Теоретические аспекты элективного курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение методики проектирвоания элективного курса «занимательная геология.
Задачами работ является раскрытие вопросов:
Элективный курс и его место в профессиональном обучении
Виды элективного курса по географии
Методические подходы к проектированию программы элективного курса

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты элективного курса 5
1.1 Элективный курс и его место в профессиональном обучении 5
1.2 Виды элективного курса по географии 13
1.3 Методические подходы к проектированию программы элективного курса 21
2. Занимательная геология 27
2.1 Цели и задачи, его место в структуре учебного планирования в школе 27
2.2 Программы курса 29
2.3 Методы разработки одного занятия «необычные минералы» 31
2.4 Индикаторы эффективных программ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические аспекты элективного курса.docx

— 78.89 Кб (Скачать файл)

При проведении элективных курсов по географии можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные  пособия. Это обусловлено меньшей  наполняемостью групп и большей  общностью интересов школьников. В настоящее время имеется  достаточно большое количество весьма качественных CD - дисков, в которых  представлены, создаются электронные  библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов, как на уроках, так и в процессе самообразования.

Выпускники школ в современных  условиях зачастую теряют жизненные  ориентиры, позитивные устремления  и мотивы. На данном этапе произошел  глубокий разрыв между возрастающей сложностью мира и способностью человека ориентироваться в новых условиях жизни и в сложных социальных проблемах в рамках приобретения глубоких знаний по географии. Выпускник  заинтересован в получении практико-ориентированных  знаний, необходимых ему для умения сориентироваться в условиях постоянного  выбора. У значительной части выпускников  школ, вступающих в современный рынок  труда, формируется запрос на новый  тип образования, сочетающий традиционное образование с обучением, ориентированным  на требования окружающей жизни. Это  позволит составить представление  о характере профессионального  труда людей на основе личного  опыта.

Школа должна предоставить школьнику возможность научиться  реализовать свои замыслы. Помимо профильных общеобразовательных предметов  в старшей школе вводятся элективные курсы. Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных  предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для  каждого школьника.

Следует отметить, что в  концепции профильного обучения четко обозначено:

  1. Элективные курсы по географии – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
  2. Элективные курсы по географии реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных направлений в географии или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
  3. Количество элективных курсов по географии должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Таким образом, элективные курсы по географии:

  • способствуют самоопределению ученика по выбору дальнейшей профессиональной деятельности в географии;
  • создают положительную мотивацию обучения в географии на планируемом профиле обучающего;
  • познакомят учащихся с ведущими видами географической деятельности;
  • активизируют познавательную деятельность у школьников в географической области;
  • повысят информационную и коммуникативную компетентность учащихся в географии.

1.3 Методические подходы к проектированию программы элективного курса

Технология конструирования  содержания элективных курсов – это  деятельность учителя по  решению задач и достижению результатов на каждом из последующих этапов: аналитического, конструктивного, оценочного и этапа экспертизы.[6]

Таблица 1- Технология конструирования содержания элективных курсов в  профильном  обучении

 
Название этапа

 Задачи этапа

Содержание деятельности учителя

 Результат 

 

 

 

аналитический 
этап

- определить образовательный  запрос учащегося; 
- определить цели данного профиля; 
-установить взаимосвязь между содержанием профильного курса и возможностями элективного курса

- анализирует концепцию  профильного обучения; 
- анализирует ГОС; БУП; 
- проводит анкетирование учащихся

пояснительная записка элективного  курса;

сформулированы цели и  задачи элективного курса

 

 

 

конструктивный 
этап

- на основании совокупности  принципов, источников, отражающих  сущность профильного обучения  разработать содержание элективного  курса - задачи, задания, творческие  задачи.

- определяет и перечисляет  ведущие понятия элективного  курса; 
- определяет формы организации занятий; 
- определяет список литературы для учащихся; 
- определяет информационно-компьютерную базу по элективному курсу; 
- разрабатывает фонд творческих заданий, задач; 
- разрабатывает тематику проектов и творческих заданий, задач

- выделены основные понятия  элективного курса; 
- осуществлено тематическое планирование; 
- разработаны формы организации занятий 
- разработаны и подобраны задачи, задания, тексты.

Оценочный этап

- определить формы и  методы оценки результативности  освоения учащимися содержания  элективного курса

- разрабатывает формы  промежуточного и итогового контроля; 
- разрабатывает требования к результатам освоения элективного курса и критерии их оценки

- пакет контрольно-измерительных  материалов; 
- критерии оценки освоения содержания элективного курса

 

Этап экспертизы

- определить качество  сконструированной программы элективного  курса; 
- установить соответствие содержания программы элективного курса целям профиля и потребностям учащихся

- проводит диагностику  влияния содержания элективного  курса на академические и творческие  достижения учащихся; 
- проводит анкетирование на выявление степени удовлетворенности учащихся и педагогов содержанием элективного курса

- коррекция и утверждение  программы методическим советом  школы 


 

На основе технологии конструирования  содержания элективных курсов в профильном обучении учитель разрабатывает  учебную программу элективного  курса. Учебная программа является моделью деятельности учителя и  ученика в обучении. Модель программы  включает три части: «зачем», «что»  и «как». «Зачем» в данном случае -  к чему в результате обучения должны прийти ученики, на что направлена программа в ее целевом назначении. «Что» - это логически структурированное содержание учебного материала. «Как» - модель перевода задуманного в конкретные действия, то есть технология обучения. «Как» предполагает программу взаимодействия учителя и учащегося, выбор методов и форм организации обучения, средств, которые помогут сделать обучение эффективным, достигнуть планируемых результатов и определить уровень и степень их достижения, выполнение, корректировку в организации дальнейшего процесса.

