Экономико-географическое положение Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:10, реферат

Краткое описание

Предпосылки возникновения Петербурга
История возникновения Санкт-Петербурга.
История появления города.
Причины возникновения Санкт Петербурга.
ИСТОРИЯ МЕСТНОСТИ, ГДЕ БЫЛ ОСНОВАН САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Вложенные файлы: 1 файл

Экономико.docx

— 66.49 Кб (Скачать файл)

Экономико-географическое положение


Санкт-Петербург, располагаясь в северо-западной части России, на берегах Балтийскою моря, где, помимо него, расположены также (по часовой  стрелке) Эстония, Латвия, Литва, Калинингралская область России, Польша, Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, занимает выгодное геополитическое положение. Относительно дешевым морским транспортом он может осуществлять экспортно-импортные связи со всеми названными странами, через Северное море имеет выход в Атлантический океан, а через него и другие моря и океаны на все континенты.

Один из старейших в  России Санкт-Петербургский морской  порт обеспечивает перевалку примерно 12 млн. т. грузов в год. После реконструкции  мощность возрастет не менее, чем  на одну треть. Кроме того, на побережье  Финского залива будут построены  новые порты, общий грузооборот  которых составит не менее 100 тыс. т. грузов в год.

Город на Неве занимает выгодное положение на авиалиниях. Через него пролегают воздушные трассы из Великобритании, Скандинавских стран на восток - в страны Индо-Китая и Японию. Аэропорт "Пулково" осуществляет пассажирские и грузовые перевозки во все аэропорты России и зарубежные страны. Предполагается строительство нового, более мощного аэропорта.

От города отходят 12 железных дорог, главная из них - на Москву. Все  дороги соединены кольцевой линией, позволяющей обеспечивать пропуск  транзитных грузов, минуя город. Закончены  подготовительные работы по сооружению первой в России высокоскоростной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой. Одиннадцать отходящих от города автодорог (на Москву, Киев, Мурманск, Выборг, Приморск и др.) соединены между  собой полукольцевой автодорогой. После завершения строительства  дамбы через Финский залив  закончится формирование кольцевой  автодороги. Между Москвой и Санкт-Петербургом  будет проложена новая автомагистраль ("автобан"), отвечающая самым высоким  требованиям автодорожного строительства.

Специфика экономико-географического  положения города сказалась на его  промышленных функциях. С самого начала в Петербурге ускоренными темпами  развивались машиностроение и металлообработка на импортном металле, текстильная  промышленность - на импортном хлопке, резиновая промышленность на импортном  каучуке и т.д. Эти отрасли промышленности и в настоящее время доминируют в городской экономике. В советский  период к ним добавился ряд  новых производств: энергетическое и электротехническое, производство оптических приборов, пластмасс, красителей.

Ориентация промышленности в основном на привозное сырье  отразилась на внутренней структуре  города. Основная часть промышленных предприятий разместилась либо вблизи судоходных путей, либо вдоль железных дорог. В целом для промышленной застройки характерна радиально-кольцевая  направленность, а именно: от центра на север и северо-запад ("Выборгская сторона"), от центра на юг ("Московская застава"), от центра на юго-запад ("Нарвская застава"). Плотная промышленная застройка проходит вдоль Обводного  канала.


 

 

 

Предпосылки возникновения  Петербурга

 

 

 Московское государство, отрезанное от моря политикой своих  западных соседей, истощавшееся в тяжелой  борьбе с ними, не могло не запоздать  в развитии своих производительных сил. Однако создание всероссийского рынка,  было свидетельством реального экономического роста Московского государства.

В царствование Петра  Россия делает большой шаг вперед, создает на базе заложенных еще в  Московской Руси основ, могучее государство.

Строительство этого  нового государства, тяжелые войны, на которые во времена Петра расходовалось 4/5 бюджета, требовали от правительства пристального внимания к экономике, а от народа большого напряжения сил.

Создание новой  промышленности, открытие для русских  товаров новых торговых путей (прежде всего через Балтику) являлись настоятельно и срочно необходимыми.

До начала XVIII столетия России приходилось в качестве морского порта довольствоваться далеким  Архангельском.

Этот северный торговый путь мог быть использован только в течение летних месяцев, при  чем парусные суда шли из Архангельска в Голландию или Англию многие недели, а иногда и месяцы.

Больше одного рейса  в год обычно не делалось. Часто  английские и голландские суда терпели  кораблекрушения на этом долгом кружном  пути. Подвоз русскими людьми товаров  на дальний Север был также  нелегок и далек.

Основным преимуществом  северного плавания иностранцы считали  безопасность своих судов от нападений  шведов - главных конкурентов Московии при вывозе особо ценившихся корабельных  товаров: мачтового леса, пеньки, дегтя, парусины и пр. С победами Петра  над шведами это преимущество отпадало, а промышленные успехи, достигнутые  Россией в первой четверти XVIII в., властно требовали скорых и удобных  торговых сношений.

