Человек в цифрах и фактах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Человек - достаточно загадочное и уникальное создание. Многие органы, ткани и клетки своего собственного организма человек так и не сумел воспроизвести в технических приборах и устройствах. Факты и цифры из человеческой анатомии поражают воображение до сих пор - несмотря на современный уровень развития науки и техники. Например, общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч километров. При этом диаметр самых мелких сосудов - капилляров - не более 4 микрометров. Здесь возникает сразу несколько интересных вопросов. Во-первых, количество крови в организме, хотя и является непостоянной величиной для разных людей (примерно 7 % массы тела), но не превышает 7-10 литров. Этого явно не достаточно, чтобы заполнить все кровеносные сосуды. Во-вторых, средний диаметр эритроцитов - 7 микрометров. Возникает вопрос: как же они протискиваются в 4-микрометровые капилляры?

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Человек в цифрах, фактах, задачах на уроках биологии………...3
1.1 Организм человека в цифрах и фактах…………………………………5
1.2 Человек в задачах……………………………………………………….12
1.3 Использование занимательных материалов на уроках биологии…...15
Заключение………………………………………………………………….32
Литература…………………………………………………………………..33
Приложение 1 – Разработка урока при изучении темы «Кровь»………..34
Приложение 2 - Разработка урока при изучении темы «Обмен веществ»………………………………………………………………………….40
Приложение 3 – Разработка урока при изучении темы «Кожа»………...45
Приложение 4 – Разработка урока при изучении темы «Биоритмы»…...53
Приложение 5 – Разработка урока при изучении темы «Эндокринная система»…………………………………………………………………………..54
Приложение 6 – Разработка внеклассного мероприятия по теме «Вредные привычки»……………………………………………………………60

Вложенные файлы: 1 файл

Человек в цифрах и фактах.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

В дерме также располагаются  функциональные железы кожи, через  которые удаляется избыток воды и солей (выделительная функция): потовые (вырабатывают пот) и сальные (вырабатывают кожное сало). Сальные железы производят необхожимое количество кожного сала, которое предохраняет кожу от агрессивного внешнего воздействия: делает кожу водонепроницаемой, бактерицидной (кожное сало вместе с потом создает кислую среду на поверхности кожи, что неблагоприятно действует на микроорганизмов). Потовые железы помогают поддерживать постоянную температуру тела, не давая перегреться, охлаждая кожу путем выделения пота.

Сколько слоев содержит дерма?

Дерма включает в себя два слоя — сетчатый и сосочковый.

Сетчатый слой состоит из рыхлой соединительной ткани, которая включает в себя внеклеточный матрикс и клеточные элементы.

Сосочковый слой вдаётся в эпидермис и образовывает кожные сосочки, которые хорошо заметны на кончиках пальцев и подошвах ног.

Основу клеток в дерме составляет фибропласт, который синтезирует внеклеточный матрикс, в том числе коллаген, гиалуроновую кислоту и эластин.

Внеклеточный  матрикс, что это такое и из чего он состоит?

В сосав внеклеточного матрикса входят два основных компонента: фибриллярная часть и матрикс.

Фибриллярная часть — это волокна коллагена, эластина, и ретикулина, создающие каркас кожи. Переплетаясь между собой, коллагеновые волокна, образовывают сеть, которая располагается почти на поверхности кожи под эпидермисом. Это остов, который придаёт коже прочность.

В зоне лица коллагеновые волокна  создают особую густую сеть, которая  строго уложена и упорядочена  так, что образует линии наименьшего  растяжения — линии Лангера, они  же массажные. Именно по этим линиям производят массаж и наносят косметические средства, чтобы не растягивать кожу и не провоцировать образование морщин.

В молодом возрасте коллагеновые волокна  достаточно прочны и обеспечивают коже подвижность и гибкость, при этом сохраняя её упругость и форму.

Всё это можно сравнить с панцирной  кроватью, основа которой — металлическая  сетка. Пока кровать новая, железные пружины быстро возвращаются в исходное положение, но со временем пружины начинают провисать и кровать теряет форму. Точно так и наша кожа — пока мы молоды наши пружины (коллагеновые волокна) прекрасно держат форму, а с возрастом они начинают провисать.

Матрикс (матрица или аморфная компонента) по своему строению больше всего напоминает гель и состоит из полисахаридов. Больше всего из них известные — хитозан, полисахариды морских водорослей, гиалуроновая кислота.

Именно компоненты внеклеточного  матрикса как аморфные, так и фибриллярные создают кожу изнутри. Сами по себе сахариды не формируют волокон, но они  заполняют все промежутки между соединительными клетками и волокнами. Именно по ним и происходит внутритканевый транспорт всех веществ.

В итоге, именно состояние дермы (содержание воды в полисахаридном геле, целостность  коллагеновых волокон и др.) определяет состояние эпидермиса и здоровый вид кожи.

Строение  и свойства кожи человека: Гиподерма (подкожная жировая клетчатка)

Гиподерма – подкожная основа (жировой слой), защищает наш организм от избыточного тепла и холода (позволяет нам задерживать тепло внутри нас), выполняя функцию термоизолятора, смягчает падение от ударов.

Жировые клетки также представляют собой депо, в которых могут  сохраняться жирорастворимые витамины (А, Е, F, К). подкожная жировая клетчатка  очень важна как механическая опора для наружных слоев кожи. Кожа, в которой слабо выражен этот слой, обычно имеет больше морщин и складок, быстрее "стареет".

 

Затем демонстрирую таблицу «Строение  и функции кожи» и предлагаю  учащимся  заполнить её, прочитав абзац на стр. 163-164.

 

Слайд  №3

 

Название слоёв

Особенности строения каждого слоя

Функции кожи

     

 

 

 

 

5. Закрепление нового  материала :

Охарактеризуйте органы, расположенные  в коже, перечисленные в первой колонке. Ответы зашифруйте последовательно  цифрами из шести групп:

1. Эпидермис           7. Пот( продукты распада, соли)    13. Терморегуляция

2.Потовые железы   8.Жир на  коже                                  14. Органы чувств, защита

3.Кровеносные         9. Слущивание, обновление           15. Теплоизоляция, запаса-

   сосуды                                                                                      ние жира, энергии

4. Рецепторы           10. Расширение, сужение                  16. Смягчение кожи

5. Сальные железы 11. Жировые клетки                           17.Защита

6.Подкожная           12.Восприятие раздражений              18. Выделение, теплоотдача

    клетчатка                  импульсы

 

 
 
 

 

 

 

 

Приложение 4 – Разработка урока при изучении темы «Биоритмы»

 

Тема урока: «Биоритмы».

Цель урока: познакомиться понятием и значением биоритмов в жизни человека.

Задачи урока:

1. Определить значение биоритмов.

2. Охарактеризовать виды биоритмов человека.

Оборудование: рабочие тетради, учебник, презентация.

Понятия: «биоритм».

Литература: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.; Поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек», 8 класс под ред. Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания  по предыдущей теме – «Органы чувств. Анализаторы» (гл. 11 учебника).

3. Изложение нового материала  по теме «Кожа» (гл. 8 учебника) с  использованием модуля, представленного  в приложении.

4. Закрепление нового материала  с использованием презентации по теме «Биоритмы».

4. Домашнее задание. Усвоить материал лекции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5 – Разработка урока при изучении темы «Эндокринная система»

 

Тема урока: «Эндокринная система».

Цель урока: познакомиться со строением эндокринной системы.

Задачи урока:

  • Познавательные: по окончанию урока учащиеся должны владеть содержанием темы – знать особенности строения  желез внутренней секреции, значение гормонов, которые они выделяют, уметь применять полученные знания при решении познавательных задач;
  • Личностного развития учащихся: создать на уроке условия для взаимного обучения учащихся, самоопределения на характер и результат своей познавательной деятельности, развития умений слушать друг друга, анализировать результаты деятельности.

Оборудование: рабочие тетради, учебник, мультимедийный атлас «Морфология человека», презентация «Железы внутренней системы», интерактивная доска , карточки и иллюстрации по теме урока, карточки-задания для работы в группах, дополнительная литература, таблицы, плакаты.

Понятия: «Эндокринная система».

Литература: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.; Поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек», 8 класс под ред. Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания  по предыдущей теме – «Кожа» (гл. 8 учебника).

3. Изложение нового материала по теме «Эндокринная система» (гл. 9 учебника) с использованием модуля, представленного в приложении.

4. Закрепление нового материала  по теме «Эндокринная система».

4. Домашнее задание - Усвоить материал пп. 44-45 Учебника

 

Ход урока (подробное описание):

 

    1. Организационный момент.

На доске тема и высказывание М. Горького «Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать».

    1. Актуализация знаний.

1.  Беседа по вопросам:

  1. Какие способы регуляции организма вы знаете?
  2. Каковы  особенности нервной регуляции?
  3. Какие особенности характерны для гуморальной регуляции?

Проверяют правильность ответов, распределяя  признаки  способов регуляций в  таблице:

Гуморальная регуляция

Нервная регуляция

1,3,5,7,8

2,4,6


 

Признаки для сравнения:

  1. Более древняя форма взаимодействия.
  2. Сигналы передаются с большой скоростью – 100 м/с.
  3. Передача сигнала осуществляется через кровь или лимфу.
  4. Сигнал приходит точно по адресату.
  5. Связь осуществляется по принципу «всем, всем, всем!»
  6. Сигналом служит нервный импульс.
  7. Сигналом является химическое вещество.
  8. Действие сигнала более продолжительное.

Слайд презентации.

2.  Человек может жить без  желудка и желчного пузыря, с  одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет,  если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5 грамма. Всего желез внутренней секреции около десяти, их масса около 100 граммов.

- Почему железы внутренней секреции  называют маленькими органами  большого значения?

- Сформулируйте вопросы, на которые  вы хотели бы найти ответы при изучении темы «Эндокринная система, строение и функции».

3.  Формируются три группы  и капитаны получают листы-задания,  необходимую литературу, электронные  пособия для выполнения заданий.

    1. Изучение нового материала.

План работы:

  1. Характерные признаки желез внешней, внутренней и смешанной секреции.
  2. Гормоны и их свойства.
  3. Железы внутренней секреции и их значение.
  4. Гипоталамно-гипофизарная система.

1 группа.

1. Изучить особенности строения  желез внешней секреции, назвать  примеры, воспользовавшись интерактивным рисунком.

2 группа:

1. Изучить особенности строения  желез внутренней секреции, назвать  примеры на интерактивном рисунке.

3 группа:

1. Почему поджелудочная железа  и половые называются железами  смешанной секреции? Показать их  расположение на рисунке.

По итогам обсуждения первого задания  заполняется схема 7 в рабочей  тетради стр. 12.

Называются отличительные черты  желез с примерами и демонстрируются  на инерактивном рисунке их расположение в организме человека.

 

                                                          Железы


 

Внешней   секреции                      Внутренней                                     Смешанной

                                                         секреции   

 

на доске размещаются под  схемой рисунки желез (примеры).

 

  1. в подавляющем                        1) не имеют протоков;

большинстве имеют протоки;      2) выделяют гормоны    

  1. выделяют секреты                     в кровь или лимфу.

поверхность тела или

в полости организма 

1 группа:

2. Выяснить действие гормонов на органы.

2 группа:

2. Выяснить какова активность  гормонов.

 

3 группа:

2. Что же такое гормоны? Каково  их значение для организма  человека?

Ученики работают с учебником, рабочей  тетрадью (страница 12) , DVD фильмом (отрывок  о биологически активных веществах организма человека).

Обсуждаются ответы, делаются записи в рабочей тетради:

Гормоны – это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции и оказывающие целенаправленное действие на органы и ткани.

Свойства гормонов:

      1. Действие гормонов специфично.
      2. Обладают высокой биологической активностью.
      3. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма.

Информация о работе Человек в цифрах и фактах