Шпаргалка по "Землеведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 08:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Землеведению"

Вложенные файлы: 1 файл

ответы земля.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

1.Предмет и задачи  землеведения.

Землеведение-это раздел географии,изучающий  географическую оболочку Земли в  наиболее общих закономерностях  её состава,структуры и развития.Термин веден Карлом Риттером.

1.выявить функциональные зависимости  между различными природными процессами и явлениями.Законы целостности, эволюции, круговоротов вещества и энергии, ритмичности рассматриваются для всех сфер Земли с учетом экологических условий. целостная непрерывная оболочка Земли, среда жизнедеятельности человека, охватывающая нижние слои атмосферы, верхние толщи литосферы, почти всю гидросферу и всю биосферу, в которой происходит глубокое взаимопроникновение и активное взаимодействие ее составных частей (отдельных оболочек, или геосфер), рассматриваемая как единое целое, как динамическая система.

2.большое влияние уделяется  на изучение проблем взаимодействия  общества и природы.

2.Место землеведения  в системе географических наук.

Географией называется комплекс тесно связанных между  собой наук, который делится на четыре блока: физико-географические, социально-экономико-географические науки, картографию,страноведение.Блок физико-географических наук состоит из общих физико-географических наук, частных (отраслевых) физико-географических наук, палеогеографии. Общие физико-географические науки делятся на общее землеведение и региональную физическую географию.Все физико-географические науки объединяет единый объект исследования.

3.Формы деятельности  географов.

1.Исследовательские коллективы  разного уровня и назначения(институт  географии РАН; коллективы гео.ф-тов университетов и пед.институтов;РГО)ГО-общественная организация,которая оюъединяет учёных одной или нескольких стран.В наст.время в мире сущ.более70 ГО(Берлин 1821;Лондон 1830)

2.Исследования,которые  проводятся в рамках «МГС»1922Брюссель(1.содействовать изучению проблем,кот.требуют международ.сотрудничества.2.обеспечивать научное обсуждение и публикацию рез-тов3.организовывать и проводить гео.конгрессы.Задача конгресса:бмен информацией рез-тов проводимых исследований,совместное обсуждение крупных гео.проблем,пропаганда гео.знаний.1-ый МГК 1871 в Бельгии,посвящен 2-м геог.каотогр.произ.карты мира Меркатора и атлас Ортелий.32МГКв Кёльне,посвящен гео.обр,процессы глобализации,рац.природопол.

4.Источники геогр.информации.

1.Учебная лит-ра.2.специал.гео.журналы.(известия РАН,известия РГО,вестник МГУ)3.Геог.Инфо.Система-система автомат.сбора,хранения,преобразования и представления гео.информацией реализованная на ЭГМ.4.интернет ресурс

5.Основные методы землеведения.

В связи со сложностью изучения объекта курса землеведение с основами краеведения, возникает проблема, связанная с методами изучения. Для данного курса используются ряд методов, как собственно географических, так и принадлежащих другим наукам (общенаучные, междисциплинарные, специфические, отраслевые). К общенаучным относятся философский, исторический методы и системный подход. В качестве философского метода выступает материалистическая диалектика с ее основными законами (борьба и единства противоположностей, переход количества в качество, отрицания - отрицания).

Исторический метод  или принцип историзма, напрямую связан с философским, вытекая из признания всеобщей связи и развития явлений материального мира. Он показывает, как менялись представления о  том или ином компоненте природной среды.

Системный подход также  представляет собой развитие диалектического  метода. Он сводится к тому, что каждый географический объект рассматривается  как сложная система различных  элементов, взаимодействующих между  собой, и в то же время как элемент более сложной системы. Данный метод основан на изучении, компонентов географической оболочки, которое происходит, начиная с более крупных и заканчивая более мелкими компонентами, т.е. от форм рельефа и до растительного и животного мира. Сравнительный метод основан на выявлении региональных особенностей того или иного природного комплекса.

Междисциплинарные методы. К ним относятся математические методы, которые применяются для  формализации, уточнения и проверки точности данных, полученных в ходе физико-географических исследований (моделирование, геоинформационные технологии). Картографический метод.

