Экономико-географическая характеристика машиностроения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:05, реферат

Краткое описание

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Содержание

Тема: Экономико-географическая характеристика машиностроения России.
Глава 1. Факторы развития и размещения отрасли. …………стр. 2
Таблица 1. Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения:……стр.4
Таблица 2…………………………………………………………………………..стр.5
Глава 2. Оценка современного состояния и динамика развития
отрасли……………………………………………………………………………..стр.6
Таблица1.Классификация машиностроительной отрасли………………………стр.7
Таблица 2. Распределение рыночной власти покупателей по отраслям машиностроения. ………………………………………………………………….стр.11
Глава 3. Географическое размещение отрасли………………………………….стр.15
Таблица1. Машиностроительный комплекс России на карте…………………………………………………………………………………стр.22
1. 2. Тема: Северо-Западный экономический район РФ. Экономико-географическая характеристика.

Административный состав района……………………………………………стр.22
Таблица 1. Карта Северо-Западного района РФ…………………………...стр.23
Экономико-географического положение района и его особенности………..стр.23
3. Место района в хозяйственном комплексе страны……………………………стр. 25
4. Краткая оценка природных условий и ресурсов. Экологические проблемы района.
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов. Демографические проблемы…….стр.40
6. Развитие и размещение основных отраслей народного хозяйства в районе. Основные промышленные центры. ……..стр.43
7. Внутри региональные и межрегиональные экономические связи……………стр.49
8. Основные направления развития района……………………………………….стр.54
1.3. Список использованной литературы:………………………………………стр. 63

Вложенные файлы: 1 файл

География.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Применим к машиностроительной отрасли схему классификации  и анализа этих факторов, разработанную  Майклом Портером. Модель пяти факторов конкуренции Портера определяет пять источников конкурентного давления:

1. Конкуренция со стороны товаров-заменителей. Существование непосредственных заменителей означает, что спрос становиться эластичным относительно цены. В машиностроительном секторе ситуация с товарами-субститутами неоднозначна. Данная тенденция скорее присуще рынкам комплектующих, чем рынкам конечной продукции. Например, на рынке стальных труб усиливается конкуренция со стороны полимерных труб. При этом существуют такие виды продукции, где товары-заменители просто не существуют, например, автомобили.

2. Конкуренция со стороны новых  потенциальных участников рынка. Если барьеры на вход в отрасль не высоки, то норма прибыли упадет до конкурентоспособного уровня.

В машиностроительной отрасли новые  участники рынка зачастую не могут  соперничать на равных с уже присутствующими  компаниями. Это связано с достаточно высокими входными барьерами, которые диктуются следующими условиями отрасли:

  • Высокая потребность в капитале. Машиностроительный сектор отличается высокими потребностями в производственных мощностях, материальных ресурсах, инвестициях в НИОКР и так далее. Это позволяет защитить рынок от наплыва новых игроков.
  • Обширный рынок сбыта. Чем выше издержки компании при производстве продукта, тем большее количество этого продукта она должна продать, чтобы окупить затраты. Общепризнанным является тот факт, что в автомобильной индустрии для того, чтобы иметь низкие издержки, необходимо продавать более 4 млн. автомобилей в год.
  • Дифференциация товара. Компании, работающие в отрасли долгие годы, обладают лояльностью покупателей и узнаваемостью торговой марки. Новые участники рынка должны потратить непропорционально большие средства на рекламу и стимулирование сбыта. Этот фактор актуален в большей степени для товаров массового потребления, в машиностроительной отрасли это продукция автомобилестроения, электрооборудование и различные приборы народного пользования.
  • Правительственные и законодательные барьеры. Некоторые экономисты утверждают, что единственно эффективные барьеры для входа на рынок может создать только государство. Это могут быть лицензии, выдаваемые властными структурами, различные юридические формы защиты интеллектуальной собственности, а также различные требования и стандарты, действующие в различных сферах деятельности компании. Государство старается защитить машиностроительный сектор в России, прежде всего от конкурентного давления со стороны зарубежный компаний. Для этого разрабатываются различные меры поддержки отечественных предприятий: льготные условия в сфере налогообложения и кредитования, государственные заказы и тендеры, различные меры стимулирующие спрос на товары российских производителей, повышение ввозных таможенных пошлин.

