Удмурты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:26, доклад

Краткое описание

Cамоназвание удмурт или удморт, внешнее название вотяки, проживают в Удмуртской Республике (автономия с 1920 г.), Кировской, Пермской, Свердловской областях. Относятся к субуральскому варианту уральской переходной расы. Удмуртский язык, относящийся к пермской группе финно-угорской ветви, имеет 4 наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Распространены также русский и татарский языки. Письменность создана на основе русской графики. Верующие - православные.

Вложенные файлы: 1 файл

удмурты.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Удмурты

Cамоназвание удмурт или удморт, внешнее название вотяки, проживают  в Удмуртской Республике (автономия  с 1920 г.), Кировской, Пермской, Свердловской  областях. Относятся к субуральскому  варианту уральской переходной  расы. Удмуртский язык, относящийся к пермской группе финно-угорской ветви, имеет 4 наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Распространены также русский и татарский языки. Письменность создана на основе русской графики. Верующие - православные.

Этногенез удмуртов восходит к финно-угорским племенам железного века (I тысячелетие до н. э.- 1 тысячелетие н. э.). В 1489 г. северные удмурты вошли в состав Русского централизованного государства. В русских письменных памятниках XIV-XVI вв. восточные удмурты известны как ары, аряне, отяки;

Южные удмурты испытали татарское  влияние, так как до 1552 г. находились в составе Казанского ханства. В  северной части этнической территории удмуртов по р. Чепца сложилась субэтническая  группа ватка, в центрально-западной части в междуречье рек Кильмезь и Вала - группа калмез. Среди северных удмуртов выделяется субэтническая группа бесермян - возможно потомков волжских булгар. К 1558 г. удмурты полностью вошли в состав Русского государства. В XVI-XVIII вв. были обращены в православную веру.

Основным традиционным институтом была соседская община. Общины нередко становились удмуртс-ко-русскими по этническому составу, т. к. удмургы охотно принимали русских беглых крестьян. Другой социальный институт (воршуд) представлял собой систему экзогамных групп, имеющих общее название (Бигра, Можга, Пельга, Тукля и др., всего около 70) и общий культ семейно-родового покровителя.

Основные занятия удмуртов - пашенное земледелие (рожь, овес, ячмень, гречиха, горох, полба, конопля, лен) и животноводство. Охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство, огородничество носили подсобный характер.

Удмуртские деревни располагались  по берегам рек. Традиционная беспорядочная  планировка поселений с середины XIX в. стала меняться на уличную. Жилище представляет собой срубную избу с двускатной крышей, холодными сенями, глинобитной русской печью, лавками вдоль стен, нарами и полатями с деревянным изголовьем. Из надворных построек, расположенных вместе с домом на усадьбе П-образно, обязательны амбар (место хранения семейного имущества) и летнее жилище (куала), в прошлом культовое сооружение, обиталище семейно-родового покровителя (воршуда). В настоящее время оно используется вместо летней кухни. В убранстве жилища много декоративных тканых изделий.

В традиционной одежде два варианта: северный трехцветный (белый, красный, черный цвета) и южный полихромный. Традиционная женская одежда - туникообразная рубаха с оборками, одежда типа халата, передник, высокий конусовидный головной убор с накидкой, узорные вязаные чулки, носки; обувь - лапти, башмаки, валенки. Верхняя одежда - суконный кафтан, овчинная шуба. Украшения - вышитый нагрудник из монет, налобные повязки, браслеты, перстни. Мужской костюм состоял из пестрядинных штанов и рубахи-косоворотки, подпоясанной тканым поясом, валяной шляпы, лаптей с онучами. Основу питания составляли в прошлом растительные продукты. Праздничными кушаньями были пельмени, рыбники, пироги с начинкой из грибов, ягод, овощей; мясо, масло, молочные каши, супы, блюда из яиц, мед.