Экспедиционный или  полевой метод – является одним  из основных методов изучения курса  землеведение с основами краеведения. К разновидностям полевого метода относится стационарный, когда один участок территории изучается в течение длительного времени (база Щучье Озеро БГФ)

Внутрипредметные связи. Курс имеет внутрипредметные связи  с дисциплинами, которые изучаются  в курсе физической географии, ландшафтоведения и рационального природопользования.

 

6.Земля в Солнечной  Системе,солнечно-земные связи.

Солнечная система- система  небесных тел,Солнце, планеты, спутники планет, кометы, метеорные тела, космическая пыль,двигающихся в области преобладающего гравитационного влияния Солнца. Солнечно-земные связи-система прямых или опосредованных физ. связей между процессами на Солнце и Земле.Влияние Солнца на Землю многогранно и неоднозначно (обратное влияние Земли на Солнце ничтожно мало). Прежде всего Земля непрерывно получает от Солнца почти неизменный поток энергии ,обеспечивающий наблюдаемый уровень освещённости и ср. темп-ру её поверхности (Тепловой баланс Земли).Кроме того, Земля подвергается комбиниров. Воздействию излучений от нестационарных солнечных процессов (солнечных возмущений) — проявлений солнечной активности.

 

7.Фигура Земли и её  гео.следствия

Фигура Земли создана  её вращением вокруг оси и взаимодействием сил тяготения и центробежной силы.Фалес-основоположенник идеи.Науч.характер у Аристотеля1.круглая форма земной тени при лунных затмениях.2.изменение звездного неба при передвижении с севера на юг.3.расширение горизонта при поднятии на гору. Неравномерное рас-ние солнечного тепла по земной поверсхности.Шарообразность Земли приводит к неравномерному нагреву земной поверхности. Приэкваториальные районы Земли (жарким тепловой пояс), размещающиеся между тропиками, получают максимальное количество солнечного тепла, в то время как полярные (холодные тепловые пояса) – минимальное, что приводит к отрицательным температурам в полярных широтах.

8.Основные размеры Земли,её  масса и их гео.следствия.

Rср.экв.=6378,14км

Rпол.=6356,78км

lмер.=40008,5км

lэкв.=40075,7км

Sпов.Земли=510млн.кв.км

mЗемля=598x10в19ст тонн

От массы планеты  зависит:наличие и отсутствие атмосфры,вызванные  процессы плавление в-ва,вулканизация,формир.газовой  оболочки,дегазация расплава.

9.Осевое(суточное) вращение  Земли и его гео.следствия.

Земля вращается с запада на восток против часовой стрелки  и делает оборот вокруг оси за 23 часа 56 минут.

Ось - это воображаемая линия, вокруг которой вращается  Земля. Там где ось выходит  на поверхность - полюса (северный и  южный).Движение вокруг оси доказал француз Лион Фуке в 1851 году, когда в Париже в Пантионе под купол повесил маятник. Под маятником поместил круг с делениями. Маятник качался и очерчивал небольшой круг, что доказывало вращение Земли. За сутки на Земле происходит смена дня и ночи. Солнце освещает Землю с востока на запад. Следствием осевого вращения является отклонение тел от направления их движения( в северном полушарии вправо. в южном - влево). Так отклоняются морские течения, воздушные массы, подмыв берегов. Это явление называется силой Кориолиса. Сутки начинаются одновременно на всем меридиане. За час Земля поворачивается на 15 градусов и время отличается на 1 час.(смена дня и ночи,местная циркуляция атмосферы,суточный ритм,изменение солнечной радиации,сила Кориолиса,деформация фигуры Земли)

10.Сила Кориолиса и  её гео.следствие.