3. Конкуренция внутри отрасли.  Если в отрасли доминирует  слабая концентрация, как в отечественном  машиностроении, то цены примерно  одинаковы и конкуренция основывается  преимущественно на рекламе, стимулировании сбыта и разработке товаров. Интенсивная конкуренция, которая характерна для мирового машиностроительного рынка, также обусловлена различиями в происхождении, структуре издержек, стратегиях и стилях управления конкурирующих компаний. Это говорит о том, что российскому производству для эффективного соперничества на международном рынке необходимо уделять внимание не только производимой продукции, но стратегическому управлению в целом.

4. Рыночная власть покупателей.  На рынке в результате транзакций ценность создается и для покупателя, и для продавца. Как эта ценность будет распределена между ними с точки зрения прибыльности, зависит от того, какой рыночной властью обладает каждый из двух участников сделки. Чаще всего имеет значение размер и концентрация покупателей по сравнению с продавцами. Чем меньшее число покупателей и больше объем закупок, тем большей рыночной властью обладают покупатели. С точки зрения дифференциации покупателей и их власти, машиностроительный сектор крайне неоднороден, в нем можно выделить три группы.

Таблица 2.

 Распределение рыночной власти  покупателей по отраслям машиностроения.

 

I группа

II группа

III группа

Потенциальные покупатели

Население,компании, индивидуальные предприниматели

Компании, индивидуальные предприниматели, работающие в различных отраслях народного хозяйства

Компании энергетической отрасли

Отрасли

Автомобилестроение

Бытовые приборы

Отрасли производящие технологическое  оборудование по отраслям: строительное, сельскохозяйственное, станкостроение, оборудование легкой, пищевой промышленности, приборостроение и т.д.

Нефтегазовое оборудование, Горнодобывающее оборудование, Энергетическое машиностроение

Характеристика продукции  отрасли

Продукция широкого потребления

Продукция, ориентированная на обслуживание и автоматизацию других отраслей

Специализированная продукция  энергетической отрасли

Размер и концентрация покупателей

Разнообразны по размеру; Концентрация максимальна

Разнообразны поразмеру;

Концентрация зависит  от экономического положения профильной отрасли

Размер максимален;

Концентрация минимальна

Средний объем закупок

Минимальный

Средний (относительно двух других групп)

Максимальный

Способность к вертикальной интеграции

Отсутствует

Существует, но трудно осуществимо, так как требует больших финансовых вложений

Возможна (в виде покупки  бизнеса, создание различных объединений)

ИТОГ:

Влияние покупателей  на рыночную стоимость продукции

Слабое

Покупатели в этой группе обладают малой рыночной властью

Умеренное (зависит от экономического положения отрасли, на которую ориентировано производственное предприятие).

Сильное

Покупатели в этой группе имеют возможность влиять на цену приобретаемой продукции


 

 

5. Рыночная власть поставщиков.  Главный вопрос заключаются в  том, насколько легко фирмы в отрасли могут переключиться с одного поставщика на другого. Отечественное машиностроение отличается от зарубежных аналогов преимущественно тем, что большинство заводов, особенно созданных еще при Советском Союзе, являются производственными предприятиями полного цикла. То есть не только собирают конечный продукт, но и изготавливают для него практически все комплектующие. С одной стороны это позволяет им быть независимыми от поставщиков, но с другой стороны, значительно повышается себестоимость продукции.

Подведя итог анализа отраслевой структуры  машиностроения и пяти факторов конкуренции  Портера можно сделать некоторые  выводы об уровне конкуренции и прибыльности отрасли. Высокие входные барьеры  на рынки машиностроительной отрасли, благодаря высокому уровню требуемых ресурсов, эффективно препятствуют проникновению новых российских игроков, что, теоретически, должно добавлять привлекательности данной отрасли. Но эти рынки вышли за рамки государственных границ, потребители имеют возможность выбирать продукцию иностранных компаний. И эти же барьеры являются бесполезными для защиты от внутриотраслевой конкуренции со стороны международных компаний, которые располагают большим капиталом, известным брендом, обширными интеллектуальными ресурсами в виде патентов, собственных разработок, более масштабными рынками сбыта. Это позволяет зарубежным предприятиям экономить на издержках, не нанося ущерб качеству продукции, быстрее окупать инвестиции, что ставит их в более выгодное положение в сравнении с отечественными компаниями.