У южных удмуртов в первой половине XVIII в. распространилась малая семья, у северных еще преобладали большие семьи. Семейные обряды удмуртов продолжают бытовать в несколько модифицированной форме. Традиционная свадьба состоит из свадебного пира в доме жениха, возвращения невесты в родительский дом и свадебного пира в доме невест, после которого молодая переселяется в дом мужа. Обряды сопровождаются музыкой и пением. У удмуртов сложилась система синкретических верований. Они нередко имели два имени - языческое, или "банное", данное при наречении бабкой-повитухой, и христианское, полученное при крещении.

Ведущее место в прикладном искусстве  занимают вышивка и узорное ткачество, узорное вязание, резьба прикладном по дереву, плетение, тиснение по бересте.

История удмуртов.

Удмурты - прежнее официальное название этого народа "вотяки" - принадлежат к пермской ветви финно-угорской языковой семьи, их ближайшими родственниками по языку являются коми. Места их проживания находятся на территории, ограниченной рекой Вяткой и нижним течением Камы. Здесь расположена Удмуртская Республика, общая площадь которой составляет 42 000 кв. км. Почти треть её населения - приблизительно 500 000 чел. - составляют удмурты по национальности. Столица республики Ижевск является крупным промышленным центром. За пределами Удмуртской Республики удмуртское население проживает отдельными компактными группами в республиках Татарстан и Башкортостан, а также в Кировской области на территории Российской Федерации. Общая численность удмуртов составляет около 750 тыс. человек.

Научное изучение древней истории  удмуртов, главным образом, на основе археологических исследований, в  последнее время шло быстрыми темпами. Что же касается их средневековой  истории, вхождения в Российскую империю, экономического и политического  положения до 1917 г., об этом нам известно меньше, так как исследования обходили их своим вниманием. Малочисленные народы России сейчас, в изменившихся условиях, обращают больше внимания на свою историю, в целой серии новых публикаций предпринимаются попытки пролить свет на некоторые до сих пор покрытые мраком неизвестности события из их прошлого.

Предыстория удмуртов восходит к VIII-III вв. до и. э. К этой эпохе относятся  места археологических раскопок ананьинской культуры, расположенные  в области слияния Камы и Волги, а также в бассейне ближайших к устью Камы притоков, вдоль течения Ветлуги, Белой и Чусовой. Ананьинская культура сыграла определяющую роль в формировании марийцев, удмуртов и коми-зырян. У этой культуры было несколько местных разновидностей, которые впоследствии послужили зародышами более поздних археологических культур. На нижнекамских территориях ананьинской культуры, в районе устья р. Белой, в III в. н. э. сложилась пьяноборская культура, этнос которой можно рассматривать как основной, стержневой элемент современных удмуртов. Вдоль верхнего и среднего течения Камы из ананьинской культуры во II в. и. э. образовалась гляденовская культура, которая играла в равной степени важную роль в этногенезе северных удмуртов и коми-зырян. В начальные века I тыс. н. э. в рамках древнеудмуртской этнической общности сформировались местные этнокультурные группы. К началу II тыс. н. э. самостоятельную культурную окраску приобрели вятские, чепецкие, арские и камские удмурты. В этот. период удмурты впервые упоминаются в исторических источниках.

В исторических источниках раннего  времени не встречается однозначных  указаний на удмуртов, хотя и существует прочная традиция в исследованиях, посвящённых им, относить к этому  народу этнонимы "будины" и "аримаспы", встречающиеся у Геродота. Исследователи находили сходство между антропологическими чертами современных удмуртов и описываемых в источниках будинов, между особенностями их жилищ. Этноним "аримаспы" связали с удмуртским этнонимом "ар". Однако эти отождествления не подтверждаются доказательствами. Главным образом против них говорит тот факт, что во времена появления труда Геродота предки нынешних удмуртов ещё не образовали единого народа, их наречие также ещё не выделилось в самостоятельный язык.

