Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

Важным фактором успешного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ), повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции в хмао.doc

— 616.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Ханты-Мансийского  Автономного  округа – Югры

 

Важным фактором успешного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ), повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.

Нарастающая глобализация мировой экономики и сохраняющаяся высокая зависимость экономического развития автономного округа от конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов повышают требования к точности и своевременности среднесрочных и долгосрочных прогнозов, ставят задачу создания систем «предупреждения», предполагающих возможность своевременной разработки и реализации мер, обеспечивающих сохранение заданной траектории социально-экономического развития.

Стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием автономного округа в целом, а также в отдельных секторах экономики, повышает значимость разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития, являющегося основой для планирования деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и определения основных параметров долгосрочных бюджетных проектировок с учетом демографических и социально-экономических тенденций развития.

Важным шагом на пути формирования системы государственного стратегического управления является регламентация процессов государственного управления.

В систему стратегического управления автономного округа входят действующие целеполагающие документы:

1. Стратегия социально-экономического  развития Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры до 2020 года и  на период до 2030 года, утвержденная  распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года № 101-рп (далее также – Стратегия 2030), которая закрепляет систему мер государственного управления, опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения автономного округа  в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике.

2. На основании схемы  территориального планирования  Ханты-Мансийского автономного округа  – Югры, утвержденной постановлением  Правительства автономного округа от 24 декабря 2007 года № 349-п, муниципальными образованиями автономного округа разрабатываются схемы территориального планирования и генеральные планы муниципальных образований автономного округа.

3. Государственные программы  автономного округа.

В основе системы стратегического управления лежит оценка фактического состояния социально-экономического положения автономного округа.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в автономном округе в 2012 году, характеризовалась сохранением позитивных тенденций в социальной сфере и отраслях реального сектора экономики.

По предварительной оценке объем валового регионального продукта увеличился на 0,68 %. По итогам года прирост инвестиций в сопоставимых ценах – 5,2 %. Увеличены объемы производства сельского хозяйства на  
6,2 %, строительства жилья на 34,9 %. Увеличился оборот розничной торговли на 8,8 %.

В 2012 году объем промышленного производства составил 2,8 трлн. рублей, индекс промышленного производства – 98 % к уровню 2011 года. Снижение индекса промышленного производства связано со снижением индекса в «добыче полезных ископаемых», которая в структуре промышленного производства занимает более 90 %. При этом в 2012 году на территории автономного округа добыто нефти 259,9 млн. тонн, что на 1,2 % ниже уровня 2011 года, что связанно с объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов месторождений, с недостатком ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений, замедления темпа ввода в эксплуатацию новых месторождений. Тем не менее, темпы  снижения объемов добычи нефти замедлились с 7 млн. тонн в 2009 году до 3 млн. тонн в 2012 году. В среднесрочном периоде ежегодный тренд на снижение сохранится в объеме всего 1,0 % .

Реальный сектор экономики по итогам 2012 года достиг результатов: в лесопромышленном комплексе увеличилось производство новых видов продукции: древесных плит на 14,7 %; плит МДФ на 58 %, малоэтажных деревянных домов на 13,2 %, дверных блоков на 41,6%, в агропромышленном комплексе с 2010 года наблюдается прирост продукции по всем направлениям.

Повышается роль в экономике автономного округа малого предпринимательства, за 2012 год:

на 2 % увеличилось количество субъектов малого и среднего предпринимательства, 64 % созданных малых предприятий организованы молодыми людьми;

на 8,1 % увеличился оборот субъектов малого и среднего предпринимательства, составив 369,1 млрд. рублей;

на 1 % увеличилось количество работающих, малым бизнесом создано 5857 новых рабочих мест.

По итогам года достигнут высокий уровень жилищного строительства. Впервые с 1989 года введено более 1 миллиона кв. м жилья.

Положительным результатам способствовала инвестиционная политика, проводимая в  автономном округе. В 2012 году в автономный округ инвестировано 669,9 млрд. рублей.

Рынок труда продемонстрировал положительные тенденции:

снижение уровня регистрируемой безработицы до 0,6 % от экономически активного населения (в Российской Федерации – 1,4 %) – это самый низкий уровень за всю историю автономного округа;

создание временных и постоянных рабочих мест 28,5 тыс. единиц, в том числе 5,9 тыс. субъектами малого бизнеса.

По итогам 2012 года международное агентство Standard&Poor's в марте 2013 года подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента автономного округа «ВВВ» и рейтинг по национальной шкале на уровне «ruAAA». Прогноз изменения рейтингов – «Стабильный».

По анализу ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, проведенному Министерством регионального развития Российской Федерации, по итогам января-декабря 2012 года автономный округ по сводному индексу социально-экономического развития занял 2 место среди субъектов Российской Федерации (2011 год – 3 место в рейтинге субъектов Российской Федерации).

По итогам 2012 года автономный округ сохранил свои лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации:

I МЕСТО:

по добыче нефти;

по производству электроэнергии.

II МЕСТО:

по объёму промышленного производства;

по добыче газа;

по поступлению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

III МЕСТО – по объёму инвестиций в основной капитал.

Позитивные изменения в экономическом развитии определили успехи в социальной сфере.

