Теоретические аспекты элективного курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение методики проектирвоания элективного курса «занимательная геология.
Задачами работ является раскрытие вопросов:
Элективный курс и его место в профессиональном обучении
Виды элективного курса по географии
Методические подходы к проектированию программы элективного курса

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты элективного курса 5
1.1 Элективный курс и его место в профессиональном обучении 5
1.2 Виды элективного курса по географии 13
1.3 Методические подходы к проектированию программы элективного курса 21
2. Занимательная геология 27
2.1 Цели и задачи, его место в структуре учебного планирования в школе 27
2.2 Программы курса 29
2.3 Методы разработки одного занятия «необычные минералы» 31
2.4 Индикаторы эффективных программ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические аспекты элективного курса.docx

— 78.89 Кб (Скачать файл)

Опыт творческой деятельности учащихся является ведущей составляющей содержания элективных курсов, в рамках компетентностного подхода, так  как через приобретение личностью  опыта происходит развитие ценностного  отношения к объектам мира, в том  числе к миру профессий. Осознанный выбор будущей образовательно-профессиональной траектории направлен не только и  не столько на познание мира профессий, сколько на формирование отношения  к той или иной профессии. Это  не разовый акт  выбора учебного заведения, профессии, а непрерывный процесс определения себя на протяжении всей жизни.

Исходя из цели школьного  образования, сформулированной в работах  Е.И. Казакова, О.Е. Лебедева, А.П. Тряпицыной, которая состоит в том, чтобы  научить учащихся решать стандартные  жизненные проблемы, то есть понимать сущность и значимость этих проблем, освоить существующие правила и  нормы решения этих проблем, уметь  их обосновать, ориентироваться в  источниках информации, которые могут  помочь в их решении,  возникает принципиально важный вопрос: как опыт творческой деятельности, являясь ведущим компонентом содержания профильного обучения, трансформируется в компетентность.

Согласно мнения А.П. Тряпицыной, компетентность характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе теоретических  знаний и опыта. При решении творческих задач,  проблем, происходит актуализация знаний, умений, освоенных ранее, при этом зачастую требуются знания и умения, которые необходимо освоить для успешного решения проблемы. При решении задач, проблем происходит интеграция знаний, умений, навыков, так как задача – это единица интеграции содержания обучения. На основе сформированности опыта творческой деятельности формируется эмоционально-ценностное отношение учащихся к объектам мира и к миру профессий в частности. Эмоционально-ценностное отношение определяет готовность учащихся к решению того или иного типа проблем и задач. Таким образом, опыт творческой деятельности учащихся и опыт их эмоционально-ценностного отношения к объектам мира и есть основа формирования компетентности.   

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что проблемой профильного обучения, в частности, содержания элективных курсов, является несовершенство учебно-методического  обеспечения, поэтому необходимо обратиться к педагогическому конструированию  как инструменту разработки содержания элективных курсов. На основе сопоставления  понятия «содержание образования», которое рассматривается нами как  педагогически адаптированная система  знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного  отношения к миру, усвоение которой  обеспечивает развитие личности, мы можем  сформулировать определение понятия  «конструирование содержания элективных курсов». Данная категория  понимается нами как процесс разработки и детализации системы знаний учащихся, их опыта практической и творческой деятельности учащихся, ценностного отношения к объектам мира и определения взаимосвязей между ними с целью обеспеченности целостности, целенаправленности элективного курса. Целостность будет определяться через соответствие и взаимосвязь целей, содержания и результатов освоения  элективного курса. Конструирование содержания элективных курсов реализуется в данном исследовании посредством педагогической технологии, реализуемой учителем.

1.2 Виды элективного курса по географии

В настоящее время в  условиях модернизации концепции российского  образования, роль элективных курсов на старшей ступени общего образования, существенно возрастает. В этой связи, перед, географии в старшей школе  стоят иные цели и задачи, нежели в основной. В качестве основной цели можно выделить создания условий  для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных  траекторий. Таким образом, ведущей  задачей современного школьного  образования становится социальная зрелость выпускников школ, как важнейший  параметр развития личности и сохранения индивидуальности.

