Удмурты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:26, доклад

Краткое описание

Cамоназвание удмурт или удморт, внешнее название вотяки, проживают в Удмуртской Республике (автономия с 1920 г.), Кировской, Пермской, Свердловской областях. Относятся к субуральскому варианту уральской переходной расы. Удмуртский язык, относящийся к пермской группе финно-угорской ветви, имеет 4 наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Распространены также русский и татарский языки. Письменность создана на основе русской графики. Верующие - православные.

Вложенные файлы: 1 файл

удмурты.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Сама по себе жизнь для удмуртских крестьян была борьбой за выживание. Земледелие приносило чрезвычайно малую прибыль, неблагоприятные природные условия часто влекли за собой неурожайные годы. Для выбора подходящей системы землепользования требовались большие навыки. Крестьяне комбинировали подсечное и пашенное земледелие с двупольным, а также трёхпольным севооборотом. Быстро истощавшиеся пахотные земли надо было держать под паром в течение нескольких лет, часто возникала необходимость расчищать под пашни новые участки леса. Главным образом сеяли рожь, ячмень и овёс. Начиная с середины XIX в., под влиянием государственной пропаганды прогрессивных методов землепользования и сельскохозяйственных выставок распространялись более современные земледельческие орудия, более продуктивные сорта зерновых, дававшие возможность поднять среднюю урожайность выше, и новые сельскохозяйственные культуры. В этот период появляется и входит в обиход картофель, который за короткий промежуток времени приобрел большое значение в качестве продукта питания для живущих в лесной полосе Российской империи различных народов, в том числе и для финно-угорских.

Нынешняя территория проживания удмуртов сложилась к первой половине XIX в  Вследствие предшествующих исторических событий удмурты были вытеснены со значительной части земель, прежде заселённых ими. Эти общественные процессы усилила и начавшаяся в XVIII в. индустриализация. Новые производства привлекали рабочую силу с разных концов России. Индустриализация сопровождалась и преимуществами: новые формы уклада жизни, бытовой культуры посёлков при шахтах и заводах оказывали значительное влияние на удмуртов. В конце XIX в. по Вятке и Каме началось судоходство, были проложены первые железнодорожные магистрали. Изолированности удмуртов настал конец, у них установились новые связи с отдалёнными территориями империи.

Удмуртский народ весьма удачно приспосабливался ко всем историческим испытаниям, выпадавшим па его долю. Попавшие в беду группы искали поддержки  друг друга, старались держаться  сообща. Результатом этих тенденций явилось то, что большинство удмуртов в настоящее время живёт единой, нерасчлененной общностью. В области лингвистической это означает, что удмуртский язык отличается сравнительной цельностью, говорящие на различных местных диалектах хорошо понимают друг друга. Это единство позволило сохранить и такие архаические элементы общественного устройства, которые уникальны и не имеют аналогий у других финно-угорских народов Поволжья. У удмуртов сохранились такие формы совместного проживания, как патриархальная семья и родовой клан, объединяющий несколько больших семей. Название такого родового клана - "б(ляк", в отдельных случаях "воршуд" - понятие, являющееся общим обозначением духов-хранителей отдельных родовых общин. Оно относилось также и к самой родовой общине, так что названия различных воршудов можно толковать и как названия родовых общин или кланов. По представлениям удмуртов, воршуд, как корзина, сплетённая из лыка, связывает в единое целое всех принадлежащих к нему и их священные традиции.

В среде удмуртов под поверхностным  слоем православия сохранились  в их первозданности верования предков. По словам В. М. Бехтерева, "суеверность  вотяков превосходит все немыслимые пределы". Это послужило основанием для бесчисленных злобных предположений, наветов и клеветы. В 1880-е годы некий и отличавшийся особо праведной жизнью поп, руководствуясь личной местью распространял листовки с обвинениями в адрес удмуртов в том, что они будто приносят человеческие жертвы своим идолам. Основываясь на ужасных слухах, ходивших среди русских в связи с одним случаем смерти, местные власти подали в суд обвинение против жителей деревни Byж-Мултан по поводу ритуального убийства. Проходивший в 1892-1896 гг. судебный процесс но так называемому "мултанскому делу" стал ареной крупных столкновений и противоборств, .прогрессивных и консервативных кругов России. В числе прочих видных общественных деятелей и адвокатов в защите семи крестьян, проходивших по этому судебному делу, принял участие этнограф и историк Г. Е. Верещагин, первый учёный удмуртского происхождения.

К концу XIX столетия Россия оказалась  на краю глубочайшего политического  и экономического кризиса. Всё больше росло общественное недовольство. Запас  терпения удмуртов также истощился. После неисчислимых десятилетий нищеты началось и сокращение численности населения. Выступления против царского самодержавия первоначально исходили из среды горожан - заводских рабочих, и затем стали пользоваться поддержкой и крестьянства. В последние годы XIX столетия на территориях удмуртов действовало почти тридцать заводов и фабрик, на них большинство работавших составляли русские рабочие. В их революционном движении в 1905 и 1907 гг. приняли участие и удмуртские крестьяне. После разгрома революции 1905 г. власти были вынуждены уступить место местной интеллигенции. Этот период был весьма важным с точки зрения становления и укрепления национального самосознания и национальных движений различных финно-угорских народов. Студенты Казанской духовной семинарии, удмурты но национальности, организовали тайное общество, но в нескольких удмуртских деревнях уже действовали нелегальные политические кружки. С 1917 г. образовывались различные культурно-просветительские кружки, в том числе местные общества носителей искусства, в 1915 г. появилась первая удмуртская газета.

Победа Великой Октябрьской  социалистической революция в 1917 г. пробудила надежды духовных лидеров  удмуртского народа, они поверили в осуществление своих программ национального возрождения. В годы гражданской войны тяжелые бои  шли также и на территориях удмуртов. Овладение расположенными на эти территориях военными заводами имело жизненно важное значение для обеих противоборствующих сторон - и для белых, и для красных. Власть большевиков лишилась хлебной житницы на юге, так что она очень нуждалась в запасах зерна, удмуртских крестьян. Жестокая и немилосердная конфискация зерна в ходе продразвёрстки эпохи военного коммунизма, произвол Красной Армии обратил влиятельных лидеров и общественных деятелей удмуртского народа против революционной власти. Под руководством удмуртских лидеров развернулось движение за новый общественный строй на национально-демократических началах Достичь этого советское руководство никогда не дозволяло удмуртам. Во времена установления советской власти, в разгар боёв гражданской воины, в июле 1918 г. в Елабуге заседал Первый всероссийский съезд удмуртов, который обратился к РСФСР с просьбой о принятии Удмуртии в её состав. Второй съезд принимал решения по вопросам народного просвещения и по земельным вопросам. 4 ноября 1920 г. была образована Удмуртская автономная область, которая в 1934 г. была преобразована в Удмуртскую АССР. Наблюдался значительный подъём в области культуры. Были созданы высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. Большой прогресс был достигнут также в области обучения грамоте и начального образования, однако всё это сопровождалось усилением позиций русского языка и оттеснением удмуртского на задний план. Однако традиционная структура удмуртских деревень долгое время оставалась нетронутой. Кенеш, совет старейшин, управлявший жизнью деревни, обычно находился под влиянием богатых. Их произвол, опиравшийся на традиционное право, прекратился только после беззаконий, насаждаемых под руководством государства, после коллективизации. 30-е годы печально знамениты в советской истории не только перегибами эпохи коллективизации, по и мрачными годами политического террора. Провозглашённые врагами народа представители национальной интеллигенции были почти полностью уничтожены и среди удмуртов. Общества, поддерживавшие культурные связи с финно-угорскими народами, заботившиеся о сохранении финно-угорского родства, были разогнаны, упоминания о языковом родстве финно-угорских народов были запрещены, библиотеки книг, представлявших собой хранилища сокровищ удмуртской национальной культуры, были брошены в костер.

Период после второй мировой  войны принёс Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республике экономический подъём. Это сопровождалось дальнейшим ростом числа русских  рабочих на промышленных предприятиях в городах. Отношение центральной власти к проблеме сохранения удмуртской национальной культуры было противоречивым и неоднозначным. Па словах это поддерживалось, на деле же этому препятствовали. Обучение на национальном языке было в значительной степени оттеснено на задний план даже в начальных школах в удмуртских деревнях. При политической ситуации, сложившейся после распада Советского Союза, удмуртский народ располагает неплохими шансами. У его интеллигенции сильно развито национальное чувство, а у региона имеется многообещающий экономический потенциал.

