Человек в цифрах и фактах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Человек - достаточно загадочное и уникальное создание. Многие органы, ткани и клетки своего собственного организма человек так и не сумел воспроизвести в технических приборах и устройствах. Факты и цифры из человеческой анатомии поражают воображение до сих пор - несмотря на современный уровень развития науки и техники. Например, общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч километров. При этом диаметр самых мелких сосудов - капилляров - не более 4 микрометров. Здесь возникает сразу несколько интересных вопросов. Во-первых, количество крови в организме, хотя и является непостоянной величиной для разных людей (примерно 7 % массы тела), но не превышает 7-10 литров. Этого явно не достаточно, чтобы заполнить все кровеносные сосуды. Во-вторых, средний диаметр эритроцитов - 7 микрометров. Возникает вопрос: как же они протискиваются в 4-микрометровые капилляры?

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Человек в цифрах, фактах, задачах на уроках биологии………...3
1.1 Организм человека в цифрах и фактах…………………………………5
1.2 Человек в задачах……………………………………………………….12
1.3 Использование занимательных материалов на уроках биологии…...15
Заключение………………………………………………………………….32
Литература…………………………………………………………………..33
Приложение 1 – Разработка урока при изучении темы «Кровь»………..34
Приложение 2 - Разработка урока при изучении темы «Обмен веществ»………………………………………………………………………….40
Приложение 3 – Разработка урока при изучении темы «Кожа»………...45
Приложение 4 – Разработка урока при изучении темы «Биоритмы»…...53
Приложение 5 – Разработка урока при изучении темы «Эндокринная система»…………………………………………………………………………..54
Приложение 6 – Разработка внеклассного мероприятия по теме «Вредные привычки»……………………………………………………………60

Вложенные файлы: 1 файл

Человек в цифрах и фактах.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Возвращаясь к общей схеме строения крови (рис.2), и составленной вами таблице подготовьте вопросы для преподавателя: что осталось не до конца понятым, какие пробелы имеются в записях в ваших таблицах). Вопросы выпишите в тетрадь. Далее следует обсуждение вопросов.

IV. Домашнее задание: изучите § 14 в учебнике “Биология. Человек 8” под ред. Д.В.Колесова, Р.Д.Маш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 - Разработка урока при изучении темы «Обмен веществ»

Тема урока: «Обмен веществ и энергии».

Цель урока: познакомиться с понятием, составом и значением системы обмена веществ и энергии в жизни человека.

Задачи урока:

- усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;

- систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Кровообращение”, “Выделение”.

- совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;

- развитие логического и системного мышления;

- развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;

- подведение учащихся к пониманию экологических и химических закономерностей,

- совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.  

Оборудование: табличный материал, рабочие тетради, учебник, листы с заданиями для самостоятельной работы (Приложение А)

Понятия: «обмен веществ», «обмен эенергии».

Литература: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.; Поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек», 8 класс под ред. Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с. М.Р. Сапин и З.Г. Брыскина Анатомия человека // М, Просвещение, 1995; С.Д. Барышников Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии // М, ВУНМЦ, 1996.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания  по предыдущей теме – «Пищеварительная система» (гл. 5 учебника).

3. Изложение нового материала  по теме «Обмен веществ и энергии» (гл. 6 учебника) с использованием материала, представленного в приложении.

4. Домашнее задание: пп. 36-38 Учебника

 

 

Ход урока (подробное  описание)

Основное содержание урока

1. Мотивация

Русский народ всегда отличался  мудростью и наблюдательностью, очень точно выражал замеченные закономерности в коротких и ёмких  фразах – пословицах и поговорках.

Объяснить смысл поговорок:

– “Тощий живот ни в пляску, ни в работу”. (Для выполнения работы или движения в пляске необходима энергия. При недостатке питательных веществ в организме ее освобождается мало.)