Среднедушевые денежные доходы населения в 2012 году обеспечили 3,6 бюджета прожиточного минимума, в номинале это 34203,8 рубля. Реальные располагаемые денежные доходы населения впервые превысили докризисный уровень, составив 102,8 % (Россия – 104,2 %).

В номинальном выражении среднедушевые денежные доходы населения автономного округа на протяжении ряда лет остаются одними из самых высоких в Российской Федерации (за 2012 год - 6 место по Российской Федерации после Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, г. Москвы, Чукотского автономного округа, Магаданской области).

По итогам года средняя заработная плата составила 51,1 тыс. рублей, что в реальном исчислении выше на 8,6 % (Россия – 7,8 %).

В целях увеличения уровня доходов граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение, трудовые пенсии были проиндексированы дважды: 1 февраля – на 7 % и 1 апреля – на 3,4 %. Социальные пенсии  
1 апреля 2012 года были увеличены на 14,1 %, размеры ежемесячных денежных выплат – на 6,5 %. В результате доход пенсионера автономного округа обеспечивает 1,8 бюджета прожиточного минимума. Средний размер дополнительной пенсии из бюджета региона на 1 января 2013 года составил 1077 рублей (1 января 2012 года – 1010,9 рублей).

Стимулирование дополнительного пенсионного обеспечения для работников организаций всех форм собственности является одним из приоритетных направлений развития системы пенсионного обеспечения в автономном округе.

В результате к 2020 году большая часть жителей трудоспособного возраста будет охвачена дополнительным пенсионным обеспечением.

Значительное усиление роли корпоративных пенсионных систем, созданных на долевых принципах финансирования за счет средств работодателей всех видов бизнеса (крупного, среднего, малого), а также бюджета,  определено в качестве важнейшего направления развития новой пенсионной системы Российской Федерации на период до 2030 г.

Для повышения уровня социальной защищенности населения и улучшения качества жизни пенсионеров Правительством автономного округа внедряется Пенсионный стандарт Югры, направленный на достижение следующих ориентиров:

формирования у граждан активного, мотивированного поведения в отношении своей будущей пенсии и повышение пенсионной культуры населения автономного округа;

стимулирование работодателей и граждан к формированию дополнительной (негосударственной) пенсии;

вовлечение крупных и средних предприятий в систему дополнительного пенсионного обеспечения для своих работников.

В настоящее время ни в одном другом регионе России нет аналогов созданной в автономном округе системы дополнительного пенсионного обеспечения.

Реализация столь масштабного проекта выявила необходимость  переосмысления и анализа проблем, с которыми столкнулись субъекты и участники  указанной системы.

Необходимо оценить размеры финансовых обязательств и соответствующих рисков, возникающих у Правительства автономного округа при реализации подпрограммы дополнительного пенсионного обеспечения.

В оптимизации нуждаются процессы, непосредственно связанные с ростом затрат бюджета автономного округа на финансирование дополнительного пенсионного обеспечения.

В качестве наиболее действенной меры для этого необходимо разработать предложения по дальнейшему государственному стимулированию формирования добровольных пенсионных накоплений граждан и работодателей.

Требуется также оценить существующие методы и приемы управления, применяемые при реализации дополнительного пенсионного обеспечения, и разработать предложения по их совершенствованию.

Решение указанных вопросов позволит создать условия для формирования гражданами автономного округа пенсий, соответствующих международным стандартам, обеспечить финансовую устойчивость и сбалансированность пенсионной системы автономного округа, а также повысить социальную защищенность населения автономного округа.

Стратегией 2030 в качестве основного «драйвера» инновационного развития региональной экономики указана активная инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь будут являться основой для достижения долгосрочной конкурентоспособности автономного округа в национальном и мировом масштабе. Формирование благоприятного инвестиционного климата является обязательным условием устойчивого развития автономного округа – именно достижение указанной цели должно стать приоритетными направлениями деятельности всех исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа.

В области обеспечения благоприятного инвестиционного климата Стратегия 2030 направлена на повышение инвестиционной привлекательности автономного округа, формирование благоприятных условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику автономного округа, расширение источников инвестирования и повышения их эффективности, развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить задачи:

повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

выявление инфраструктурных возможностей для реализации инвестиционных проектов;

вовлечение природно-ресурсного потенциала в инвестиционный процесс;

развитие кадрового потенциала для обеспечения инвестиционных процессов.

Успешная реализация поставленных задач тесно связана с развитием инвестиционной деятельности предприятий всех видов экономической деятельности. Однако в целях эффективной реализации инвестиционной политики необходима концентрация административных и финансовых ресурсов для достижения стратегических ориентиров инвестиционного развития в приоритетных сферах экономической деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (далее – Указ № 596) поставлены задачи в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.

В развитие Указа № 596 распоряжением Правительства автономного округа от 24 ноября 2012 года № 700-рп утвержден план мероприятий по внедрению стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее – План). Мероприятия Плана направлены на улучшение инвестиционного климата в автономном округе посредством реализации комплекса мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, защиты прав инвесторов, повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей, подготовки необходимой инвесторам инфраструктуры, кадровое обеспечение инвестиционных проектов, поддержки продвижения на рынок инновационной продукции.

Информация о работе Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры