Экономико и политико-географическое положение Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цели: охарактеризовать Норвегию с точки зрения экономики, политики, географии ее расположения для возможности реализации туристических и рекреалогических услуг.
Задачи: Раскрыть политику и экономику географического положения; исторические особенности социально-экономического развития страны; хозяйственную оценку природных условий и ресурсов; население; общую характеристику хозяйств; географию промышленности; географию сельского хозяйства; географию транспорта; внешнеэкономические связи; экономическое районирование.

Вложенные файлы: 1 файл

продолжение реферата.docx

— 50.81 Кб (Скачать файл)

          Помимо внешней, в Норвегии существует и внутренняя миграция, как между муниципалитетами, так и округами, первая из которых развита в два раза больше, чем последняя. В 2010 году количество переехавших в другой муниципалитет достигло рекордной отметки в 214 685 человек. Миграция не зависит от пола и в основном происходит в направлении с севера и северо-запада на юго-восток.[4]

          Статья 2 раздела А Конституции Норвегии гарантирует каждому гражданину страны право на свободу вероисповедания. В то же время эта же статья указывает, что евангелическое лютеранство является государственной религией Норвегии. По закону, король Норвегии и, по меньшей мере, половина министров должны исповедовать лютеранство. По состоянию на 2006 год, согласно официальной статистике, 3 871 006 человек или 82,7 % населения принадлежат к государственной Церкви Норвегии. Однако лишь около 2 % населения регулярно посещают церковь. Ещё 403 909 человек, или 8,6 % населения по состоянию на 2007 год принадлежат к иным конфессиям и учениям. Среди них наиболее многочисленными являются приверженцы ислама (79 068 человек или 1,69 % населения), Римско-католической церкви (51 508 человек или 1,1 %) и Пятидесятнического Движения Норвегии (40 398 человек или 0,86 %). В стране официально зарегистрирована община неоязычников Foreningen Forn Sed.[3]

 

 

 

 

5. Общая характеристика  хозяйств

          Норвегия - промышленно развитая  капиталистическая страна. Доля  промышленности и энергетики  в валовом национальном продукте (31% в 1971) в 5 раз превосходит долю  сельского хозяйства (6%); важную роль  в экономике играют морское  судоходство (10% валового национального  продукта), а также рыболовство. Большое  значение имеют внешнеэкономические  связи: внешняя торговля, участие  норвежского торгового флота  в мировых морских перевозках. Экономика Норвегии имеет экспортную  направленность (стоимость экспорта  товаров и услуг составляет 1/3 валового национального продукта) и в значительной мере зависит  от импорта (также свыше 1/3 валового  национального продукта). Насчитывая  менее 0,2% населения капиталистического  мира, Норвегия производит около 0,5% промышленной продукции и даёт  свыше 1% мирового капиталистического  экспорта. Доля Норвегии в тоннаже  мирового торгового флота — 9%, 4-е место в мире (после Либерии, Японии, Великобритании). В экономике  Норвегии широкое участие принимает  иностранный капитал.[7]

          Для развития экономики Норвегии  после 2-й мировой войны 1939—45 характерны  крупные капиталовложения в промышленное  и энергетическое строительство, в торговый флот. Темпы экономического  развития в 50-е гг. в Норвегии  были одними из самых высоких  в капиталистическом мире; в 60-е  гг. ускорилась структурная перестройка  экономики, возникли и развились  новые для Норвегии отрасли  промышленности (электротехника, радиоэлектроника  и др.). Усилились государственно-монополистические  тенденции. В результате национализации  бывших германских активов и  строительства новых государственных  предприятий доля государственного  сектора в промышленном производстве  составила 12—15%, а в отдельных  отраслях намного выше. Господствуют  крупные монополистические объединения  с участием иностранного капитала. Наиболее мощные концерны: "Боррегор" (целлюлозно-бумажная и химическая  промышленность), "Норск гидро" (электрохимия и электрометаллургия), "Акер" (судостроение), "Квернер" (машиностроение), "Элькем" (электрометаллургия), "Вильхельмсен" и "Ольсен" (судоходство). Правительство поощряет иностранные капиталовложения в промышленность, где их доля составляет около 15% (в алюминиевой промышленности — американо-канадский, швейцарский, в производстве цинка — бельгийский, никеля — канадский, ферросплавов — английский, нефтепереработке — американский и англо-голландский, в пищевой и рыбообрабатывающей — англо-голландский и швейцарский, в целлюлозно-бумажной — английский, в электрохимической — французский капитал). Обострение социальных противоречий находит отражение в нарастании забастовочного движения (по числу пропущенных рабочих дней — от 9 тыс. в 1965 до 47 тыс. в 1970), в росте стоимости жизни на 6—8% в год в 1970-х гг.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. География промышленности