одним из важнейших следствий  осевого вращения является образование  поворотной силы -силы Кориолиса.В XIX в. она была впервые рассчитана французским ученым в области механикиГ. Кориолисом (1792-1843). Это одна из сил инерции, вводимых для учета влияния вращения подвижной системы отсчета на относительное движение материальной точки. Ее эффект кратко можно выразить так: всякое движущееся тело в Северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном — влево. На экваторе сила Кориолиса равна нулю .(напрвление воздушных масс,морских течений,речных потоков.)Действие силы Кориолиса распространяется на многие явления географической оболочки. Ее отклоняющий эффект особенно заметен в направлении движения воздушных масс. Под влиянием отклоняющей силы вращения Земли ветры умеренных широт обоих полушарий принимают преимущественно западное направление, а в тропических широтах — восточное. Аналогичное проявление силы Кориолиса обнаруживается в направлении движения океанических вод. С этой силой связана и асимметрия речных долин (правый берег обычно высокий в Севером полушарии, в Южном — левый).Вращение Земли вокруг своей оси приводит также к перемещению солнечного освещения по земной поверхности с востока на запад, т. е. к смене дня и ночи.Смена дня и ночи создает суточную ритмичность в живой и неживой природе. Суточный ритм тесно связан со световыми и температурными условиями. Хорошо известен суточный ход температуры, дневной и ночной бризы и т. д. Суточные ритмы происходят и в живой природе — фотосинтез возможен только днем, большинство растений раскрывают свои цветки в разные часы; одни животные активны днем, другие — ночью. Жизнь человека тоже протекает в суточном ритме.Еще одно следствие вращения Земли вокруг своей оси — разница во времени в разных точках нашей планеты.

 

11.Орбитальное(годовое  вращение Земли и его гео.следствия.

В разные периоды года полушария Земли получают одновременно неодинаковое количество солнечного тепла  и света, что служит причиной смены  времен года. На экваторе солнечные лучи падают почти под одинаковым углом в течение всего года, поэтому времена года там мало отличаются друг от друга. Это объясняется шарообразностью нашей Земли. В умеренных же широтах времена года сильно отличаются друг от друга. Это объясняется не только шарообразностью Земли, но и различными положениями планеты в течение всего года, что определяется наклоном оси вращения Земли к орбите и влияет на изменение угла падения солнечного луча на протяжении всего года. Продолжительность дня и ночи на разных широтах Северного полушария в разные времена года Двигаясь вокруг Солнца, Земля вращается в то же время вокруг своей оси с запада на восток с полным оборотом в течение звездных суток или за 23 часа 56 минут 4,0905 секунд. С этим движением на Земле связана смена дня и ночи. На освещенной Солнцем стороне — день, на противоположной стороне — ночь. Только на полюсе нет обычного деления времени на дни и ночи, так как около полугода Солнце не опускается за горизонт и столько же времени не восходит. Только осенью и весной в этих широтах возможно наблюдать смену дня и ночи. Следств:отклонение движущихся тел в Северном полушарии вправо, в Южном — влево. Оно вызывается действием силы Кориолиса, основанной на законе инерции. По нему каждое тело стремится сохранить направление и скорость своего движения, а вращающаяся Земля тем временем перемещается, что и вызывает отклонение в направлении движущегося тела. Сила Кориолиса оказывает отклоняющее действие на движение воздуха и воды.

Этот период ( полный оборот) составляет 365 суток 5 часов 49 минут( астрономический год), поэтому через 4 года в феврале 29 суток - год високосный.

Путь Земли вокруг Солнца называется орбитой. Орбита имеет форму  эллипса длинной 940 млн. км.. Скорость движения Земли вокруг Солнца 30 км в секунду. Самое близкое положение Земли ( 3 января) =147млн. км - перигелий. Наибольшая удаленность - 5 июля- 152 млн. км от Солнца - афелий. Земная ось к орбите наклонена под углом 66,5 ?, поэтому лучами солнца освещается попеременно то северное полушарие, то южное. На Земле сменяются времена года, меняется температура воздуха, ритмы природы, жизнь животного и растительного мира и др.

 

12.Характеристика поясов освещённости земной поверхности.