– “Хорошо поел – словно шубу надел”. (Возникает проблемная ситуация: человек  не работал, а только поел – стало  теплее.) Почему? (При поступлении, питательные вещества преобразуются в тепловую энергию.)

2. Изучение нового материала

Одно из важных свойств живых  организмов – обмен веществ и  энергии.

Запись темы в тетради.

Вещества поступают из окружающей среды в организм, там преобразуются и удаляются из организма в окружающую среду продукты распада.

 

 

Эту сложную цепь реакций называют МЕТАБОЛИЗМОМ. Записывают в тетрадь  определение.

Обмен веществ и энергии –  совокупность протекающих в живых  организмах биохимических превращений веществ и энергии, а также обмен веществами и энергией с окружающей средой – метаболизм.

Выполняют на заранее розданных  листах (Приложение А) задание № 1. Проверяем и согласно инструкции оцениваем.

 

Метаболизм складывается из двух процессов. Пластический обмен или ассимиляция и энергетический обмен или диссимиляция.

Хотя, как мы сейчас знаем, обмен  веществ происходит непрерывно, видимая  псевдонеизменность нашего тела долгое время вводила в заблуждение  не только неискушенных в науке людей, но и многих учёных и философов древности. Тогда полагали, что в организме имеются два вида веществ; одни из них идут на строительство тела, они неподвижны, статичны; другие же, используемые в качестве источника энергии, быстро перерабатываются.

 Однако внедрение в биологические исследования меченых атомов позволило в экспериментах на животных установить, что во всех тканях и клетках обмен веществ происходит непрерывно - никакой разницы между «строительными» и «энергетическими» молекулами не существует. В организме все молекулы равным образом участвуют в обмене веществ. 

Пластический обмен (лепка) – процесс, в результате которого питательные  вещества, поступающие в клетку, идут на «строительство» утраченных частей, на создание новых клеток, происходит рост и развитие не только клеток, но и всего организма. В среднем у человека каждые 80 дней меняется половина всех тканевых белков; ферменты печени (в ней идут особенно интенсивные реакции) обновляются через 2-4 часа, а некоторые - через несколько десятков минут

Энергетический обмен – энергия необходима для протекания всех процессов. 130 лет назад «Большая аудитория» музея прикладных знаний (ныне – Политехнического музея) в Санкт-Петербурге бывала переполнена. Здесь читал лекции из цикла “Жизнь растений” молодой русский профессор, ставший впоследствии почетным доктором многих европейских университетов, Климент Аркадьевич Тимирязев. Одну из лекций он начал так: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. …Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”. О чём поведал студента Климент Аркадьевич Тимирязев?  Обсуждение.

Ответ:Первичным источником энергии  для всего живого на Земле, за очень  редким исключением, служит солнечное  излучение. Пища образуется благодаря той же энергии Солнца. Начальное звено пищевой цепи - растения, аккумулирующие в процессе фотосинтеза солнечную энергию.  Органические вещества, созданные растениями распадаются в организме на простые вещества, а освободившаяся энергия тратится на процессы жизнедеятельности.

 Эти два процесса взаимосвязаны.  Для синтеза органических веществ,  что происходит при пластическом  обмене, затрачивается энергия, которая  образуется при энергетическом  обмене, при распаде органических  веществ.

Выполняют на заранее розданных листах (Приложение А) задание № 2. Проверяем и согласно инструкции оцениваем.

 Метаболизм протекает в 3 этапа.  Характеристики этих этапов  учащиеся поэтапно, в виде таблицы  и с использованием текста  параграфа 36 заполняют самостоятельно, работая рядами.

 

Этапы обмена веществ

 

Название этапа

Какие процессы происходят

Место протекания процессов

Подготовительный     

   

Основной    

   

Заключительный

   

 

1 ряд находит в учебнике и  заполняет графу о подготовительном  этапе обмена веществ,

2 ряд – об основном

3 ряд – о заключительном.

 

Этапы обмена веществ

 

Название этапа

Какие процессы происходят

Место протекания процессов

Подготовительный

Переваривание пищи и  доставка питательных веществ и  кислорода к клеткам.

Пищеварительная дыхательная и кровеносная системы.

Основной

Процессы пластического  и энергетического обмена.

Клетки организма.

Заключительный

Удаление продуктов  распада.

Дыхательная, кровеносная  и выделительная  системы.


 

Давайте выясним, какие факторы  негативно влияют на обменные процессы?

Варианты ответов учащихся.

Древнекитайский мыслитель Конфуций полагал, что “Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в  приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его”. Ученые нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 50% – от здорового образа жизни, на 20% – от наследственности, на 20% – от экологической обстановки и на 10% – от здравоохранения. Другими словами, в наших с вами руках удержать 50% собственного здоровья!!!

 Что предполагает здоровый образ жизни? Это – двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек и умение управлять своим здоровьем.

Посмотрите на слайд «Факторы, негативно  влияющие на обменные процессы»

Слайд10, Приложение 2

Факторы, неблагоприятно влияющие на обменный процесс:

1. Загрязнение атмосферы.

2. Солнечная радиация.

3. Загрязнение воды.

4.  Перенасыщение продуктов  сельского хозяйства нитратами.

5. Употребление в пищу генетически  модифицированных продуктов.

6. Стрессы.

Выполняют на заранее розданных листах (Приложение А) задание № 3. Проверяем и согласно инструкции оцениваем.

3. Закрепление

1. Задача.

На чашу весов помещают мышь под  металлическую сетку и уравновешивают весы. Животное активно перемещается по чашке, карабкается по сетке. Примерно через 30 минут после начала опыта чашка с мышью поднялась вверх. Почему?

Ответ: Масса тела теряется за счет выдыхания углекислого газа и  паров воды, которые образуются при  расщеплении веществ пищи для  получения энергии.

2. Ответьте на вопросы:

1. Каково значение органов пищеварения, дыхания и кровообращения в обмене веществ между организмом и внешней средой?

2. Объясните, почему голодающий  человек бывает худым и слабым?

Подводим итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          

 

                  Приложение А

 

  Тема: «Обмен веществ и превращение энергии».

 

                                                   Задание №1.                                                          

   Рассмотрите  схему. Что обозначено на этой  схеме цифрами 1-3?

                                                                  2

                                      


 1                2                       3



 

 

 

Оцените свою работу сами, используя следующую шкалу:

        -  нет ошибок и неточностей  – 1 балл

        - есть хоть одна ошибка или  неточность – 0 баллов.

 

                                                 Задание №2.

 Вставьте  в текст пропущенные слова и фразы:

      Обмен веществ складывается из ___________________ и ___________________

     обменов.  При энергетическом обмене происходит __________________________

     органических  веществ, а при пластическом ________________________

     органических веществ. Эти два процесса ______________________________ между собой.

 

 Оцените  свою работу сами, используя следующую  шкалу:

         - нет ошибок и неточностей  – 1 балл

         - есть хоть одна ошибка или  неточность – 0 баллов.

                                                                    

                                                                       Задание №3. 

Выберите правильный ответ:

  1. Процесс обмена веществ характерен для:

  а) всех  живых организмов;

  б) только  для животных;

  в) только  для растений.

2.   Обмен веществ и энергии (метаболизм) – это

  а) совокупность  пластического и энергетического  обмена;

  б) только  пластический обмен;

  в) энергетический  обмен.

3.    Пластический обмен – это

  а) распад  органических веществ;

  б) синтез  органических веществ;

  в) выделение  энергии.

4. Энергетический обмен – это

  а) синтез  органических веществ;

  б) распад  органических веществ;

  в) удаления  продуктов распада.

5. Место протекания обмена веществ:

  а) кровеносная,  дыхательная, пищеварительная системы;

  б) пищеварительная,

  в) кровеносная.

6. Обмен веществ  и энергии осуществляется:

Информация о работе Человек в цифрах и фактах