Органы исполнительной власти 
осуществляют особый вид государственной 
деятельности, которая носит исполнительный 
и распорядительный характер. Они непосредственно 
исполняют акты представительных органов 
государственной власти, указов Президента 
Российской Федерации, организуют исполнение 
этих актов или своими распоряжениями 
обеспечивают их исполнение. Свои акты 
они издают на основании и во исполнение 
Конституции Российской Федерации, конституций 
и уставов субъектов Российской Федерации, 
федеральных законов и законов представительных 
органов субъектов федерации, нормативных 
указов Президента и нормативных актов 
руководителей глав администрации субъектов 
Российской Федерации, постановлений 
и распоряжений вышестоящих органов исполнительной 
власти.
Органы исполнительной власти 
делятся по территории деятельности на 
федеральные и субъектов федерации. Федеральные 
— это Правительство Российской Федерации, 
федеральные министерства, государственные 
комитеты и другие ведомства. Органы субъектов 
федерации — президенты и главы администраций 
субъектов федерации, их правительства, 
министерства, государственные комитеты 
и другие ведомства.
По характеру полномочий органы 
исполнительной власти подразделяются 
на органы общей компетенции, ведающие 
всеми или многими отраслями исполнительной 
деятельности, и органы специальной компетенции, 
ведающие отдельными отраслями или сферами 
исполнительной деятельности. К первым 
из них относится, например, Правительство 
Российской Федерации и правительства 
субъектов федерации, ко вторым — министерства, 
государственные комитеты и другие ведомства 
федерации и ее субъектов.
Органы исполнительной власти 
специальной компетенции по характеру 
своей компетенции могут быть также подразделены 
на органы отраслевые, руководящие определенными 
отраслями управления, и органы, осуществляющие 
межотраслевое управление. К первым из 
них относятся, как правило, министерства, 
ко вторым, главным образом — государственные 
комитеты.5
Следует различать также органы 
исполнительной власти коллегиальные 
и единоначальные. Коллегиальные — это 
Правительство Российской Федерации и 
правительства субъектов федерации. Единоначальными 
органами являются министерства и ряд 
других органов исполнительной власти.
Понятие «системы исполнительной власти 
субъекта Российской Федерации» можно 
определить как совокупность исполнительных 
органов власти субъекта Федерации во 
главе с высшим исполнительным органом 
государственной власти субъекта Российской 
Федерации, а также систему связей и взаимоотношений 
между всеми органами исполнительной 
власти субъекта Федерации. При этом система 
органов исполнительной власти субъекта 
Российской Федерации является, прежде 
всего, составной частью (подсистемой) 
единой системы исполнительной власти 
в России в целом. Эта подсистема имеет 
определенное структурное строение, включающее 
уровни и звенья; а как следствие этого, 
- виды и формы органов исполнительной 
власти субъекта Российской Федерации.6 
Исполнительную власть в РФ осуществляет 
Правительство РФ. Оно состоит из Председателя 
Правительства, его заместителей и федеральных 
министров. Председатель назначается 
Президентом с согласия Государственной 
Думы. Государственная Дума рассматривает 
предложенную кандидатуру в течение недели 
со дня внесения предложения о кандидатуре. 
После трёхкратного отклонения представленных 
кандидатур Думой Президент назначает 
Председателя правительства РФ, распускает 
Государственную Думу и назначает новые 
выборы.
Председатель в соответствии с Конституцией, 
федеральными законами и указами Президента 
определяет основные направления деятельности 
Правительства РФ и организует его работу.
Правительство РФ: разрабатывает и представляет 
Думе федеральный бюджет и обеспечивает 
его исполнение; представляет отчёт об 
его исполнении; обеспечивает проведение 
в РФ единой государственной политики 
в области культуры, науки, образования, 
здравоохранения, социального обеспечения, 
экологии; осуществляет управление федеральной 
собственностью; осуществляет меры по 
обеспечению обороны страны, госбезопасности, 
реализации внешней политики РФ, законности, 
прав и свобод граждан, борьбе с преступностью; 
осуществляет непрерывное оперативное 
руководство страной.
Постановления и распоряжения Правительства 
РФ в случае их противоречия Конституции, 
законам, указам могут быть отменены Президентом 
РФ. Правительство может подать в отставку. 