          В промышленном производстве Норвегии, включая электроэнергию, занято около 400 тыс. рабочих и служащих, из которых около 95% трудится на предприятиях обрабатывающей промышленности, а остальные - в добывающей промышленности и электроэнергетике. [7]

          В промышленности различаются отрасли, ориентирующиеся в сбыте своей продукции преимущественно на внешний рынок, и отрасли, обслуживающие в основном внутренний рынок. К первой группе отраслей (1/3 валовой промышленной продукции) относятся электрометаллургия, электрохимия, целлюлозно-бумажная и рыбообрабатывающая промышленность. Экспортная продукция этой группы отраслей составляет более 1/2 стоимости вывоза. Среди второй группы отраслей, кроме пищевой и лёгкой промышленности, значительное развитие в 1960—70-х гг. получили также машиностроение и металлообработка, причём развитие электротехники и судостроения связано также с экспортом.[5]

          В горнодобывающей промышленности наибольшее значение имеют добыча и обогащение железной руды, титановой руды и пиритов; попутно с пиритами добываются медь и цинк. На Шпицбергене — добыча каменного угля. Производится добыча нефти и газа из месторождения Экофиск на шельфе в норвежском секторе Северного моря. В эксплуатации месторождения принимает участие иностранная компания "Филлипс петролеум" (капитал США, Бельгии, Италии, Франции).[6]

          Основными источниками энергоснабжения являются ГЭС и импортное жидкое топливо. На ГЭС вырабатывается более 99% общего производства электроэнергии; по производству электроэнергии на 1 жителя (17 тыс. квт × ч в 1973). Норвегия занимает 1-е место в мире. Крупнейшие ГЭС (свыше 200 Мвт): Токке, Рана, Винье, Тонстад, Эура, Недре-Рессога, Нес, Сульдаль, Нуре, Фортун, Люсе, Матре, Недре-Винстра.[7]

          Чёрная металлургия специализируется на выплавке электрочугуна, электростали и ферросплавов. Государственный металлургический завод "Норск ернверк" в Му-и-Рана даёт 4/5 выплавки чугуна и 3/4 стали. По производству алюминия Норвегия стоит на 1-м месте в Западной Европе и на 4-м среди капиталистических стран (после США, Японии, Канады); алюминиевые заводы расположены вдоль южного и западного побережья. Производство электролитического цинка осуществляется в Одда, никеля и меди — в Кристиансанне, магния — в Порсгрунне. Более 9/10 цветных металлов и ферросплавов экспортируется.[6]

          Среди отраслей машиностроения и металлообработки выделяются судостроение, электротехника и радиоэлектроника. Норвегия занимает 7-е место в капиталистическом мире по производству судов. Наиболее мощные верфи специализируются на крупнотоннажных танкерах и судах-газовозах. Главные центры судостроения: Осло, Ставангер, Берген. Электротехнические и радиоэлектронные заводы ("Тандберг") сосредоточены преимущественно в районе Осло. Развиты также турбостроение, производство электровозов, оборудования для лесо- и рыбообрабатывающей промышленности.[5]

          Электрохимия представлена главным образом производством азотных удобрений (заводы концерна "Норск гидро" в Порсгрунне, Рьюкане и Гломфьорде) и карбида кальция.[7]

          Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (Норвегия занимает 5-е место в капиталистическом мире по производству бумажной массы) отрасли базируются на одном из основных природных богатств Норвегии — её лесах. Предприятия этих отраслей размещены большей частью в устьях лесосплавных рек вокруг Осло-фьорда, в районе гг. Сарпсборг, Халлен, Драммен, Шиен.[7]

          Лёгкая промышленность представлена преимущественно производством шерстяного трикотажа, спортивной и рабочей одежды и обуви (для рыбаков, моряков). В пищевой промышленности наибольшее развитие получили рыбообработка (на побережье Западной и Северной Норвегии) и производство молочных продуктов (в Восточной Норвегии).[7]

