Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 23:54, реферат

Краткое описание

Важным фактором успешного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ), повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции в хмао.doc

— 616.50 Кб (Скачать файл)

Роль инноваций в социально-экономическом развитии становится определяющим фактором устойчивого развития автономного округа. Особое значение в создании условий для перехода к формированию общества и экономики, основанных на знаниях, имеет региональная инновационная система.

Специфика формирования инновационной сферы в автономном округе состоит в том, что основу инновационной экономики составляет нефтегазодобывающая отрасль, в рамках которой малое и среднее предпринимательство практически не представлено. Так, среди малых и средних предприятий автономного округа доля инновационных компаний в 2011 году составляла лишь 0,02 %. В этих условиях актуальной становится задача стимулирования малых и средних предприятий автономного округа к созданию инновационных технологий, поддержка новых компаний на стадии становления инновационного бизнеса. Решить эту задачу призваны, в частности, такие мероприятия государственной программы как гранты начинающим инновационным компаниям, а также субсидии для возмещения части затрат малым и средним инновационным компаниям автономного округа.

Также проблемой является недостаточное развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в автономном округе. С одной стороны, созданы такие ее элементы как автономное учреждение автономного округа «Технопарк высоких технологий», окружной «Фонд поддержки предпринимательства», «Окружной бизнес-инкубатор». Однако необходимо формирование специализированных структур, которые призваны решать конкретные задачи по построению той или иной формы инновационного бизнеса. Такими элементами инфраструктуры инновационной деятельности должны стать Центр прототипирования, Центр кластерного развития, которые призваны решать системные задачи по формированию инновационной экономики.

Решение проблем в развитии инновационной среды малого и среднего предпринимательства должно быть системным, поэтому мероприятия государственной программы в этой сфере оказывают поддержку малому инновационному бизнесу на всех стадиях его развития.

В основу повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в автономном округе, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.

Условием успеха реализации мероприятий по оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг является целенаправленное формирование новых механизмов работы органов власти автономного округа. Новые механизмы работы должны быть созданы органами власти автономного округа в соответствии с текущей деятельностью. Решение этой проблемы требует хорошо скоординированной работы различных исполнительных органов государственной власти автономного округа и значительных ресурсов. Именно поэтому программно-целевой метод является наиболее целесообразным способом решения поставленных задач.

В целях повышения доступности и качества государственных (муниципальных) услуг, снижения административных барьеров, повышения эффективности государственного управления реализуются мероприятия по:

 совершенствованию нормативной  правовой базы в сферах предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций по контролю (надзору);

оптимизации государственных и муниципальных услуг по всем сферам общественных отношений;

совершенствованию разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях;

повышению результативности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 29 января 2011 года № 23-п «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» закончена разработка и утверждение административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг и муниципальных услуг. На сегодняшний день их 1209 единиц, из них более 80 % – муниципальные  услуги – 970 регламентов и 239 государственных услуг.

В автономном округе развернута региональная инфраструктура электронного Правительства и обеспечена возможность получения в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (86.gosuslugi.ru, далее – Единый портал) 58 первоочередных государственных и муниципальных услуг (в сферах: здравоохранение; социальная защита населения; содействие занятости населения; запись актов гражданского состояния; культура; образование и наука, жилищно-коммунальное хозяйство, имущественно-земельные отношения, строительство и регулирование предпринимательской деятельности).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (далее – Указ № 601) доля жителей автономного округа, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (далее также – МФЦ), к 2015 году должна составлять не менее 90 %.

В целях исполнения Указа № 601 в автономном округе проведен комплекс мероприятий:

1) распоряжением Правительства  автономного округа от 1 декабря 2012 года № 718-рп утвержден план  мероприятий по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и схема размещения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, их филиалов и отделений (офисов) привлекаемых организаций на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – схема размещения);

2)  Комиссией по проведению  административной реформы в автономном округе одобрен сводный перечень типовых муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;

3) актуализирован перечень  государственных услуг, предоставление  которых организуется в МФЦ  исполнительными органами государственной власти автономного округа (распоряжение Правительства автономного округа от 29 декабря 2012 года № 790-рп «О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 8 июня 2012 года № 347-рп «О перечне государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»);

4) назначены ответственные за качество предоставления государственных и муниципальных услуг как на уровне автономного округа, так и на уровне исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа.

В соответствии со Схемой в срок до 2015 года должно быть создано 25 МФЦ, 17 филиалов МФЦ и привлечено 39 организаций. При этом количество окон должно составлять 386 единиц.

На 1 января 2013 года в автономном округе создано 15 МФЦ в городах Когалым, Мегион, Нижневартовск, Нягань, Пыть-Ях, Сургут, Урай, Югорск, Ханты-Мансийск, Березовском, Белоярском, Нефтеюганском, Советском и Сургутском районах, из них функционирует  5: в городах Урай, Ханты-Мансийск, Пыть-Ях, Мегион,  Нефтеюганском районе.