Президент может принять решение об отставке 
Правительства. Государственная Дума 
может выразить недоверие Правительству 
РФ. После выражения недоверия Президент 
вправе объявить об отставке правительства, 
либо не согласиться с решением Думы. В 
случае повторного выражения недоверия 
в течении трёх месяцев Президент объявляет 
об отставке Правительства либо распускает 
Государственную Думу. Председатель правительства 
может поставить перед Думой вопрос о 
доверии Правительству РФ. Если Дума в 
доверии отказывает, Президент в течение 
7 дней принимает решение об отставке Правительства 
или о роспуске Государственной Думы и 
назначении новых выборов (ст.117).
Федеративное устройство России 
предопределило такую особенность статуса 
органов исполнительной власти субъекта 
Российской Федерации, как «двойственность» 
их правового статуса, которая заключается 
в том, что органы исполнительной власти 
субъекта Российской Федерации, с одной 
стороны, выполняют предписания федеральных 
органов исполнительной власти в рамках 
единой системы исполнительной власти 
в Российской Федерации, а, с другой, являясь 
органами государственного управления 
субъекта Федерации, осуществляют непосредственное 
управление соответствующей сферой его 
общественной жизни и соответственно 
подчиняются высшему исполнительному 
органу государственной власти субъекта 
Федерации. 
Современная модель организации 
исполнительной власти субъекта Российской 
Федерации стала складываться после принятия 
в 1993 г. Конституции Российской Федерации, 
положениями которой были установлены 
основные принципы построения институтов 
власти в России. 
В настоящее время в основе 
построения системы органов исполнительной 
власти субъектов Российской Федерации 
лежит исторически сложившаяся доктрина 
разделения власти на законодательную, 
исполнительную и судебную.
Данная концепция положена 
в основу одного из основополагающих принципов 
построения демократического государства 
в современном мире. При этом если рассматривать 
исполнительную власть именно с точки 
зрения принципа разделения власти, можно 
сделать вывод, что исполнительная власть 
- это власть по выполнению законов, по 
их реализации законными мерами, включая 
принуждение.7 
Для исполнительной власти, 
как одной из разновидностей власти государственной, 
присущи многие признаки, характеризующие 
последнюю. Однако по своей природе и сущности 
органы исполнительной власти отличаются 
от органов законодательной (представительной) 
и судебной властей. 
Известно, что органы исполнительной 
власти является самой мощной частью государственной 
системы управления. Исполнительная власть 
непосредственно распоряжается финансовыми 
и материальными ресурсами государства, 
а в системе ее органов работает большинство 
государственных служащих.
Влияние и роль исполнительной 
власти в значительной мере обусловлены 
ее специфической природой, а также особенностями 
возникновения. Характерной особенностью 
исполнительной власти является, прежде 
всего, ограниченное в целом развитие 
и применение выбранных начал в организации 
и деятельности ее органов, а также доминирование 
принципа назначения, т.е. вопросы образования, 
создания органов и подразделений исполнительной 
власти, назначения их должностных лиц 
решаются односторонним волевым путем, 
во многом исключающим черты демократизма. 
Специфика исполнительной власти 
изначально заложена в формах и методах 
деятельности ее органов, прежде всего 
в господстве единоначалия и в ограниченном, 
в известной степени, формальном применении 
принципа коллективности при решении 
подведомственных вопросов органами исполнительной 
власти. 
Оптимальной моделью взаимоотношений 
между Российской Федерацией и ее субъектами 
должна стать модель строгого разграничения 
компетенции между органами управления, 
а также их четкого финансового, правового, 
организационного обеспечения. При этом 
решение этой задачи должно быть основано 
на общепризнанных принципах федеративного 
демократического государства и облечено 
в правовую форму. На этой основе органы 
исполнительной власти субъектов Российской 
Федерации, превращаясь в реальные субъекты 
преобразований в России, призваны обеспечить 
в этом процессе решение не только местных, 
но и общефедеральных задач. 
В систему органов исполнительной 
власти республик в составе Российской 
Федерации входят их правительства, министерства, 
государственные комитеты и другие ведомства. 
В ряде республик эту систему возглавляет 
Президент (глава) республики (например, 
в Ингушетии), в других — правительство 
или его глава (например, в Карелии).
Правовой статус Президента 
республики в составе Российской Федерации 
определяется конституциями республик 
в составе Российской Федерации, а также 
законами этих республик о Президенте. 
Президент не может быть депутатом 
представительных (законодательных) органов 
в республике, занимать какие-либо другие 
должности в государственных органах, 
общественных объединениях, коммерческих 
организациях, не может заниматься предпринимательской 
деятельностью и вести другую оплачиваемую 
работу. На время выполнения своих обязанностей 
Президент приостанавливает членство 
в политических партиях и иных общественно-политических 
организациях.8
В большинстве республик Президент 
является главой государства, высшим должностным 
лицом и главой исполнительной власти. 