 

7. География сельского  хозяйства

          Доля сельского хозяйства в  экономике Норвегии сократилась  с развитием обрабатывающей промышленности. В 1996 году на сельское и лесное  хозяйство приходилось лишь 2,2 % общей  продукции страны. Развитие сельского  хозяйства в Норвегии затруднено  в силу природных условий —  высокоширотного положения страны, сравнительно малого вегетационного  периода, прохладного лета и невысокой  плодородностью почв.[3]

          Земледелие в Норвегии находится  в тяжёлом состоянии, несмотря  на предоставляемые государством  субсидии. По состоянию на 1996 год, доля обрабатываемых земель не  превышала 3 % общей площади страны, а в сельском и лесном хозяйстве  было занято 5,6 % трудоспособного  населения страны. Число фермерских  хозяйств достигает 200 000, причём  большинство их имеет небольшие  размеры: около половины всех  хозяйств имеют наделы не более 10 гектаров и только 1 % фермеров  владеют более чем 50 гектарами  земли. Основные сельскохозяйственные  регионы — Трёнделаг и район  Осло-фьорда.[5]

          Ведущая отрасль — интенсивное  животноводство, дающее около 80 % всей  продукции сельского хозяйства, в основном мясомолочного направления. В связи с этим, а также с  климатическими условиями, выращиваются  в основном кормовые культуры. Развито овцеводство, свиноводство. Во второй половине XX века производство  пшеницы многократно увеличилось, с 12 тыс. тонн в 1970 году до 645 тыс. тонн  в 1996 году. Несмотря на это, Норвегия  обеспечивает себя сельскохозяйственными  продуктами собственного производства  лишь на 40 % и вынуждена импортировать  зерновые культуры.[6]

 

 

 

 

8. География транспорта

          Железнодорожная сеть Норвегии  состоит из нескольких расходящихся  из Осло магистралей, связывающих  его с основными городами страны  — Бергеном, Ставангером, Тронхеймом  и Будё, а также со Швецией. Ещё одна линия, небольшая по  протяжённости на территории  Норвегии, связывает Нарвик со  Швецией. Общая протяжённость железных  дорог Норвегии составляет 4 087 км (из них электрифицированы 2 528 км).[3]

          Общая протяжённость автомобильных  дорог в Норвегии по состоянию  на 2007 год составляет 92 946 км, из которых 27 343 км приходится на дороги  национального значения, 27 075 км —  на дороги регионального значения  и 38 528 км — на дороги местного  значения. Общий автопарк Норвегии  по состоянию на 2006 год насчитывает 2 599 712 автомобилей, в том числе 2 084 193 легковых, 26 954 автобусов и 488 655 грузовых  и прочих.[3]

          В Норвегии действуют 53 аэропорта  с регулярными рейсами, из них  статус международных имеют 8 —  Гардермуен (Осло), Флесланн (Берген), Сула (Ставангер), Вэрнес (Тронхейм), Торп (Сандефьорд), Тромсё (ранее Лангнес), Рюгге (Мосс), Вигра (Олесунн). Гражданский авиапарк  страны по состоянию на 2005 год  составляет 888 самолётов и 168 вертолётов. Общий объём внешних и внутренних  пассажирских перевозок в 2005 году  составил 34 803 987 человек, причём почти  половина от этого количества, 15 895 722 человек, приходится на аэропорт  Осло.[3]

          Морское судоходство осуществляет  около 2/3 внутренних и 9/10 внешнеторговых  перевозок грузов. Тоннаж морского  торгового флота 24,3 млн. брутто-рег. т (1 июля 1974), преобладают крупнотоннажные  танкеры. Свыше 9/10 торгового тоннажа  занято перевозками между иностранными  портами. Валютные поступления от  иностранного фрахта (10 млрд. крон  нетто в 1973) — основной источник  покрытия дефицита внешнеторгового  баланса. Важнейшие порты: Осло, Берген, Ставангер, Нарвик.[7]

 

 

9. Внешнеэкономические связи

          Для внешней торговли, играющей исключительно важную роль в хозяйственной жизни Норвегии, характерен традиционный большой дефицит: стоимость импорта товаров намного превышает стоимость их экспорта. Этот дефицит в условиях благоприятного развития международной торговли обычно почти полностью покрывался доходами от заграничного судоходства. Однако теперь этих доходов часто не хватает, и страна вынуждена все больше прибегать к иностранным займам, в результате чего быстро растет ее внешняя задолженность.[5]

          Структура экспорта отражает все сдвиги в структуре экономики Норвегии. Систематически падает доля рыбы и рыбопродуктов, на которые в начале 1950-х годов приходилось до 25%, а ныне - лишь немногим более 5% стоимости экспорта. То же самое можно сказать и о продуктах лесопереработки. Несколько понизилась (с 30% , в 1960 г. до 20% в конце 70-х годов) доля продукции электрометаллургии и электрохимии. С другой стороны, непрерывно растет доля машиностроительной продукции. Ныне она достигла более 30% и включает широкий выбор товаров. В последние годы резко вырос экспорт нефти и газа (по трубопроводам). Однако темпы развития нефтяной экономики снижаются, добыча нефти постепенно сокращается, а добыча газа, напротив, идет по восходящей. Поэтому экспорт газа резко увеличивается, а контракты на продажу газа уже превысили общий объем в 50 млрд. кубометров в год.[6]

          Импорт более широк и разнообразен. Наиболее значителен ввоз разной продукции машиностроения, в том числе судов и автомобилей. В европейские страны направляется 4/5 всего экспорта и оттуда поступает около 3/4 импорта. В том числе на торговлю со странами Северной Европы приходится примерно 1/4 ввоза и вывоза.[5]

          Среди крупнейших торговых партнеров Норвегии - Великобритания, Швеция и ФРГ. Развивается российско-норвежская торговля.[6]

          В 2005 объем экспорта оценивался в 111,2 млрд. долл. США, объем импорта - в 58,12 млрд. Ведущие партнеры по экспорту: Великобритания (22%), Германия (13%), Нидерланды (10%), Франция (10%), США (8%) и Швеция (7%), по импорту - Швеция (16%), Германия (14%), Дания (7%), Великобритания (7%), Китай (5%), США (5%) и Нидерланды (4%).[4]

          Преобладающие статьи экспорта по стоимости - нефть и газ (55%) и готовые изделия (36%). Экспортируется продукция нефтеперерабатывающей и нефтехимической, лесообрабатывающей, электрохимической и электрометаллургической промышленности, продовольствие. Основные статьи импорта - готовые изделия (81,6%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (9,1%). Страна ввозит некоторые виды минерального топлива, бокситы, железную, марганцевую и хромовую руду, автомобили.[6]

          В условиях роста добычи и экспорта нефти в конце 1970-х годов - начале 1980-х годов Норвегия имела весьма благоприятный баланс внешней торговли. Затем резко упали мировые цены на нефть, экспорт ее сократился, и в течение нескольких лет торговый баланс Норвегии сводился с дефицитом. Однако к середине 1990-х годов баланс снова стал положительным. В 1996 стоимость экспорта Норвегии составляла 46 млрд. долл., а стоимость импорта - всего 33 млрд. долл. Активное сальдо торгового баланса дополняется крупными поступлениями от норвежского торгового флота общим водоизмещением 21 млн. брутто-регистровых тонн, который по новому Международному судовому регистру получил существенные привилегии, позволяющие ему конкурировать с другими судами, плавающими под иностранными флагами.[5]

 

10. Экономическое  районирование

          В Норвегии выделяют пять экономических районов: Восточный (историческая провинция Эстланн), Южный (Сёрланн), Юго-Западный (Вестланн), Центральный (Трённелаг) и Северный (Нур-Норге).[1]

          Для Восточного района (Эстланн) характерны длинные речные долины, понижающиеся к югу и сходящиеся к Осло-фьорду, и внутренние территории, занятые лесами и тундрой. Последняя занимает высокие плато между крупными долинами. В этом районе сосредоточено около половины лесных ресурсов страны. В долинах и по обоим берегам Осло-фьорда проживает почти половина населения страны. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Норвегии. В городе Осло представлен широкий спектр промышленных отраслей, в том числе металлургия, машиностроение, мукомольная, полиграфическая, а также почти вся текстильная промышленность. Осло - центр судостроения. На долю района Осло приходится примерно 1/5 всех занятых в промышленности страны.[2]

Информация о работе Экономико и политико-географическое положение Норвегии