После взятия Ниеншанца за границу было сообщено о закладке нового города и порта на Балтике и обещана награда первым прибывшим в него кораблям.

К осени 1703 г. относится  прибытие в Петербург первого  иностранного - голландского  судна. Представителям России за границей поручалось сформировать иностранные дворы не только об основании новой столицы, но и о желании царя завести через ее порт торговые сношения с европейскими государствами.

 

 

 

История возникновения  Санкт-Петербурга.

Петр  Великий мечтал о большой северной столице, чтобы защитить Россию от шведов. На отвоеванных у них землях в  то время когда еще продолжалась  Северная война, в устье реки Невы, на Заячьем острове в 1703 году был  заложен первый камень в основании  крепости Санкт-Петербург названной  самим Петром Первым в честь Святого  апостола Петра.

Дату  начала строительства крепости принято  считать  днем рождения города. Впоследствии от названия крепости Санкт-Петербургом  стал называться и строящийся город.

 

С  потрясающей энергией, знанием строительства  и разработки, Петр Первый руководил  строительством Санкт-Петербурга на островах и болотах вокруг реки Нева. Город  строился  очень высокими   темпами.

 

Закладывая  новый город , Петр Великий мечтал видеть его открытым, с площадями  и прямыми улицами, на которых  кирпичные дома построены «сплошною  фасадою», в один ряд — красную линию. А первоначальный вид места, где Петр Первый  решил построить город выглядел именно так.

Первыми строителями нового города были солдаты, пленные шведы, жители местных сел  и деревень. Кроме того, по указу  Петра Первого  ежегодно прибывало  до 40 тыс. работных людей из всех губерний России.

 

Они осушали болота и прокладывали каналы, рубили просеки, строили дома и пристани, укрепляли берега рек, мостили дороги. Работали летом весь световой день, зимой — по 12 часов, жили где придется — в шалашах, землянках. Отработав  повинность, возвращались домой, уступая  место новым работникам. Многие погибали, не выдержав тяжелого труда, плохого  питания, сурового климата. Строители  Кронштадта тех лет пели частушку:

 

В 1710 г. Петр Первый приказал перевести  в Санкт- Петербург «на вечное житье» 472.0 мастеровых людей: каменщиков, столяров, кузнецов, гончаров, медников, фонарщиков, портных. Их прозвали в  народе переведенцами. Это было первое поколение петербуржцев — постоянных жителей нового города. Собирали в  путь и снабжали всем необходимым  переведенцев односельчане. По указу  царя в Петербурге им строили дома, чаще одну избу на две семьи. Так  возникали переведенческие слободы. Строить дома для всех не успевали, многим приходилось заботиться о себе самим. Переведенцы получали годовое денежное и хлебное жалованье. На детей каждый месяц выдавали муку — «хлебную дачу».

 

В 1712 г. в Петербург переехал царский  двор, через год — Сенат. В городе увеличилось количество дворян, в  том числе военнослужащих. Вместе с ними в город прибыло много  дворни, слуг: дворцы и богатые дома знати, а также их конюшни, сады, псарни, зверинцы требовали обслуживания.

В 1714 г. вышел еще один царский указ о переселении в Петербург 350 дворян, 300 купцов и 300 «мастеровых людей  всех художеств».

К 1725 г. в столице было около 6 тыс. дворов, проживало примерно 40 тыс. жителей  и было расквартировано более 14,5 тыс. военнослужащих.

 

Кроме русских переселенцев, в городе появилось  много иностранцев. Это были английские кораблестроители, голландские офицеры, немецкие ученые, а также архитекторы, художники, мастера из разных стран  Западной Европы. Они получали особые привилегии и хорошее жалованье, пользовались покровительством царя.

 

История появления города.

 

В 1700 году началась долгая Северная война. После первых побед в 1702 году, среди  которых было и освобождение от шведов расположенной у истока Невы крепости Орешек, перед русской армией встала задача полностью овладеть рекой  и тем самым открыть выход  к Балтийскому морю. Для этого  было необходимо взять крепость Ниеншанц, или, как ее еще называли, Канцы, стоявшую при впадении в Неву реки Охты.

30 апреля после мощного артиллерийского  обстрела крепость сдалась, и  даже вошедшая в устье Невы  шведская эскадра не смогла  исправить положения. Царь Петр, атаковав неприятельскую флотилию, захватил шведские суда.Вскоре был собран военный совет, на котором предстояло решить, где основать русскую крепость: на месте Ниеншанца, укрепив старые стены, или выбрать для нее другое место. Второе оказалось предпочтительнее, и 14 мая Петр выбрал в невском устье один из островов.

16 мая, в день сошествия Святого  Духа, на этом острове была  заложена крепость (названная позже  именем Петра и Павла. Но  так или иначе, именно волею  Петра Великого основан город,  которому было суждено сыграть  важную роль в истории нашего  Отечества. 

Многие  годы шведы не оставляли попыток  захватить новый русский город. Их вооруженные отряды то и дело угрожали Петербургу и с моря, и  с суши.

Петр  понимал, как необходимо скорейшее  усиление обороны ,поэтому он заложил  на Заячьем острове «и именована  Санктпитербурх». После освящения места для храма царь Петр подал знак к началу земляных работ. Когда первый ров достиг двух аршин глубины, в него был опущен высеченный из камня ящик, в который Петр поставил золотой ковчег с частицей мощей апостола Андрея Первозванного, считающегося небесным покровителем России.

Существует  предание о том, что, когда Петр решил  указать место для будущей  крепости и взялся за заступ, в небе появился орел и стал кружить над  островом. Царь срубил две березки  и, соединив их верхушки, поставил стволы в выкопанные ямы, обозначив ворота. Паривший в небе орел опустился на деревца. Гордая птица позволила, чтобы  ее сняли с березок и посадили Петру на руку. Так, с орлом на руке, под пушечный салют царь поднялся на яхту, чтобы следовать в лагерь, где по случаю закладки крепости был  дан обед.

Согласно  некоторым историческим свидетельствам, царь был в будущем Санкт-Петербурге лишь 29 июня 1703 года, при закладке храма  святых апостолов Петра и оборонной  мощи крепости. Поэтому войска и  все местное население были брошены  на возведение бастионов и казарм. Под прикрытием пушек, установленных  на бастионах, недалеко от крепости стали  строиться и первые дома. У берега Невы ко дню именин царя были срублены Красные хоромы (сейчас их называют Домиком Петра). Еще при жизни  царя этот первый петербургский дом  было решено сохранить для потомства  Вдоль берега Невы, рядом с Красными хоромами, строились дома для вельмож. Ближе к крепости образовалась первая городская площадь — Троицкая, с деревянным Гостиным двором. От крепости к площади был перекинут мост. Рядом с мостом стоял большой  трактир «Австерия четырех фрегатов» и пристань, к которой уже осенью 1703 года пришвартовался первый чужеземный корабль.

В октябре 1703 года в город приехал  первый иностранный архитектор и  специалист по фортификации Доменико Трезини. Царь поручил ему строительство артиллерийского форта Кроншлот на искусственном острове в Финском заливе. В мае следующего года, к началу навигации, на трехъярусной деревянной крепостной башне Кроншлота был поднят русский флаг.

Через год по указанию царя на левом берегу Невы началось сооружение Адмиралтейства, на стапелях которого должны были строиться  корабли нового Балтийского флота. В 1705 году, послеочередной попытки шведов захватить город, Адмиралтейство, как и крепость, обнесли земляным валом с бастионами.

Первоначально строили жилье кто какое мог. Неподалеку от крепости, рядом с  домами вельмож, свои избы возводили  оружейники, пушкари, зелейщики (изготовители пороха). Улицы, на которых они жили, назывались Ружейная, Пушкарская, Зеленина. На противоположном берегу, рядом с Адмиралтейством, поднимались дома корабельных дел мастеров. Их поселения назывались Морскими слободами.

Хаотичное строительство продолжалось недолго. В 1706 году на Березовом острове (ныне Петроградская сторона) приступила к работе Канцелярия городовых дел, во главе которой стоял Д. Трезини. Система строительства была организована так, что рабочие трудились двухмесячными сменами в период от Благовещения до последних чисел сентября. После окончания смены их тотчас распускали. Труд строителей не был бы столь тяжелым, если бы не наводнения — при самом незначительном подъеме воды в Неве большие площади оказывались затопленными. После знаменитой Полтавской победы 1709 года и взятия Выборга летом 1710 года жизнь в городе на Неве необычайно оживилась. Царь приказал с «городовым строением поспешать» и велел строить первый каменный Зимний дворец на Адмиралтейском острове, на углу набережной Невы и канала, прорытого к речке Мье (Мойке), который позднее назвали Зимней канавкой. Рядом с Зимним дворцом поднимались дома вельмож, и вскоре набережная получила название, сохранившееся до наших дней, — Дворцовая. Выше по течению Невы, в большом царском (Летнем) саду (он был на самом деле большим, поскольку простирался до нынешнего Невского проспекта), под руководством Трезини начали возводить Летний дворец, в отделке которого принял участие немецкий архитектор и скульптор Андреас Шлютер.

Дворец  строился на берегу Невы, в том месте, где из нее брала начало протока, позднее получившая название Фонтанка, (ее водой питались фонтаны Летнего  сада). Одновременно с Зимним и Летним дворцами на берегу Невы был заложен  Александро-Невский монастырь. В 1724 году Петр перевез в него мощи святого Александра Невского. Святой и благоверный великий князь Александр Невский с момента основания Петербурга признан небесным покровителем города.

Информация о работе Экономико-географическое положение Санкт-Петербурга