Шпаргалка по "Метрологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:18, шпаргалка

Краткое описание

Раскройте принципы обеспечения единства измерений.
Раскройте сущность Государственной системы обеспечения единства измерений.
Перечислите органы Государственной метрологической службы

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры метрология.docx

— 109.37 Кб (Скачать файл)

Для каждого метода в зависимости  от специфики его проведения устанавливают:

– средства испытаний и вспомогательные  устройства;

– порядок подготовки к проведению испытаний;

– порядок проведения испытаний;

– правила обработки результатов  испытаний;

– правила оформления результатов  испытаний;

– допустимую погрешность испытаний.

В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию продукции и тем самым выявлять контрафактную продукцию. В частности, в 2002 г. введены в действие ГОСТы по идентификации ряда групп пищевой продукции – молочных и молокосодержащих продуктов, натурального растворимого кофе, продуктов сахарной промышленности и пр.

  Стандарты могут быть узкого  назначения – проверка одного  показателя качества либо широкого назначения – проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика  обязательной сертификации вызвала  необходимость разработки стандартов смешанного вида – стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Категории нормативных документов по стандартизации

Статус  категории нормативного документа  по стандартизации определяется уровнем органа (организации или предприятия), который (которое) принял (утвердил) документ данного ранга в соответствии с предоставленной ему компетенцией. Категориями нормативных документов по стандартизации, действующих на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом «О техническом регулировании», а также ГОСТ Р 1.0-2004 являются:

1) национальные стандарты Российской  Федерации (ГОСТ Р);

2) межгосударственные стандарты (ГОСТ);

3) общероссийские классификаторы  технико-экономической и социальной  информации (ОКТЭИ и СЭ);

4) стандарты организации обязательные (СТОО);

5) стандарты научно-технических, инженерных  обществ и других общественных объединений добровольные (СТОД);

6) применяемые в установленном  Ростехрегулированием порядке международные, региональные международные стандарты, правила и рекомендации по стандартизации, а также прогрессивные национальные стандарты зарубежных стран (на основании договоров с этими странами);

7) правила стандартизации (ПР) и рекомендации (Р) по стандартизации.

Национальные  стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) целесообразно разрабатывать на конкретную оптимальную продукцию (группы конкретной оптимальной продукции), конкретные оптимальные услуги (группы конкретных оптимальных услуг); конкретные оптимальные производственные процессы или их элементы (группы конкретных оптимальных производственных процессов или их элементов), имеющие преимущественно общенародное хозяйственное значение (применение). Стандарты данной категории утверждает Ростехрегулирование.

Межгосударственные  стандарты (ГОСТ) целесообразно разрабатывать на конкретную оптимальную продукцию (группы конкретной оптимальной продукции), конкретные оптимальные услуги, (группы конкретных оптимальных слуг), конкретные оптимальные производственные процессы или их элементы (группы конкретных оптимальных производственных процессов или их элементов), имеющие преимущественно межгосударственное значение (применение). Стандарты данной категории принимает Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) стран - участниц Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (Москва, 13 марта 1992 г., № 12/1). В случае, когда Россия проголосовала положительно за проект ГОСТ, Ростехрегулирование своим постановлением вводит их в действие на территории России.

Общероссийские  классификаторы технико-экономической  и социальной информации (ОКТЭ и СИ) разрабатывают на продукцию, услyги, производственные процессы и их элементы, имеющие общенародно-хозяйственное значение (применение). Разработку, принятие, введение в действие, применение, ведение ОКТЭ и СИ осуществляют в порядке, установленном Ростехрегулированием.

Стандарты организаций обязательные (СТОО) разрабатывают на конкретную оптимальную продукцию (группы конкретной оптимальной продукции), конкретные услуги (группы конкретных услуг), конкретные оптимальные производственные процессы или их элементы (в том числе на элементы организации и управления производством), имеющие применение преимущественно в самой организации. Стандарты данной категории утверждаются организациями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в конкретной организации. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О техническом регулировании» и п. 42 ГОСТ Р 1.4-2004 требования стандартов организаций подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты. Таким образом, в настоящее время в России организациям предоставлена правовая возможность для самостоятельных разработки и утверждения стандартов на поставляемую ими товарную продукцию и окaзываемые товарные услуги (работы).

Стандарты организации добровольные (СТОД) - это стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных Объединений, которые целесообразно разрабатывать преимущественно на перспективные оптимальные производственные процессы и их элементы, оптимальную продукцию, оптимальные услуги с целью более динамичного распространения и практического использования результатов научных исследований и разработок, получаeмых в различных отраслях и областях научно-технического знания. Стандарты данной категории некоммерческие научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения разрабатывают и принимают полностью на добровольной основе.

Целесообразность (или, напротив, нецелесообразность) применения СТОД коммерческие субъекты хозяйственной  деятельности определяют самостоятельно. По мере необходимости СТОД могут  быть переведены (переоформлены) в СТОО, ГОСТ Р, ГОСТ или представлены в форме проектов международных стандартов ИСО (МЭК) либо в форме проекта регионального международного cтандарта (по согласованию с соответствующим общественным объединением, которое разработало и приняло данный СТОД).

Правила стандартизации (ПР) разрабатывают на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, национальных и межгосударственных стандартов. Правила стандартизации принимает Ростехрегулирование. Требования, содержащиеся в правилах стандартизации, являются обязательными. Что касается рекомендаций по стандартизации (Р), то они разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач opгaнизации, координации и осуществления работ по стандартизации, метрологии и сертификации. Рекомендации по стандартизации принимает Ростехрегулирование, а также подчиненные ему Всероссийские научно- исследовательские институты в соответствии с их головной ролью и профилем деятельности. Положения, содержащиеся в рекомендациях,  являются добровольными.

 

21. Раскройте этапы разработки государственных стандартов  
Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.

В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.

Разработка проекта проходит две  стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии — определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем  переписки, чтобы удостовериться в  его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям  российского законодательства и  положениям Государственной системы  стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее  заинтересованным организациям.

Вторая стадия разработки заключается  в анализе полученных отзывов, составлении  окончательной редакции проекта  нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная  редакция должна быть рассмотрена членами  ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с оконча- тельной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также и заказчику нормативного документа.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура  принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 "ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Все перечисленные выше функции  выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------С  целью получения информации для  актуализации стандартов технические  комитеты ведут постоянную работу  по поддержанию обратной связи  с предприятиями и организациями,  принимающими стандарты, а также  анализируют предложения, поступающие  от .членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.

Пересмотр государственного стандарта  по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

 

Принятие окончательных решений  о внесении изменений, пересмотре и  отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).

Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли  принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный  документ. Отмена стандарта отрасли  обычно связана либо со снятием продукции  с производства, либо с введением  в действие государственного стандарта  на тот же объект стандартизации с  такими же или более высокими требованиями и нормами.

Обновление или отмена стандарта  предприятия осуществляется по решению  руководства самого субъекта хозяйственной  деятельности, принявшего этот стандарт.

Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых  результатов научных исследований или производственных достижений, связанных  с внедрением изобретений и научных  открытий. Отмена этой категории нормативных  документов связана с моральным  устареванием объекта стандартизации.

 

22. Раскройте  цели подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

– удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

– содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

– повышения конкурентоспособности  продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

– создания условий для обеспечения  свободного перемещения товаров  по территории Российской Федерации, а  также для осуществления международного экономического, научно - технического сотрудничества и международной торговли.

Информация о работе Шпаргалка по "Метрологии"