В этом качестве он выступает гарантом 
государственного суверенитета и территориальной 
целостности республики, соблюдения ее 
конституции и законов, а также принятых 
ею международных и межреспубликанских 
обязательств; представляет республику 
в ее отношениях с Российской Федерацией, 
входящими в состав СНГ государствами, 
а также в международных отношениях; обращается 
с посланиями к парламенту и народу; участвует 
в работе парламента; информирует парламент 
о важных вопросах внутренней и международной 
политики; обладает правом законодательной 
инициативы в парламенте республики; подписывает 
и обнародует законы, одобренные на референдуме; 
принимает отставку правительства с согласия 
парламента.
Президент участвует от имени 
республики в решении вопросов, относящихся 
к совместному ведению с Российской Федерацией; 
вводит чрезвычайное положение на территории 
республики или в отдельных ее регионах 
с последующим утверждением его парламентом; 
ведет переговоры, подписывает международные 
и межгосударственные договоры, в их рамках 
заключает соглашения; назначает торговых 
и иных представителей в иностранных государствах 
и международных организациях; разрешает 
вопросы гражданства; награждает государственными 
наградами и присваивает почетные звания 
республики.
Президент назначает с согласия 
парламента Председателя правительства; 
назначает и освобождает от должности 
министров, руководителей государственных 
комитетов и других ведомств республики, 
представляет в парламент для утверждения 
кандидатуры на должность председателей 
Верховного и Высшего Арбитражного Судов 
республики, назначает и освобождает от 
должности председателей и судей районных 
и городских судов; осуществляет общее 
руководство деятельностью правительства; 
обеспечивает взаимодействие возглавляемых 
им органов исполнительной власти с органами 
законодательной и судебной власти; отменяет 
постановления и распоряжения правительства, 
акты министерств и ведомств, других подведомственных 
ему органов исполнительной власти; приостанавливает 
действие актов местной администрации 
в случае противоречия их конституции 
и законам республики, а также актам Президента.9
Президент представляет парламенту 
проект бюджета республики, распоряжается 
средствами президентского фонда; осуществляет 
иные полномочия, предусмотренные конституцией 
и законами республики.
В ряде республик Президент 
наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, 
Тува и др.). В некоторых республиках (Башкортостан, 
Бурятия и др.) он пользуется правом «отлагательного 
вето».
Президент в пределах своих 
полномочий издает указы и распоряжения, 
имеющие обязательную силу на всей территории 
республики. Акты Президента имеют подзаконный 
характер.
Следует отметить, что некоторые 
конституции республик в составе Российской 
Федерации наделяют Президентов этих 
республик полномочиями, выходящими за 
рамки полномочий этих республик. Так, 
согласно Конституции Республики Саха 
(Якутия) Президент этой республики располагает 
правом определять порядок образования 
территориальных воинских и иных формирований, 
хотя в соответствии с Конституцией Российской 
Федерации все такого рода вопросы входят 
в число исключительных полномочий Российской 
Федерации.
Законодательство республики 
в составе Российской Федерации допускает 
досрочное прекращение полномочий Президента 
в случае его добровольной отставки, отрешения 
от должности, стойкой неспособности по 
состоянию здоровья осуществлять свои 
полномочия.
Наряду с единоличным главой 
государства в практике государственного 
строительства республик в составе Российской 
Федерации встречается и коллегиальный 
глава государства. Им является Государственный 
совет Дагестана, возглавляющий в республике 
исполнительную власть. В его состав входят 
его председатель, председатель правительства 
республики и другие лица, избранные Конституционным 
Собранием Республики Дагестан.
Важную роль в системе исполнительной 
власти республик в составе Российской 
Федерации играют правительства этих 
республик, являющиеся исполнительными 
и распорядительными органами государственной 
власти.
Законодательство республик 
в составе Российской Федерации предусматривает 
различный порядок формирования правительств 
этих республик. Так, в соответствии с 
Конституцией Республики Башкортостан 
(ст. 101) кабинет Министров республики формируется 
Президентом республики. Премьер-министр 
республики назначается Президентом республики 
с согласия Государственного Собрания 
(парламента) республики. Заместители 
премьер-министра, министры, председатели 
государственных комитетов и руководители 
ведомств республики назначаются и освобождаются 
от должности Президентом республики 
по представлению премьер-министра республики. 
По представлению премьер-министра республики 
Президент может включать в состав правительства 
республики руководителей других органов 
и организаций республики.10