Первые сведения относительно удмуртов сохранились в книге арабской путешественника XII в. Абу-Хамида Аль-Гарнати, побывавшего также и в Венгрии. Из его "Описания понятного некоторых чудес из закатных стран" мы можем узнать что один из краёв, уплачивающих дань городу Булгар, зовется "Ару". В Ару "...охотятся на бобра, горностая и зимнюю белку. День там длится двадцать два часа". Ару, вне всякого сомнения, тождествен "Земле Арской" русских летописей, центром которой является лежащий в 52. км на север от Казани город Арск. Арская земля была территорией южных удмуртов. Этноним "ар" чувашской происхождения, где это слово означает "удмурт", "человек".

В XIII в., вероятно, к удмуртам относится  упоминание в одном русском источнике ("Слово о погибели русской  земли") под именем "Вьяда", а во втором путевом дневнике венгерского монаха Юлиана можно идентифицировать со страной удмуртов находящийся под татарским игом Ведин.

В северные пределы населённых удмуртами  земель, где текли притоки Вятки  и Чепцы, в XII веке направились русские  переселенцы, а южные удмурты с 1230-х гг. находились под властью татар. Удмурты попали под двойной гнет, их судьба оказалась в руках чужих народов.

Селившееся на удмуртских землях русское  население сперва прибывало исключительно  со стороны Новгорода, но позже стали переселяться и из Ростово - Суздальского княжества, а также с Северной Двины и из Великого Устюга. В продолжение XIV столетия правители русского народа создали своеобразное политическое формирование под названием "Вятская земля". Это была, так называемая, вечевая республика, (где правило народное вече), которая была относительно слабо зависимой от Новгорода, а позднее от Нижегородско Суздальского княжества. Жившие на территории Вятской земли северные удмурты так, же как и подвластные арскому князю удмурты южные, немало претерпели от притеснений вятских русских.

Вятская земля постепенно с конца XIV в. отошла под власть Московской княжества: в 1393 г. Великий князь московский Василий I Димитриевич завоевал Нижегородско-Суздальское  княжество, над которым учредил свою власть. Позже Василий I Дмитриевич уступил Вятскую землю своему брату Юрию Димитриевичу. В 1433 г. эти земли получили трое сыновей Юрия. В течение XV в. вятские правители лавируя между Москвой и Казанью, пытались добиться для своих земель как можно большей самостоятельности. В 1450-е гг. Василий II Тёмный возглавил даже два похода против вятских жителей: он принудил их к уплате дани и запретил проведение в Вятской земле самостоятельной политики. В дальнейшем населению Вятской земли пришлось принимать участие на стороне Москвы во внутренних конфликтах: в походе против новгородцев, в завоевании Верхне-Камских земель и в походе против Казанского ханства.

К событиям XV в. примыкает и первое упоминание этнонима "вотяки": под 1469 г. летопись упоминает вотяков как подданных Казанского ханства. Правители удмуртов полагали, видимо, что поддержание двойных связей с Казанским ханством и с Вятской землей для них выгодно.

Правители северных удмуртов в то время уже, по всей вероятности, сотрудничали с вятскими русскими в управлении делами принадлежавших им обоим территорий. Войска Вятской земли в 1486-1487 гг. предприняли военный поход против подчинённых Москве устюжских земель. Наказание понесли и русские, и удмуртские правители: в 1489 г. Иван III отправился с сухопутным войском и речным флотом против жителей Вятской земли. Он осадил город Хлынов (современный Киров, ранее Вятка). Оборонявшиеся выдали троих зачинщиков и отворили крепостные ворота перед превосходящей силой противника. Иван III весьма своеобразно расправился с ними: дабы подавить их сопротивление, он увез и поселил под Москвой русских и удмуртских правителей Вятской земли. Удмуртские князья вскоре сделались его верными вассалами. Позже они смогли возвратиться к своему народу, более того, даже получили от Ивана III земельные владения. Благодаря связям этих вернувшихся на родину князей с южными удмуртами, Москва сумела усилить своё влияние в среде подвластных татарам южных удмуртов.