В старшей школе помимо базовых и профильных предметов  вводятся элективные курсы по географии. Элективные курсы – обязательные учебные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. В основу элективных курсов по географии положены учебные программы, использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на выбор школьникам. Элективные курсы по географии реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять две основные функции: одни могут “поддерживать” изучение основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению  с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Элективные курсы  по географии могут выполнить  еще одну важную функцию – они  могут явиться полигоном для  создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов по географии, для повышения качества обучения. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводиться. При этом примерное соотношение  объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов  и элективных курсов определяется в  пропорции 5:3:2.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного обучения. При этом существенно расширяются  возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Элективные курсы направлены на расширенное содержание базового курса географии, что позволяет  поддерживать изучение смежных учебных  предметов (политологии, обществознания, экономики) на профильном уровне или  получить дополнительную подготовку для  сдачи экзамена по географии.

В основу элективных курсов по географии положены учебные программы, использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на выбор школьникам. По ряду позиций элективные курсы  по географии близки к такой хорошо знакомой учителям форме обучения, как факультатив. Сходство этих форм связано с ориентацией на старшеклассников, с учетом интересов группы учащихся и возможностей педагогов. Но в отличие  от факультативов учебный план всех учащихся профильных классов должен включать элективные курсы. При этом ученики не сдают экзаменов по их программе.

Элективные курсы по географии, предлагаемые учащимся разных школ, могут  отличаться в зависимости от возможностей педагогического коллектива, материально-технической  оснащенности школы и познавательных интересов учащихся. Именно они являются важнейшим средством индивидуализации обучения — способствуют построению индивидуальных образовательных программ, так как связаны с выбором  каждым школьником содержания образования  в зависимости от его интересов, способностей, проектируемой профессии. Элективные курсы по географии расширяют  возможности базовых и профильных курсов по географии.[11]

В старшей школе перед  географией стоят две важнейшие  задачи:

  • Подготовить к продолжению образования тех учащихся, которые выбрали в качестве будущей профессии географическую специальность;
  • Сформировать у учащихся, ориентированных на негеографические профили, понимания места и роли географии в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества.

Перечислим основные виды элективных курсов по географии:

В предпрофильном обучении:

  • Повышение уровня изучения географии для подготовки школьников к восприятию предмета на профильном уровне.
  • Ориентация на выбор профиля обучения, знакомство с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для географии.

В профильном обучении (Информационное письмо Департамента общего и дошкольного образования об элективных курсах по географии в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003 г.):

  • Повышение уровня изучения профильной географии в профильном классе.
  • Опора на межпредметные связи, т. е. возможность изучать несколько предметов на профильном уровне.
  • Поддержание базовой географии, помощь в подготовке к экзамену по предмету на повышенном уровне, способствует углублению знаний и формированию умений по учебной дисциплине география.
  • Ориентация на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
  • Освещение областей деятельности, выходящих за рамки традиционной школьной географии.

Разнообразие видов элективных курсов по географии открывает широкие  возможности для творчества учителя  и выбора учащихся. Причем каждый педагог  способен разработать несколько  курсов и включить их в банк данных образовательного учреждения (методического  объединения), обновляя содержание по мере необходимости. Сначала необходимо определить, на какую возрастную группу будет ориентирован предлагаемый курс: предпрофильный — на учащихся 9-х  классов, профильный — на учащихся 10-11-х классов.

При разработке предпрофильного  курса географии, прежде всего, необходимо определить основную цель. Целью предпрофильных образовательных программ является ориентация на создание конкретного  профильного класса. Это предусматривает  увеличение объема знаний и умений, имеющих практическое значение, в  том числе профессионально направленных. А для теоретического предметного  курса одной из целей является повышение уровня изучения географии  и применение полученных знаний как  на базовом, так и на профильном уровне. Создатели профильного курса  по географии ставят следующие цели.

Во-первых, углубление или  расширение рамок географии.

Во-вторых, повышение уровня изучения базового предмета в профильном классе, предполагающее подготовку к  экзамену, в том числе в форме  ЕГЭ.

В-третьих, приобретение практико-ориентированных  знаний и умений, как в границах географии, так и практических навыков, основанных на внепредметных знаниях.