Жесткая конкуренция со стороны  транснациональных компаний пагубно  влияет на отечественный машиностроительный сектор, снижая привлекательность отрасли  и прибыльность российского бизнеса  в этой сфере. Подтверждают это и  данные Госкомстата. Несмотря на то, что до кризиса этот сектор характеризовался высокими и устойчивыми темпами роста и совокупный оборот российских компаний вырос на 20%, большинство экономических показателей уже тогда указывали на низкую доходность. Средний показатель рентабельности продаж по отрасли составил в 2009 году 6%, в некоторых подотраслях, например, производство транспортных средств и оборудования показатель упал до 1%. Коэффициент текущей ликвидности в 2009 году составил в среднем по отрасли 1,25. Анализ платежеспособности предприятий сектора показал, что наименьшие риски банкротства свойственны производителям электрооборудования, где коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составил 11,2, тогда как в отраслях производства машин и оборудования он составил всего 2,2, а в отраслях транспортных средств и оборудования оказался отрицательным -19.

Ликвидные акции  машиностроительного сектора крайне малочисленны, практически все они  торгуются на ММВБ и входят в расчет индекса MICEX Manufacturing. В их числе акции компаний транспортного машиностроения АвтоВАЗ, Соллерс, КАМАЗ, УАЗ, Иркут, ОМЗ. Практически все эти компании относятся к подотраслям автомобилестроения, получающие поддержку государства. Доля машиностроительного сектора в совокупной капитализации акций ММВБ снизилась с 2% до 0,9%.

При пассивном  отношении к сложившейся ситуации в машиностроительной отрасли перспективы  неутешительны. Экспорт отечественной  продукции с каждым годом все  меньше, более того, возрастает роль импортной продукции на нашем  отечественном рынке. Например, в тяжелом машиностроении объем импорта с 2003 по 2008 год вырос в 8,5 раз.

Наиболее перспективными, по мнению автора, можно считать  отрасли, относящиеся ко второй группе (см. табл. 2). На этот сектор государство  оказывает минимальное влияние, и здесь действуют законы рыночной экономики. Появление товаров-субститов мало вероятно, так как большинство заводов в этой группе производят готовую продукцию. Несмотря на конкуренцию со стороны зарубежных производителей, идет тенденция к инвестированию и модернизации, как производственных мощностей, так и всей системы управления отечественных компаний. В большей степени ситуация в данных отраслях машиностроения зависит прежде всего от стабильности экономики страны и мировой экономики в целом. И если, например, в отраслях автомобилестроения и бытовых приборов технологический разрыв между отечественными и иностранными товарами очень велик, зачастую данные направления используют зарубежные технологии, оборудование, детали, узлы, то продукция второй группы отраслей вполне конкурентоспособна на международных рынках за счет своих собственных разработок. Например, гарантированное качество ОЕМ-компонентов концерна «Тракторные заводы» позволило войти в число поставщиков на конвейеры мировых лидеров машиностроения - Fiat и Caterpillar.

Понимание того, каким образом структурные характеристики отрасли определяют интенсивность  конкуренции и влияют на привлекательность, закладывает фундамент для выявления  возможностей изменения структуры  экономического сектора, которые привели бы к ослаблению пресса конкуренции со стороны иностранных компаний и увеличению прибыльности отечественного производства. Перечислим некоторые возможные решения:

1. Создание различных  объединений, союзов и альянсов. Эта мера позволит ослабить конкуренцию в отраслях машиностроения, производящих продукцию широкого потребления, обеспечит более рациональное использование производственных мощностей, облегчит полную модернизацию.

2. Специализация.  Большинство отечественных машиностроительных  предприятий являются диверсифицированными компаниями с широким ассортиментом предлагаемых на рынках товаров, при этом ни в одном из направлений, зачастую, не занимая лидирующего положения. Это приводит к избытку производственных мощностей и большим затратам. Стараясь занять лидирующее положение в какой-то конкретной области, компания сможет эффективнее инвестировать в свои ключевые продукты, повышать их качество и конкурентоспособность на международных рынках.

3. Создание входных  барьеров. Эта мера должна реализовываться не только на уровне государственного регулирования, но и создаваться непосредственно предприятиями. Это жизненно важная стратегия позволит сохранить высокую доходность в долгосрочной перспективе.

Глава 3. Географическое размещение отрасли.

За годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу "натурального хозяйства", c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов.

 Тяжелое машиностроение Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Для него характерны как предприятия, выпускающие детали и узлы (например, валки для прокатных станов) или предприятия, специализированные на выпуске отдельных видов оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы), так и универсальные, выпускающие в серийном или индивидуальном исполнении разные виды оборудования ("Уралмаш", Санкт-Петербургский металлический завод и др.). 
В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской части, остальное – в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. 

Информация о работе Экономико-географическая характеристика машиностроения России