 

Антропологический тип

 

Удмурты относятся к уральскому варианту большой европеоидной расы, вятско-камскому сублапаноидному типу, для которого характерно преобладание европеоидных черт при наличии некоторых монголоидных признаков. Эта монголоидность, скорее всего, не столько результат контактирования с классическими монголоидами, сколько следствие приспособления к местным условиям и, очевидно, восходит к древнему североевропейскому — саамскому (лопарскому) — антропологическому типу. Наиболее яркой особенностью, выделяющей удмуртов среди других близкородственных народов, является высокий процент рыжеволосых (особенно в Юкаменском и Игринском районах). По этому отличительному признаку они стоят на одном из первых мест в мире.

По записям многих дореволюционных  исследователей, удмурты не богатырского телосложения, однако крепки и выносливы. В большинстве своем они среднего роста, русые или светловолосые, часто с голубыми или серыми глазами, с широким, слегка уплощенным, иногда скуластым лицом.

 

Первые упоминания

Одно из самых ранних упоминаний об удмуртах встречается у арабских авторов (Абу-Хамид ал-Гарнати, XII в.). В русских источниках первое летописное упоминание об удмуртах относится к 1379 г., где говорится о походе вятской рати в Арскую землю. С этого времени летописные сообщения, относящиеся к удмуртам, уже не редкость. 

Внутри удмуртского этноса выделяют несколько групп, основные из которых  – северные и южные. Их развитие протекало в различных этноисторических условиях, что предопределило своеобразие их этнографических характеристик: у южных удмуртов ощущается тюркское влияние, у северных – русское. Различия между ними прослеживаются в элементах материальной культуры, обрядах, языке.

Северные удмурты довольно рано вошли в состав своеобразного политического и экономического образования – Вятской земли, к-рая постепенно складывалась в результате освоения края русскими крестьянами-переселенцами. Особенно быстро русское население в крае стало расти в XIII в., когда многие жители Владимиро-Суздальской, Нижегородской земель, спасаясь от монголо-татарского ига, бежали в глухие вятские леса. На Вятке земли было много, а плотность населения невелика, поэтому особых столкновений, имевших характер масштабных военных действий, между новопоселенцами и местными жителями не было. По мере увеличения русского населения на Вятке удмурты отходили к востоку по ее притокам Чепце и Кильмези. Постепенно Вятская земля становится вотчиной нижегородско-суздальских князей, а летом 1489 г. после длительной феодальной междоусобицы вместе со всеми вятчанами, в их числе и удмуртами, вошла в состав Великого княжества Московского.

Южная группа удмуртов рано попала под  власть Волжско-Камской Булгарии, позднее  – Золотой Орды и Казанского ханства, с падением последнего в 1552 г. присоединены к Русскому государству. «... И прислали к государю Арьские люди (южные удмурты - В.В.) челом бити Казаков Шемая да Кубиша с грамотою, чтобы государь их черных людей пожаловал...» - так было записано в Патриаршей, или Никоновской летописи о вхождении южных удмуртов в состав России. К сожалению, источниковедческая база по истории южных удмуртов пока слабо разработана, особо актуальной является изучение так называемой арской группы удмуртов.

Считается, что присоединение удмуртов к Русскому государству завершилось к 1558 году, хотя, несомненно, процесс этот был долговременным и далеко не столь простым, как это представлялось еще недавно. Вхождение удмуртского народа в состав Русского государства в исторической перспективе имело прогрессивное значение: все группы удмуртов оказались в рамках единого государства, появились условия для сложения удмуртского народа, ускорился процесс социально-экономического развития. Вместе с тем в условиях царизма удмуртам пришлось испытать все тяготы феодального и национального гнета, языкового пресса, насильственной христианизации, жизни в статусе «инородцев».