У каждого преподавателя  есть любимые темы или разделы  по его предмету, а также наиболее результативные формы организации  учебного процесса, методики и технологии. Именно их и нужно использовать в  элективных курсах по географии, причем избранная тема необязательно должна быть из материала 9-го или 10-11-х классов. Однако содержание ее необходимо согласовать  с уровнем развития школьников по базовой географии.

Покажем, как в зависимости  от поставленных целей и возможностей педагога определяется тематика элективного  курса по географии и формулируется  его название. В качестве примера  возьмем учебную дисциплину география и перечислим наименования элективных курсов в зависимости от их вида.

Для предпрофильного обучения предлагаем тематику, использующую содержание раздела “Особенности развития биосферы”. Итак, в соответствии с тематикой  сформулируем названия теоретических  курсов по географии: “Влияние окружающей среды на здоровье человека”, “Влияние человека на биосферу”. Перечислим курсы  практической направленности, ориентированные  на знакомство учащихся с разными  формами познавательной деятельности по географии: “Лабораторный практикум. Оценка состояния окружающей среды”, “Проектная деятельность. Влияние  шума на здоровье человека”.

В профильном обучении можно  усложнить уже разработанные  курсы или использовать другую тематику. В качестве курса, углубляющего знания по профильной географии, предлагаем “Геоэкологические  проблемы планеты Земля” или “Региональные  геоэкологические проблемы”.

Для межпредметных курсов важно определить, с каким предметом  осуществляется взаимосвязь, учитывая, что научная интеграция по многим смежным дисциплинам уже осуществлена. Так, в состав биологии включаются такие  науки или научные направления, как, биогеография, геоэкология и  др. Кроме того, объединение возможно по методам, применяемым в разных учебных предметах “Методы математического  моделирования географических явлений”.[9]

При разработке элективного  курса по географии, поддерживающего  базовый учебный предмет, географию, нужно соотнести уровень базового и профильного предмета, выделив  основные знания и умения, обратив  внимание на недостаточно раскрытые  темы. Например, в учебном материале  по основам картографии наиболее важным проверяемым умением является решение картографических задач, поэтому  одна из предлагаемых программ называется “Решение картографических задач, черчение профиля рельефа, повышенного уровня сложности”.

Элективный курс по географии  практической направленности, полученные умения которого можно использовать для продвижения на рынке труда, связан с приобретаемыми умениями и  навыками, как общего характера, так  и с ориентацией на профессиональные области: “Ландшафт приусадебного  участка”. Итак, выбор курсов зависит  от возрастной группы учащихся (предпрофильное или профильное обучение), вида и  целей курсов, определяемых автором.

Можно условно выделить следующие  типы элективных курсов по географии:

1) Элективные курсы по  географии, задача которых - углубление  и расширение знаний по географии,  входящих в базисный учебный  план школы.

2) Элективные курсы повышенного  уровня сложности по географии,  направленные на углубление изучение  географии, имеющие как тематическое, так и временное согласование  с географии. Выбор такого элективного  курса по географии позволит  изучить предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В  этом случае все разделы курса  географии углубляются более  или менее равномерно.

3) Элективные курсы по  географии, в которых углубленно  изучаются отдельные разделы  основного курса географии, входящие  в обязательную программу.

4) Прикладные элективные  курсы по географии, цель которых  - знакомство учащихся с важнейшими  путями и методами применения  знаний на практике, развитие  интереса учащихся к современной  технике и производству.

5) Элективные курсы по  географии, посвященные изучению  методов познания природы и  общества.

6) Элективные курсы по  географии, посвященные истории  предмета, как входящего в учебный  план школы история географических  открытий, так и не входящего  в него.

7) Элективные курсы по  географии, посвященные изучению  методов решения задач по географии,  составлению и решению задач  на основе физического, химического,  биологического, экологического и  географического эксперимента.

8) Элективные курсы по  географии, не входящим в базисный  учебный план, различаются целями  и содержанием, но во всех  случаях они должны соответствовать  запросам учащихся, которые их  выбирают.

Информация о работе Теоретические аспекты элективного курса