Экономико-географическая характеристика машиностроения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:05, реферат

Краткое описание

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Содержание

Тема: Экономико-географическая характеристика машиностроения России.
Глава 1. Факторы развития и размещения отрасли. …………стр. 2
Таблица 1. Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения:……стр.4
Таблица 2…………………………………………………………………………..стр.5
Глава 2. Оценка современного состояния и динамика развития
отрасли……………………………………………………………………………..стр.6
Таблица1.Классификация машиностроительной отрасли………………………стр.7
Таблица 2. Распределение рыночной власти покупателей по отраслям машиностроения. ………………………………………………………………….стр.11
Глава 3. Географическое размещение отрасли………………………………….стр.15
Таблица1. Машиностроительный комплекс России на карте…………………………………………………………………………………стр.22
1. 2. Тема: Северо-Западный экономический район РФ. Экономико-географическая характеристика.

Административный состав района……………………………………………стр.22
Таблица 1. Карта Северо-Западного района РФ…………………………...стр.23
Экономико-географического положение района и его особенности………..стр.23
3. Место района в хозяйственном комплексе страны……………………………стр. 25
4. Краткая оценка природных условий и ресурсов. Экологические проблемы района.
5. Характеристика населения и трудовых ресурсов. Демографические проблемы…….стр.40
6. Развитие и размещение основных отраслей народного хозяйства в районе. Основные промышленные центры. ……..стр.43
7. Внутри региональные и межрегиональные экономические связи……………стр.49
8. Основные направления развития района……………………………………….стр.54
1.3. Список использованной литературы:………………………………………стр. 63

Вложенные файлы: 1 файл

География.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)


Содержание:

    1. Тема: Экономико-географическая характеристика машиностроения России.

Глава 1. Факторы развития и размещения отрасли. …………стр. 2

Таблица 1. Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения:……стр.4

Таблица 2…………………………………………………………………………..стр.5

Глава 2. Оценка современного состояния и динамика развития

отрасли……………………………………………………………………………..стр.6

Таблица1.Классификация  машиностроительной отрасли………………………стр.7

Таблица 2. Распределение рыночной власти покупателей по отраслям машиностроения. ………………………………………………………………….стр.11

Глава 3. Географическое размещение отрасли………………………………….стр.15

Таблица1. Машиностроительный комплекс России на карте…………………………………………………………………………………стр.22

1. 2. Тема: Северо-Западный  экономический район РФ. Экономико-географическая характеристика.

 

  1. Административный состав района……………………………………………стр.22

Таблица 1. Карта Северо-Западного  района РФ…………………………...стр.23

  1. Экономико-географического положение района и его особенности………..стр.23

3. Место района в хозяйственном комплексе страны……………………………стр. 25

4. Краткая  оценка природных условий и  ресурсов. Экологические проблемы  района.

5. Характеристика  населения и трудовых ресурсов. Демографические проблемы…….стр.40

6. Развитие  и размещение основных отраслей  народного хозяйства в районе. Основные промышленные центры.   ……..стр.43

7. Внутри региональные  и межрегиональные экономические  связи……………стр.49

8. Основные  направления развития района……………………………………….стр.54

1.3. Список использованной  литературы:………………………………………стр. 63

 

1.1. Тема: Экономико-географическая характеристика машиностроения России.

Введение.

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством  машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств. Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства. Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.

Глава 1. Факторы  развития и размещения отрасли.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом  особенностей, которые влияют на его  географию. Важнейшим является наличие  общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:

Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Близость потребителя:  Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

Как отдельный фактор географического  размещения машиностроения можно вынести  военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Таблица 1.

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения:

Фактор размещения

Доля отраслей, размещенных с  учетом данного фактора, %

Тяготение к:

 

Районам с развитой научной базой

42

Районам сосредоточения трудовых ресурсов

24

Районам потребления продукции

22

Металлургическим базам

12


Источник:

Экономическая и социальная география; справочные материалы.

Дронов В.П., Макасовский  В.П.  

 

Машиностроительный комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов различных  машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т.е. для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова.

Таблица 2. 

 

Экономический район

Доля производимой продукции  (%)

Северный

1.5

Северо-западный

5

Центральный

23

Волго-Вятский

10

Центрально-Черноземный

4

Поволжский

18

Уральский

20

Северокавказский

6

Западно-Сибирский

7

Восточно-Сибирский

3

Дальневосточный

2.5


Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).[7]

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно  выделить несколько групп отраслей, в том числе:

1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции  ).

