Политико-географическое положение России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

РФ – самое крупное по площади государство мира – 17, 1 млн км2 (1-ое место – Канада – 9, 98; затем Китай – 9, 6; 4-ое место – США – 9, 4 и 5-ое место – Бразилия – 8, 5 млн км2). РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). На долю северной России приходится 11 млн км2 и 10 млн человек (см рис 2, стр 15, учебник Рома). Северная материковая точка – мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Северная островная точка – мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа. Крайняя южная точка материка – на гребне главного Кавказского хребта – 41012’ северной широты – на границе Дагестана и Азербайджана. Крайняя западная точка – конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда. Крайняя восточная материковая точка – мыс Дежнева – на Чукотке. Самая восточная островная точка –остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Экономико-географическое положение и границы России ……………………...4
Геополитическое положение России …………...………………………………… 6
Транспортно-географическое положение России ...……………………………... 8
Оценка РФ на макроуровне………………………...……………………………...11
Заключение …………………………………………………………………………14
Список используемой литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

география.docx

— 38.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 Дисциплина:   экономическая география и регионалистика

Тема:    Политико-географическое положение России. 
 
 

                                                                  Выполнил: студент 1 курса                                                                                                      
Направление:  менеджмент

07-06/м(4г10д)-12

Белалов Валерий Шамильевич                                                                                            
Проверил:   

 

 

 

 

 

Нерюнгри, 2013  

Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

Экономико-географическое положение  и границы России ……………………...4

Геополитическое положение  России …………...………………………………… 6

Транспортно-географическое положение России ...……………………………... 8

Оценка РФ на макроуровне………………………...……………………………...11

Заключение …………………………………………………………………………14

Список используемой литературы……………………………………………….. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин экономическая география введён М. В. Ломоносовым, возглавлявшим географический департамент России, в 1751 году. До середины 60-х гг. XX в. преобладал чисто производственный подход, в 70—80-е гг. XX в. в предметную область экономической географии входят урбанизация, формирование сети городов, социальные проблемы. В течение длительного времени внимание экономико-географов концентрировалось прежде всего на закономерностях, условиях и особенностях территориального размещения материального производства.

А. Вебер под экономической географией понимал теоретическое рассмотрение размещения экономического процесса в данном пространстве.

Объект — геоуниверсум (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера, психосфера); территориальные социально-экономические системы (экономические районы, территориально-производственные комплексы (ТПК), агломерации и др.); территориальная организация общества — сочетание функционирующих территориально-общественных структур: расселение населения, территориальные структуры производства и природопользования (природа — население — хозяйство).

Предмет — хозяйственное разнообразие страны, районов, изучение пространственных различий в хозяйстве, различий от места к месту и т. д.

  • По Баранскому и Колосовскому: изучение экономических районов и закономерностей размещения общественного производства.
  • По Саушкину: территориально-экономические системы (ТСЭС).
  • По Алаеву: территориальная организация жизни общества.

Часто в состав экономической географии  включают географию промышленности, географию сельского хозяйства, географию транспорта, географию  инвестиционного комплекса, географию  инфраструктуры, географию сферы  услуг и др.

Экономико-географическое положение  и границы России (ЭГП РФ).

 

РФ – самое крупное по площади  государство мира – 17, 1 млн км2 (1-ое место – Канада – 9, 98; затем Китай – 9, 6; 4-ое место – США – 9, 4 и 5-ое место – Бразилия – 8, 5 млн км2). РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). На долю северной России приходится 11 млн км2 и 10 млн человек (см рис 2, стр 15, учебник Рома). Северная материковая точка – мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Северная островная точка – мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа. Крайняя южная точка материка – на гребне главного Кавказского хребта – 41012’ северной широты – на границе Дагестана и Азербайджана. Крайняя западная точка – конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда. Крайняя восточная материковая точка – мыс Дежнева – на Чукотке. Самая восточная островная точка –остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна).

Почти вся территория России расположена  в Восточном полушарии. Из-за большой  протяженности по долготе велика разница во времени–она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации.

Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из них 40000 км –морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22, 7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией. Северные морские границы Россиипроходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране. Восточные границыпроходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями). Морские границы на западе. Воды Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда–нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы.

На юго-западе РФморские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые соединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.

Россия – мировая морская  держава. Ее территория омывается водами трех океанов. 
 
   

 

 

 Геополитическое положение  России.

 

Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое  положение России стало несколько  иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада  СССР у Росси формально не изменилось–число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы–с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.

Территория России не имеет четко  определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30е  годы. В настоящее время ставить  вопрос об изменении границ, сложившихся  исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой  опыт: попытки изменить границы заканчиваются  трагическими последствиями (например, Югославия).

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы  с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно  и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ  Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего  СССР.

В последнее время поднимаются  на официальном и неофициальном  уровнях претензии к России:

Японии хочет заполучить южные  острова Курильской дуги (острова  Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными. В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область). В Латвии – Пыталовский район .

В Финляндии – на земле Карелии  – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе. Представляется очевидным ухудшение политико- и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва– Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы. Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО. 
 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспортно-географическое положение  России.

 

Географические особенности экономических  связей определяются транспортными  возможностями. До распада СССР мы имели  четыре основных выхода в мировой  океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том  числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической  ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский  –небольшие по мощности порты (см стр 21 и доп материал в учебнике Рома). Сегодня Санкт-Петербург–порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга. В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе–2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.

В связи с этим вопрос о большой  эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).

Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере. Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия. В 1932 году ледокол “Сибиряков” прошел путь без зимовки от Мурманска до Берингова пролива, а в 1935 до Владивостока. С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Суда преодолевали это расстояние менее, чем за месяц. От Санкт-Петербурга по Сев морскому пути– 14280 км, а через Суэцкий канал –23200 км. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока–его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный). Но и здесь создаются трудные проблемы –проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн) [см стр 20 уч Рома].

На данном этапе происходит реконструкция  Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно  страны Балтии не получают никого дохода. Экономико-географические и геополитические  проблемы России связаны с эксплуатацией  не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты  транзитных связей через США и  Японию в Западную Европу с помощью  железных дорог, авиации и даже морских  путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных  пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской  области в Польшу и далее в  Брест–620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка  по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.

Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог  ограничены. Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

При всех сложностях Россия, активно  используя выгоды географического  положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей. 
 
    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка РФ на макроуровне.

 

Для определения положения России по отношению к другим странам (не только пограничным) оценивается ее положение относительно центров  экономики, культуры, основных транспортных путей. Эти оценивают политику и  ЭГП страны. Геополитическое положение  –оценка места страны на политической карте мира, ее отношение к разным государствам.

ЭГП позволяет оценить положение  страны на экономической карте мира по отношению к основным районам  и центрам экономики. 
 
          ЭГП определяется транспортно-географическим положением.

В географии для понимания особенностей положения стран, районов и городов  используют разные уровни (масштабы):

“Макро уровень” - должен оценивать  на глобальном, т. е. , на мировом уровне положение страны по отношению к материкам, мировому океану, мировым транспортным путям, главным центрам мировой политики и экономики. “Мезо уровень” - оценка положения страны относительно групп стран, образующих исторические регионы (Южная Азия, АТР).

Информация о работе Политико-географическое положение России