Программа элективного курса должна иметь необходимое и достаточное количество компонентов, которые наглядно отражали бы как содержание курса, так и способы деятельности учащихся по его освоению

Анализ выявил основные затруднения  учителей, среди которых следует  обозначить:

неумение определить принципиальное отличие профильных курсов от элективных;

затруднения в конструировании  содержания элективных курсов в профильном обучении.

На основе результатов  диагностики, направленной  на установление соответствия содержания элективных курсов целям профильного обучения, можно сделать следующие выводы:

учащиеся отмечают низкую практическую, профессиональную направленность содержания элективных курсов;

учащиеся высказали пожелание  заранее  познакомиться с вариантами предлагаемых элективных курсов, краткие аннотации которых могут быть представлены в виде красочных буклетов;

учащихся интересует специфика  видов деятельности, которые будут  для него ведущими, в случае выбора  данного элективного курса.

Результативность технологии конструирования содержания элективных курсов и его влияния на достижение целей профильного обучения проверялась  критериями, представленными в таблице  2.

 

 

 

Таблица 2- Критерии и показатели результативности технологии конструирования содержания        элективных курсов в профильном обучении

 
критерии 

 Показатели

1. личностно-смысловое отношение  ученика к содержанию элективного  курса

- интерес к содержанию  профильного предмета;                                                          
- обоснование будущего профессионального выбора;  
- разнообразие видов учебной  деятельности, в которой принимал участие

2. сформированность способов  познания

- умение составлять план  исследования; - умение проанализировать  литературу; - умение определять  проблему и ее формулировать; - умение аргументировать точку  зрения;  - умение использовать содержание разных дисциплин при решении одной проблемы;

3. сформированность опыта  творческой деятельности учащихся

- умение предлагать несколько  способов решения одной задачи, проблемы;  - умение предложить обсуждение (доказательство) в нетрадиционной логике; - умение планировать и организовать исследование.


 

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной  траектории, профессионального самоопределения. Основные мотивы выбора, которые следует  учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

приобретение знаний и  навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных  задач, уход от традиционного школьного  «академизма»;

возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

любопытство;

поддержка изучения базовых  курсов;

профессиональная ориентация;

интеграция имеющихся  представлений в целостную картину  мира.

Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и  реализуются образовательными учреждениями самостоятельно. Однако целесообразно  их обсуждение на сетевом МО учителей профиля.

Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:[4]

  • ориентация на современные образовательные технологии;
  • соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;
  • соответствие принятым правилам оформления программ;
  • наличие пособия, содержащего необходимую информацию;
  • краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).

Программа элективного курса  должна включать следующие структурные  элементы:

титульный лист;

пояснительную записку;

учебно-тематический план;

содержание изучаемого курса;

методические рекомендации;

литературу.

Содержание изучаемого курса  включает перечень тем и их реферативное описание.

Методические рекомендации включают:

основные  содержательные компоненты по каждому разделу или теме;

описание приемов и  средств организации учебно-воспитательного  процесса, форм проведения занятий;

дидактические материалы.

Литература включает список литературы, а также других видов  учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса  как для учителя, так и для  учащихся.

Критерии оценки программы  элективного курса

1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Мотивирующий потенциал программы.  Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы    способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.

4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

5. Связность и  систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи

6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)

7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены   ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.

 

 

 

  1. Занимательная геология

2.1 Цели и задачи, его место в структуре учебного планирования в школе

Целью элективного  курса  является развитие и углубление познавательных интересов учащихся по физической географии и о геологической науке, овладение основами данной науки, ознакомлением с геологическим прошлым своего края и практическим применением геологических знаний через вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению горных пород, минералов и окаменелостей своей местности.[2]

 Очень часто детей интересуют вопросы, выходящие за рамки школьной образовательной программы, но так необходимые им в жизни. Как правило, многие из них носят краеведческий характер.

Отсюда вытекают задачи обучения данному курсу.

1.Последовательно  раскрывать перед учащимися основные геологические закономерности и на основе фактического материала научить детей ориентироваться в геологическом прошлом своего края.

2. Прививать учащимся  любовь к геологической науке и исследовательские навыки, научить пользоваться «Справочником-определителем горных пород, минералов и окаменелостей», классифицировать горные породы и минералы своей местности по времени образования и происхождению.

3. Развивать  у учащихся способность и умение  наблюдать геологические явления, анализировать геологические факты, проводить сбор коллекционного материала, систематизировать его и оформлять в коллекцию, проводить работу по чтению геологических карт и разрезов, профилей рельефа, работу с учебной и научной литературой, чтение и конспектирование рекомендованных учителем статей;

Информация о работе Теоретические аспекты элективного курса