачи, иногда требующие проведения определенного  исследования.

Необходимо, чтобы  в контрольной работе степень  сложности заданий нарастала постепенно (учащиеся должны переходить от более легких уровней к более трудным) и в зависимости от этого должна даваться оценка их знаний (за знания каждого уровня ставится своя оценка, а затем выводится средний балл). В качестве примера заданий для контрольной работы можно привести  следующие:

  1. Укажите, какие из перечисленных ниже положений относится к юрскому периоду:

а) среди морских  фаций типичны карбонаты, в частности писчий мел;

б) наземная фауна  примечательна широким развитием  наземных, водных и летающих рептилий;

в) климат Восточно-Европейской (Русской) равнины в конце периода был аридным;

г) тектоническая жизнь земной коры в течение всего периода была интенсивной;

д) флора характеризуется господством голосеменных;

е) в конце периода происходит вымирание аммонитов   и   зубастых птищ.

2. В обнажении  обнаружены следующие породы (сверху  вниз): мел писчий, глина зеленая,  коралловый известняк; песок тонкозернистый; галька, глина с включениями гипса. Зарисуйте обнажение. Составьте кривую смены палеогеографических условий.

Подобные задания  для контрольных работ составляет учитель, используя материалы учебной  и научно-популярной литературы.

Наиболее удачной формой занятий, при проведении которых легко оценить степень усвоения фактических знаний и умений учащихся являются семинары и учебные конференции.

 

 

Заключение

 

Элективные  курсы реализуются в школе  за счет времени, отводимого на компонент  образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование  элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование  содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный  процесс.

Информация о работе Теоретические аспекты элективного курса