части поверхности Земли, ограниченные тропиками  и полярными кругами и различающиеся по условиям освещённости. Формирование пяти поясов освещенности вызвано наклоном оси вращения Земли к плоскости орбиты и движением Земли вокруг Солнца. Пояса отличаются высотой полуденного Солнца над горизонтом, продолжительностью дня и, следовательно, тепловыми условиями.Между тропиками расположен тропический пояс; здесь дважды в году (а на тропиках — раз в году) можно наблюдать полуденное Солнце в зените. Тропики-это параллели,в которых в день солнцестояния в полдень солнце находится прямо над головой. При таком положении солнечные лучи падают на земную поверхность строго вертикально.В день летнего солнцестояния солнце находится точно над Северным тропиком,а в день зимнего солнцестояния-над Южным. Тропики ограничивают районы Земли,получающие максимально количество солнечного света и тепла.Только в тех районах можно увидеть солнце в зените.. максимальное количество света и тепла в промежутки между днями солнцестояний получают те,которые лежат между тропиками. Полярн.От полярного круга до полюса в каждом полушарии лежат полярные пояса; здесь бывают полярный день ( период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше 1 суток.Мурманск,Воркута,Нарьян-Мар,Норильск )и полярная ночь(солнце более суток не появл.из горизонта.Умер. В умеренных поясах, находящихся в Северном и Южном полушариях между тропиком и полярным кругом, Солнце в зените не бывает, полярный день и полярная ночь не наблюдаются.Бе́лые но́чи — ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Явление наблюдается в умеренных и высоких широтах перед летним солнцестоянием и после него.

Пояса освещения– основа климатической зональности и природной зональности вообще.

13.Магнитное поле Земли  и его влияние на процессы  в географической оболочке.

14.Внутреннее строение  Земли.Материковая и океаническая земная кора.

Земная кора сложена  магматическими,(базальт,гранит)метаморфичными и осадочными)нефть,песок) породами.Мощность на континетках30-40км(3-хслойное стрение-осадочный,гранитно-метаморфический  и гранитно-базальтовый),на океанах от 0до 10-20км.

Мантия- простирается до глубины 2900км.Масса составляет 67% от массы  Земли и t может достигать 1600градц(кислород,железо,кремний,

Ядро-занимает 33% от массы  Земли.Выд.внешнее и внутреннее.На 80% состоит из железа.Из-за вращения внутреннего ядра и и конвекции в-ва во внешнем я дре обр.электротоки,кот.обр.магнитное поле Земли.

15.Основные типы структурных  элементов литосферы: геосинклинали,  платформы, щиты, антиклизы, синеклизы,  рифты, афлакогены,кольцевые структуры.

Геосинклиналь-это протягивающийся на несколько десятков или сотен км,относительно узкий и глубокий прогиб земной коры.

Платформа-относительно устойчивый блок континентальной коры,обширные малоподвижные участк земной коры-наиболее устойчивые глыбы,создающие её твёрдый  каркас.

Щит-наиболее крупная положительная  структура платформ,сложенная кристаллическими породами на поверхность.

Синеклизы- очень пологий  прогиб земной коры в пределах платформы, имеющий в плане неправильно округлые или овальные очертания (до нескольких сотен, иногда более тысячи километров в поперечнике) и глубину обычно до 3—5 км. Антиклизы наоборот.

Рифт-крупная линейная впадина в земной коре, образующаяся в месте разрыва коры в результате её растяжения или продольного движения.

Авлакоген-глубокий и узкий  грабен в фундаменте древней платформы, перекрытый платформенным чехлом. Представляет собой древний рифт, заполненный осадками.

Кольцевые структуры-геол. образования в плане кольцевой, округлой или овальной формы в каменной оболочке Земли и др. планетных тел.

 

 

16.Эндогенный и экзогенные  процессы,из значение в формировании  ландшафтов.

Эндогенные(внутренние)процессы возникают в результате внутренней энергии Земли.Внутрення энергия-энергия распада и гравитацио.дифференциации.

Экзогенные(внешние)происходят под влиянием внешней энергии,тоесть энергия солн.излуч.Экзоген.прояв.в  выветривании,декудации,аккумуляции  и др. Декудация-сов.процессов разрушения горных пород ветром,водой.

Информация о работе Шпаргалка по "Землеведению"