2. Общее машиностроение (18 % продукции).

3. Среднее машиностроение (15 % продукции).

Глава 2. Оценка современного состояния и динамика развития

отрасли.

Основная предпосылка, которая  лежит в основе анализа текущего состояния отрасли с точки  зрения ее привлекательности – это  вывод о том, что уровень прибыльности промышленности зависит не только от внутриотраслевого влияния, но и от воздействия отраслевой структуры. Экономика промышленной организации служит основой для теории, описывающей то, каким образом структура отрасли влияет на конкурентное поведение и определяет прибыльность отрасли, рассчитываемая как отношение нормы прибыли на капитал к стоимости капитала. Две противоположные экономические модели, монополия и совершенная конкуренция, представляют собой два полярных спектра различных структур отраслевой организации. В реальном мире отрасли занимают какое-то промежуточное место. Так и машиностроительная отрасль преимущественно в своих подотраслях относиться к олигополии, когда небольшая группа компаний доминирует на рынке.

Машиностроение является одной из самых сегментарных отраслей экономики. Столь широкое разнообразие производимых отраслью товаров усложняет классификацию ее предприятий. На сегодняшний день нет единой классификации машиностроительной отрасли. Классификации, используемые в официальных источниках, являются укрупненными и не всегда удобными для использования, например, выделяют тяжелое, высокотехнологичное машиностроение, общего потребления и транспортное.

Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности делит отрасль на три сегмента, применяя критерий классификации по виду выпускаемой продукции:

  1. производство транспортных средств и оборудования;
  2. производство машин и оборудования;
  3. производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Подобная укрупненная классификация используется Госкомстатом для ведения статистики отрасли. В результате мы получаем возможность проследить тенденции развития отрасли по основным направлениям, однако, увидеть полную и структурированную картину не представляется возможным.

Таблица 1.

 Классификация машиностроительной  отрасли 

Машиностроение гражданского назначения

Машиностроение военного и государственного назначения

Транспортное

Энергетическое

Автомобилестроение

Сельскохозяйственное

Высокотехнологичное (оптика, электротехника, приборостроение, электроника)

Тяжелое (горнодобывающее, металлургическое и т.д.)

Судостроение

Авиационное

Ракетно-космическое

Железнодорожное

Двигателестроение

Оборонно-промышленный комплекс


 

В данной статье будут рассмотрены  подотрасли гражданского назначения, в которых действуют рыночные отношения. Под гражданским машиностроением будем понимать отрасли, производящие предметы потребления, средства транспорта и необходимое для этого оборудование. Сюда же логично включить различные виды оборудования, применяемые для производства продуктов питания и оказания услуг, сооружения жилых и прочих зданий и объектов, добычи и переработки полезных ископаемых. К машиностроению военного и государственного назначения отнесем отрасли, которые, как показывают данные Госкомстата и доклады Минпромторг России, являются компонентами системы обороны и безопасности страны, развиваются за счет государственных инвестиций и заказов. Данные отрасли, несомненно, производят продукцию гражданского назначения, но в них преимущественно отсутствует конкуренция.

Уровень концентрации в отраслях гражданского назначения невысок, преимущественно  преобладает олигополия. Например, в отрасли автомобилестроения на долю трех компаний-лидеров: АвтоВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ приходиться 16% совокупной выручки сектора. Крупнейшие компании сельскохозяйственного машиностроения – Концерн Тракторные заводы, Комбайновый завод Ростсельмаш, Группа ЧТЗ, компании энергетического машиностроения – Силовые машины, Кировский завод, Энергомашкорпорация и еще более 10 заводов. Данное положение структуры отрасли позволяет предсказать, какой именно тип конкурентного поведения может возникнуть, а также итоговый уровень прибыльности.

Эмпирические исследования показывают зависимость между концентрацией  в отрасли и параметрами структуры, влияющих на конкуренцию и прибыльность. При совершенной конкуренции отрасль характеризуется большим количеством фирм, барьеры на вход и выход с рынка отсутствуют, товар преимущественно однородный, это создает условия для высокой конкуренции, следовательно, прибыльность отрасли минимальна. При уменьшении количества игроков в отрасли увеличиваются барьеры на вход и выход с рынка, а также появляется возможность дифференциации товара, что делает отрасль более привлекательной с точки зрения прибыли.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика машиностроения России