Недавно была обнаружена копия грамоты XVI в., касающейся удмуртов. Такие грамоты представляют собой документы, свидетельствующие о правах удмуртских князей на владение землей. Пожалованные Иваном III земли царь Фёдор Иоаннович отобрал в 1588 г. Указ Фёдора Иоанновнча был благоприятным для простых удмуртских крестьян: он освободил их от податей в пользу князей: начиная с того времени крестьяне обязаны были платить подати только непосредственно Москве. Экономическое господство удмуртской знати кончилось. Часть князей опустилась до уровня крестьян, часть переселилась со всеми своими семействами на новые территории по берегам притока реки Иж. Но ещё в течение всего XVI в. они пытались восстановить свои прежние привилегии.

Татарское владычество оказалось  окончательным для южных удмуртов. В 1545-1552 гг. шла последняя, решающая война между Московским Великим княжеством и Казанским ханством. При обороне Казани в военных действиях должны были участвовать и удмуртские князья. Своими набегами они отвлекали на себя русские войска, которые вынуждены были предпринимать ответные действия. В сентябре 1552 г. они очистили территории между Казанью и Арском и после двухдневной осады заняли крепость Арск. Русские захватили в плен 5 тыс. человек, среди них - 12 князей, 7 военных вождей, 300 знатных удмуртов. И под стенами Казани на глазах защитников города после изощрённых пыток пленников предали мучительной казни.

После завоевания Казани Иван IV безотлагательно  отдал распоряжение относительно управления вновь приобретенных территорий, о переписи населения об установлении податей и налогов. Согласно "Казанской истории", на вновь приобретенных землях переписчики насчитали 93 075 черемисов. (Здесь этноним "черемисы" является общим названием всех инородцев, не говоривших по-русски). 1552-1557 гг. сбор податей сопровождался постоянными бунтами. Сопротивление подавлялось силой. Как следствие этого некоторые земли почти полностью обезлюдели. Из Арска и его окрестностей удмурты исчезли совсем и навсегда. В продолжение всего столетия финно-угорские и тюркоязычные народы Волго-Камского региона неоднократно поднимали бунты, протестуя против невыносимого налогового бремени. Экономические трудности усиливались различными природными бедствиями. В 1566-1567 г. расплодились грызуны настолько, что уничтожили весь урожай, а в 1601-1604 гг. свирепствовал такой голод, что нередким явлением было людоедство.

В XVII в. на жителей удмуртских деревень легло ещё более тяжкое 6peмя, обязательные налоги неуклонно росли. Потерявшие свою номинальную власть вотяцкие князья продолжали блюсти свой политический авторитет. Они пытались вновь вернуть былое могущество, оказывая влияние на исход выборов старост на сельских сходах. Но гораздо большую проблему по сравнению с этим представляли собой алчность и стяжательство русской правящей верхушки, её безудержное стремление прибрать к рукам как можно больше благ. В противовес "накопительской страсти" местных властей депутации удмуртских крестьян регулярно подавали челобитные в различные инстанции, нередко в самой Москве разбирательства на местах (в 1616, 1629, 1648, 16 3, 1696 гг.) вскрывали злоупотребления, отмечали противозаконные действия местных правителей - хищения и растраты денежных средств, взятки натурой, в виде продовольствия и напитков, подложные долговые расписки, подписанные подставными лицами из числа самых тёмных крестьян. Но по окончании разбирательств, после того как проверяющие возвращались восвояси, всё оставалось по-старому. Жалобы не были делом безобидным и безопасным: возвращавшимся домой ходокам приходилось учитывать возможность мести со стороны разного мелкого начальства. Таким образом, указ 1588 г. о правах удмуртов был не более, чем простой бумажкой. К гнёту со стороны государства и злоупотреблениям местной верхушки добавилось и развернувшееся в XVIII столетии насильственное обращение в православную веру. Понятно, что среди мятежников, восстававших против бесчеловечного угнетения, войсках И. Болотникова (1606-1607 гг.), С. Разина (1670-1671 гг.), а в особенное , Е. Пугачёва (1773-1775 гг.), мы постоянно встречаем и крестьян-удмуртов.

Информация о работе Удмурты