До конца 2013 года планируется:

 создать еще 4 МФЦ: в  городах Лангепас, Радужный, в Кондинском,  Октябрьском районах;

создать 5 филиалов МФЦ: в пгт. Высокий (МФЦ г. Мегион);  
пгт. Пионерский (МФЦ Советского района); в пгт. Барсово, пгт. Белый Яр и пгт. Нижнесортымский (МФЦ Сургутского района).

К концу 2013 года на территории автономного округа будет функционировать 19 МФЦ.

До конца 2014 года планируется создать и открыть 5 МФЦ в городах Нефтеюганск, Покачи, в городском поселении Федоровский Сургутского района и в Ханты-Мансийском районе.

До конца 2015 года – 1 МФЦ в городском поселении Пойковский Нефтеюганского района.

Потребительский рынок является индикатором происходящих в автономном округе социальных и экономических перемен, так как на долю потребительских расходов приходится около 70,7 % всех денежных расходов населения автономного округа.

Несмотря на то, что потребительский рынок автономного округа динамично развивается, остается еще ряд проблем, требующих решения.

Так, объемы реализации, ассортимент и качество товаров, стабильность их поставок в розничную торговую сеть напрямую зависят от состояния оптового звена. Оптовое звено продовольственных товаров в автономном округе представлено только 6 крупными предприятиями, которые размещены в городах Сургут, Нижневартовск, Нягань, что недостаточно, учитывая потребность предприятий розничной торговли. Поставки в розничную торговлю автономного округа осуществляются через оптовые склады других регионов Российской Федерации (города Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Москва). Недостаточное развитие оптовой торговли в автономном округе и зависимость от оптового звена других регионов отражается на качестве прогнозирования запасов товаров первой необходимости, стабильности ассортимента и, как следствие, вызывает колебания розничных цен.

Основные проблемы потребительского рынка автономного округа:

нехватка специализированных помещений торговой площадью более 50 м2;

территориальные диспропорции в размещении предприятий торговли;

проблема обеспечения населения автономного округа, особенно той его части, которая проживает в труднодоступных и малонаселенных пунктах со сложной схемой товародвижения, основными социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости по доступным ценам;

низкая обеспеченность населения торговыми объектами, высокая арендная плата торговых площадей – полноценное развитие конкуренции и потребительского рынка в такой ситуации ведет к большим рискам;

низкое качество имеющейся материально-технической базы торговой деятельности. Ряд зданий и сооружений не соответствуют нормам санитарного законодательства (планировка помещений приводит к пересечению встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей; недостаточный набор помещений).

Сегодня обеспеченность населения площадью торговых объектов в автономном округе составляет 823,6 м2 на 1000 жителей. При этом отмечается большая дифференциация уровня фактической обеспеченности населения в муниципальных образованиях автономного округа, в  некоторых из них он не достигает минимального значения.

Недостаток стационарных торговых объектов обуславливает наличие некапитальной мелкой розницы (палатки, павильоны, киоски), где не обеспечивается необходимое качество предоставления услуг. Эта проблема может быть решена путем создания условий для появления стационарных, крупных, в том числе сетевых торговых объектов.

Особая роль в развитии конкуренции и потребительского рынка отводится ярмаркам, которые должны находиться в шаговой доступности для населения.

Необходимо создавать возможности для развития удаленной торговли, у которой требования к торговым площадям менее жесткие. При этом для ее развития, особенно для торговли свежим продовольствием, требуются системы оптовых рынков (терминалов).

Развитое оптовое звено – это основа для построения разноформатной торговли и здоровой конкурентной среды. Система оптовых терминалов инфраструктурно поддерживает развитие конкурентной среды для производителей и розницы всех форматов:

сетевые распределительные центры ориентированы на работу с крупными сетевыми операторами. Используют удобное для крупных сетевых операторов оборудование и приемы обслуживания грузов (крупные единообразные партии товара соответствующим образом упакованы и т.п.), электронную обработку данных, максимально приближенную к нуждам автоматизации сетевых структур. Следовательно, сетевая розница получит максимально удобную для нее логистику, бесперебойные поставки и другие необходимые для работы сетей преимущества. Современные специализированные распределительные центры – одна из основ для полноценного развития сетевой розничной торговли;

система оптовых терминалов – обслуживание несетевых форм торговли: широкий сбыт скоропортящихся товаров; обеспечение дополнительного контроля качества продуктов на «входе» и «выходе» –  реальный фитосанитарный контроль; предоставление дополнительных услуг: банковских, упаковки и маркировки, маркетинговых; система электронного учета товаров и цен в дальнейшем послужат основой для мониторинга.

Решение вопросов развития оптового звена возможно путем создания условий для реализации крупных инвестиционных проектов в торгово-логистической сфере с ориентацией на оказание услуг оптовой торговли.

В результате все производители вне зависимости от размера поставляемых партий товара получат возможность максимально короткого пути сбыта своей продукции. Все торговые организации и частные предприниматели вне зависимости от формата торговли будут иметь доступ к одинаково качественной продукции в максимально широком ассортименте.

Информация о работе Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры