Экономико-географическая характеристика машиностроения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:05, реферат

Краткое описание

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Содержание

Тема: Экономико-географическая характеристика машиностроения России.
Глава 1. Факторы развития и размещения отрасли. …………стр. 2
Таблица 1. Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения:……стр.4
Таблица 2…………………………………………………………………………..стр.5
Глава 2. Оценка современного состояния и динамика развития
отрасли……………………………………………………………………………..стр.6
Таблица1.Классификация машиностроительной отрасли………………………стр.7
Таблица 2. Распределение рыночной власти покупателей по отраслям машиностроения. ………………………………………………………………….стр.11
Глава 3. Географическое размещение отрасли………………………………….стр.15
Таблица1. Машиностроительный комплекс России на карте…………………………………………………………………………………стр.22
1. 2. Тема: Северо-Западный экономический район РФ. Экономико-географическая характеристика.

Административный состав района……………………………………………стр.22
Таблица 1. Карта Северо-Западного района РФ…………………………...стр.23
Экономико-географического положение района и его особенности………..стр.23
3. Место района в хозяйственном комплексе страны……………………………стр. 25
4. Краткая оценка природных условий и ресурсов. Экологические проблемы района.
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов. Демографические проблемы…….стр.40
6. Развитие и размещение основных отраслей народного хозяйства в районе. Основные промышленные центры. ……..стр.43
7. Внутри региональные и межрегиональные экономические связи……………стр.49
8. Основные направления развития района……………………………………….стр.54
1.3. Список использованной литературы:………………………………………стр. 63

Вложенные файлы: 1 файл

География.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Численность населения на 1 января 1996 года составляла 832,3 тыс. человек (0,6% населения России). Плотность населения - 15,1 человека на 1 км2. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население более 60 национальностей. Основная часть населения - русские (94,3%). Здесь живут также украинцы (1,8%), белорусы (1,5%), цыгане (0,4%), эстонцы (0,3%), евреи (0,2%) и др. Средний возраст населения 38,8 года. Всего в области 14 городов. Наиболее крупные из них: областной центр г. Псков (207,1 тыс. человек), г. Великие Луки (116,2 тыс.), г. Остров (29,9 тыс.).

Основные природные ресурсы  области: лес (общие запасы 310 млн. м3), торф, песок, бутовый камень.

Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, машиностроение, пищевая. Две трети производства промышленной продукции сосредоточено в крупных  городах области: Пскове, Великих  Луках, Острове. Среди районов Российской Федерации значительна доля области в производстве электродвигателей малой мощности.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 28% всех земель области, из них пашня занимает 57%. В сельском хозяйстве преобладает молочное животноводство, развито льноводство, на севере области - рыболовство.

На долю сельскозозяйственных предприятий, сохранивших государственную форму  собственности, приходится 3% угодий. Остальное  принадлежит товариществам и  акционерным обществам различных  типов, ассоциациям крестьянских хозяйств и др.

В области развита транспортная инфраструктура. Эксплуатационная длина  железнодорожных путей общего пользования - 1,1 тыс. км, протяженность автомобильных  дорог с твердым покрытием (включая  ведомственные) - 12,3 тыс. км (92% от общей протяженности). Речной порт ежегодно перерабатывает 313 тыс. т строительного песка.

С декабря 1994 года аэропорт г.Пскова приобрел статус международного. В настоящее  время область связана воздушными линиями с 4 городами России.

8. Основные направления развития района.

Высокая освоенность территории Северо-Западного  района обусловила значительную антропогенную  нагрузку на природную среду, что  требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление  создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна.

Таблица 5: Экологические показатели

 

Санкт-

Петербург

Ленинград.

Область

Псковская

Область

Новгородск.

Область

Сброс загр-й

В сточ. Воды

1991г.

1562,9

518,2

90,4

130,1

Сброс загр-й

В сточ. Воды

1996г.

1336,1

368,01

75,28

111,75

Выброс в атмосферу загр-ний  от

Стац. Ис-ков

1991г.

159,4

565

41,3

77,5

Выброс в атмосферу загр-ний  от

Стац. Ис-ков

1996г.

70,8

247,5

18

51

Доля экол-х

Преступл-ий

1996г.

5

5

61

34


 

 В настоящее  время в районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные  мероприятия.

В настоящее время сельское хозяйство  региона осталось практически без  государственной поддержки, в том  числе без достаточной поддержки региональных органов государственной власти. Развитие товарного индивидуального хозяйства нереально при достигнутом уровне производительности сельскохозяйственного труда, если не будет оказана долгосрочная значительная государственная помощь, которая позволит создать в районе реальное фермерство. Развитие сельского хозяйства в Северо-Западном районе должно осуществляться на основе его всесторонней интенсификации учетом местных природных условий, сельского расселения, инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Для района может оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство ( в т.ч. разнообразные товарищества, кооперативы).

В связи с тем, что в настоящее  время район стал практически  единственным выходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось что этот выход недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать полноценный морской выход России в Европу – это задача не только для Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и для всей России.

Для высвобождения ресурсов для создания и развития Северо-Западной контактной зоны необходимо решить задачи:

1.    Целенаправленное и последовательное ослабление индустриального крена в экономике не только Петербурга, но и Ленинградской и Новгородской областей.

2.    Стимулирование развития ряда относительно тех отраслей хозяйства, которые являются или могут стать конкурентоспособными в условиях рыночной экономики.

3.    Обеспечение на современном уровне и в нужных масштабах развития всей региональной инфраструктуры.

4.     Ускорение развития ряда относительно новых отраслей экономики региона, способных играть роль «локомотива».

Необходимо всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении  этой проблемы необходимо осмыслить  социально-экономическую функцию  этой сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать реальными отраслями региональной специализации, и кроме того, непроизводственная сфера является полем для развития малого и среднего бизнеса.

Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи.

8.   Проблемы энергетики Северо-Запада.

Богатый природными ресурсами край, имеющий выход к нескольким морям, океанам и даже в космос через  космодром в Плесецке, до последнего времени все же был обделен вниманием тех, кто не только разведывает, но и разрабатывает углеводородные природные ресурсы. Отчасти это происходило оттого, что неплохо освоенная Западная Сибирь давала нефти и газа, сколько требовалось, и даже с избытком. Но настали иные времена, когда кризис заставляет задуматься уже о проблемах энергетической безопасности страны, и невольно государство должно было обратить самое пристальное внимание на Северо-Запад. К такой позиции Москву в последние годы настоятельно подталкивали и региональные власти.

Без преувеличения можно сказать, что почти все субъекты северных районов Российской Федерации ежегодно испытывают или находятся на грани  топливно-энергетического зимнего  кризиса. Этот кризис в первую очередь  связан с необходимостью выделения огромных финансовых ресурсов для приобретения и доставки топлива в регионы. Так, потребности Мурманской области в отопительный сезон 1995 г. составили 2,2 млн т мазута. В ценах 1994 г. на приобретение и доставку такого количества топлива потребовалось около 1,5 трлн руб. В течение 1996 г. цены на топливно-энергетические ресурсы увеличились на 187%, более чем на 150% подорожали транспортные услуги, почти в 1,5 раза выросла стоимость услуг контрагентов. А нужда в топливе не уменьшается, а растет. Так, в 1998 г. потребность Мурманской области в нефтепродуктах составила 3,5 млн т.

Этого типичного примера достаточно для того, чтобы прийти к постановке вопроса о государственном регулировании  цен на топливо, на поставки последнего без контрагентов, так как большая армия посредников существенно повышает цены. Настало время подумать о введении государственного заказа на поставки нефтепродуктов в ресурсозависимые регионы и содействовать нормализации транспортных тарифов.

Республика Коми, Ненецкий автономный округ (НАО) и Калининградская область являются самодостаточными в обеспечении их внутренних потребностей в топливно-энергетическом сырье. В Архангельской, Мурманской, Псковской областях и Карелии топливно-энергетическое обеспечение зиждется на привозном сырье, которого явно недостаточно. Все это поставило перед геологами и разработчиками, по крайней мере, две задачи.

Первая - попытаться найти, пусть и  небольшие, месторождения углеводородов  в пределах территорий, которые ранее  относились к малоперспективным и даже бесперспективным.

Вторая - обеспечить открытие новых  месторождений в районах с  развитой инфраструктурой.

Территории большинства субъектов  Федерации Северо-Западного региона (за исключением Мезенской синеклизы  в пределах Архангельской области) относятся к землям либо малоперспективным на нефть и газ, либо к землям с неясными перспективами, где открытия небольших по запасам месторождений возможны, но эти открытия не смогут полностью решить сегодняшние, текущие проблемы энергетики каждого взятого в отдельности субъекта Федерации. Так, даже введение в эксплуатацию открытого в Кировской области Золотаревского месторождения нефти не в состоянии решить проблему обеспечения нефтепродуктами самой области. Ее потребность составляет порядка 920 тыс. т нефтепродуктов, а проектные цифры ежегодной добычи нефти составляют 20 тыс. т. Из этого следует, что в районах с низкими плотностями ресурсов, а тем более с еще не открытыми месторождениями, решать задачи текущего нефте- и газообеспечения можно и нужно только за счет поступления нефтепродуктов из других субъектов Федерации. Работы же по поискам месторождений нефти и газа в регионах, где еще таковые не открыты, следует рассматривать как задачи перспективного нефтегазообеспечения.

Анализ топливно-энергетической базы всего Северо-Западного региона России показал, что топливно-энергетические ресурсы этого региона достаточны для обеспечения потребностей в нефтепродуктах всех входящих в данный регион субъектов Федерации на ближайшую и более дальнюю перспективу, но при условии существенного повышения объемов поисково-разведочных работ на нефть и газ, опережающей подготовки объектов для поисков новых месторождений углеводородов. В настоящее время наметилась устойчивая тенденция резкого уменьшения (до 10 раз!) объемов глубокого поискового бурения и сейсморазведочных работ.

Решаемые задачи обеспечения регионов Северо-Запада топливо-энергетическими  ресурсами можно расположить  по времени их решения на текущие, ближайшего будущего и перспективные. По интересам, масштабу - на задачи федерального, межрегионального и регионального уровней. При этом важно ориентироваться на создание энергетических резервов разных уровней, аналогично тому, как это сделано в ряде высокоразвитых стран. Так, в США в условиях принятого и эффективно действующего закона об энергетической политике и экономии энергии выделяются следующие резервы: стратегические (в подземных емкостях), федеральные (на законсервированных, неразрабатываемых месторождениях) и частные (в резервах частных компаний). Вероятно, и применительно к Северо-Западному региону следует подходить с этих же позиций. Очевидно, что должно быть разработано и положение о создании таких резервов и о финансировании соответствующих работ.

Важным представляется расширение возможностей Северо-Западного региона в плане создания объектов транспортировки и переработки нефти и газа. Это будет способствовать наполнению бюджета всех уровней, появлению новых рабочих мест, возрождению отечественного торгового и нефтеналивного флота и, что главное, уже сейчас отвечает геополитическим интересам России в Балтийском и Баренцевоморских регионах. Подготовленные проекты портов в Приморске, Батарейной, Ломоносове и Печенге предполагают транспортировку нефти и конденсата по Северному морскому пути (до Печенги) и по Балтийской трубопроводной системе. Их реализация требует больших инвестиций, которые в условиях финансового кризиса отсутствуют. Несомненно, при таком положении не может быть и речи об увеличении добычи нефти в целом по России. Если в течение последних четырех лет добыча стабилизировалась на уровне около 300 млн т, то в современных условиях следует ожидать ее падения до уровня 280-290 млн т. Но если эта тенденция сохранится, то неминуемо сокращение экспорта нефти, так как увеличение или даже удержание экспорта на прежнем уровне в условиях падающей добычи чревато созданием нефтяного дефицита внутри страны и, как следствие, появлением опасности энергетического голода.

В подобных остросюжетных финансовых ситуациях выходом из создавшегося положения может быть только борьба за снижение себестоимости получения нефти. Невозможно при этом обойтись и без определенных налоговых льгот, которые должны устанавливаться на федеральном и региональном уровнях.

Но даже если бы не наступил финансовый кризис и не имело место падение цен на нефть, то, тем не менее, нельзя не обратить внимания, что мощности терминалов не были полностью сбалансированы с возможностями поставщиков. Так, по самым оптимистическим оценкам, все "источники" поступления нефти и конденсата могут обеспечить для транспортировки в порт Печенга не более 40-45 млн т в год, предназначенных только на экспорт. Но при таком подходе налицо дефицит сырой нефти для создаваемых в порту нефтеперерабатывающих заводов. Аналогичная ситуация и с портом-терминалом в Приморске, рассчитанным на нефть из Тимано-Печорской провинции и Западной Сибири. Велика вероятность (по этому вопросу идет острая дискуссия), что львиная доля нефти из НАО пойдет по Северному морскому пути. В этом случае нефти, добываемой в настоящее время в Республике Коми в объеме 9,3 млн т, явно недостаточно даже для мощностей самой республики.

Вероятно, в ближайшем будущем  потребуется принятие решения по ограничению экспорта российской нефти  через Вентспилс, а это уже  политический вопрос федерального уровня, и поднимать его может и должна Ассоциация "Северо-Запад". Итак, совершенно ясно, что целесообразность и очередность строительства новых морских терминалов, магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов должна определяться с учетом добычных возможностей регионов, а также сложившейся и прогнозируемой коңюнктуры.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика машиностроения России