 

Особенности этногенеза

Истоки удмуртского этногенеза восходят к ананьинской археологической  культуре (VIII – III вв. до н.э.). В этническом отношении она представляла собой еще не распавшуюся, главным образом финно-пермскую общность. Ананьинские племена вели оживленный этнокультурный обмен с дальними и близкими соседями. Наибольшее значение для пермян имели скифо-сарматские контакты, о чем свидетельствуют многочисленные языковые заимствования, относящиеся преимущественно к скотоводческо-земледельческому быту (пудо – скот, ю – зерно, нянь – хлеб, сур – пиво, корт – железо, зарни – золото и др.). В свою очередь, видимо, из пермских языков в иранские, в частности, в осетинский, попали слова, обозначающие серебро, молодой хвойный лес и др. Наряду с прогрессивными формами хозяйствования, предки удмуртов переняли от индоиранцев значительный пласт духовной культуры (культ быка, коня, параллели в скифском и пермском зверином стиле и т.д.).

На рубеже н.э. на основе ананьинской  культуры вырастает ряд прикамских локальных культур. Среди них  наибольшее значение для удмуртского  этногенеза имела пьяноборская (III в. до н.э. – II в. до н.э.), с которой у удмуртов обнаруживается неразрывная генетическая связь.

В результате процессов саморазвития и расселения, освоения новых территорий, притока пришлых племен с юга  и из-за Урала во 2-ой пол. I тыс. н.э. на базе позднепьяноборских вариантов (поломская, азелинская культуры) оформляется древнеудмуртская этноязыковая общность, которая располагалась, вероятно, в бассейне нижнего и среднего течения р. Вятки и ее притоков. Верхним рубежом археологии удмуртов является чепецкая культура (IX – XV вв.), которая передает эстафету письменной истории удмуртов.

 Удмурты сравнительно поздно  попали на страницы письменных  источников. Даже в «Повести временных  лет», где с достаточной для  того времени полнотой перечисляются  все известные тогда народы, об удмуртах нет никаких упоминаний. Это объясняется, очевидно, тем, что тогдашние историографы прямых сведений об удмуртах не имели, а получали их через посредников. Возможно, упоминающаяся в летописях “пермь” некоторое время служила общим, собирательным этнонимом для пермских финнов, в т. ч. и предков удмуртов.

 

Современное положение

В советское время у удмуртов возник­ли профессиональные виды искусства. Появился удмуртский на­циональный  театр, созданы крупные фор­мы музыкальных  произведений (оперы, балеты, симфонии). Большой популярностью не только в рес­публике, стране, но и за их пределами пользуются государственный ансамбль песни и танца Удмуртской Республики «Италмас», фольклорный театр песни «Айкай» и другие. Всесоюзную известность получило твор­чество удмуртских писателей Кузебая Герда, Ашальчи Оки, М. Петрова, Г. Красильникова, Ф. Васильева, композиторов Г. Корепанова, Г. Корепанова-Камского, художников С. Виноградова, П. Елкина, М. Гарипова и других деятелей удмурт­ской культуры.

Несомненные достижения удмуртского этноса в советский период могли бы быть более значительными, если бы не антиисторические установки в национальной политике. Появился ряд негативных и даже кризисных явлений: жизненно опасное сокращение сферы применения удмуртского языка, его непрестижность, отсутствие полной национальной школы, низкий уровень национального самосознания, национальный нигилизм.

20 сентября 1990 г. Верховный Совет  Удмуртской АССР принял Декларацию  «О государственном суверенитете  Удмуртской Республики». С октября того же года официальное название – Удмуртская Республика.

В последние годы в связи с  перестройкой, гласностью, демократизацией  бытия появились некоторые тенденции  перемен к лучшему в самочувствии удмуртского этноса. В Конституции  Удмуртской Республики (1994 г.) впервые удмуртскому языку придан статус государственного наравне с русским языком. В декабре 2001 г. был принят Закон УР «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики», где нашло развитие конституционное положение об удмуртском языке как государственном.

В конце 1980-х гг. возникло национальное движение удмуртов, вызванное усилением  национального самосознания, либерализацией социально-политической жизни в  стране, восстановлением этнокультурных связей в финно-угорском мире. В 1988 г. был создан «Клуб удмуртской культуры», на базе которого возникло Общество удмуртской культуры «Дэмен» (1989 г.). В 1991 г. создана Всеудмуртская ассоциация «Удмурт кенеш», в 1992 г. возникла удмуртская молодежная организация «Шунды» («Солнце»).

Информация о работе Удмурты