Региональная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:01, контрольная работа

Краткое описание

Все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

титов.docx

— 59.37 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями?? Романовский, М.В.Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский и др., М.: Юнити, 2008. - 512 с. . Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.

Для того чтобы социальная политика региона могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов: во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве; во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция определяют положение на рынке); в-третьих, на принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил игры, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным; в-пятых, на принцип участия работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью?? Абалки, Л.Н. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. -2008. - №6. - С. 3-12.

Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ:

В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:

- достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

- обеспечение эффективной  занятости населения, повышение  качества и конкурентоспособности  рабочей силы;

- гарантия конституционных  прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения  жильем;

- переориентация социальной  политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

- нормализация и улучшение  демографической ситуации, снижение  смертности населения, особенно  детской и граждан трудоспособного  возраста;

- существенное улучшение  социальной инфраструктуры.

Необходимыми условиями достижения указанных целей, являются:

- Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.

- Обеспечение справедливого  распределения доходов, на основе  использования новой системы  налогового законодательства, введение  эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.

- Стимулирование использования  доходов от трудовой и предпринимательской  деятельности, доходов от собственности  для инвестирования и кредитования  социально-значимых программ, направленных  на формирование базовых условий  жизнедеятельности: улучшение жилищных  условий, медицинское обслуживание, получение образования.

- Проведение взвешенной  политики занятости, намечающей  с одной стороны, недопущение  массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению  излишков рабочей силы в связи  со структурной перестройкой  экономики.

- Усиление адресности  социальной поддержки нуждающихся  граждан на основе учета материального  положения семей и заявительского  принципа назначения пособий.

- Создание полноценных  условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий  жизнеобеспечения детей.

- Повышение роли социального  страхования как важнейшего механизма  защиты граждан при утрате  заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и  профессиональных рисков.

- Стабильное финансирование  отраслей социальной инфраструктуры  и социальных программ, гарантирование  всем гражданам доступность медицинской  помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.

В соответствии с программой социальных реформ в России, намеченные цели социальной политики планируется достигнуть в два этапа?? Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/.

Главные задачи первого этапа: стабилизация уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущение массовой безработицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан. Решению этих задач должна способствовать реализация таких мер как: ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов; законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги; предотвращения массовой безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

Второй этап должен протекать в более благоприятных экономических условиях. Имеются предпосылки, что российская экономика начнет динамично развиваться, в результате чего появятся: материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды; предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости?? Тамбовцев, В.Л. Государство и экономика. - М.: Магистр, 1997. - 47 с.. На этом этапе намечается решить следующий комплекс задач: повысить минимальные государственные гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый стандарт оплаты труда - часовую тарифную ставку; на основе социального партнерства внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в производственных отраслях, пересмотрев в этих целях Единую тарифную сетку; изменить систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения в направлении, обеспечивающем более справедливое распределение доходов и уменьшение их дифференциации; начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест; создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса; приступить к широкомасштабной пенсионной реформе.

В социальной политике региона выделяется несколько чрезвычайно важных аспектов, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе.

К ним относятся:

- Политика в сфере доходов и личного потребления семей.

- Политика в сфере общественного  благосостояния.

- Политика в сфере воспроизводства  населения рабочей силы и занятости.

- Политика по поддержке  «слабых групп» в обществе.

- Политика по развитию  отраслей социальной инфраструктуры.

Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет своим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее главной целью является содействие стимулированию результатов трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения, сокращение необоснованно высокой в настоящее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда?? Васильев, А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-методическое (практическое) пособие. / А.А. Васильев, Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2004.-202 с..

Политика в сфере общественного благосостояния предусматривает:

а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции; б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора национальной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии.

Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых, разработке программ создания, сохранения и развития рабочих мест.

Политика по поддержке социально незащищенных групп населения предусматривает постоянное совершенствование пенсионной системы на основе: а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; б) периодической индексации пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов.

Политика в отношении отраслей социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на: создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы; своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйственной системы страны; приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и культуры, укрепление их материально-технической базы; расширение жилищного строительства; совершенствование коммунального хозяйства?? Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин - М.: Юрист, 2008 - 511 с..

Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью особого механизма решения социальных проблем, важным структурным элементом которого является стратегическое планирование.

РАЗДЕЛ II.

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Региональная политика как единое целое в нашей стране полностью еще не сложилась и ее основные положения окончательно не оформились. Поэтому назрела необходимость развернуть работу органов государственной власти по созданию и отладке механизмов функционирования и развития цивилизованных федеративных отношений. Главное в региональной политике - социальная сторона, воздействие же на хозяйство носит подчиненный характер. Целями региональной политики федеральных органов в области информационного взаимодействия должно быть: формирование единого правового пространства в этой области, активизация деятельности субъектов Федерации по формированию их собственной политики в обеспечении информационной безопасности на своей территории, содействие развитию региональной среды распространения сообщений.

Поддержка развития регионов - одна из главных функций региональной политики, но сначала нужно рассмотреть причины обострения региональных проблем в России на фоне общенационального кризиса (раздвоенность национального сознания россиян, неоднородность российских регионов)?? Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://economy.gov.ru/. От советского периода Россия унаследовала большие различия между субъектами Федерации по объему производства, втянутости в международные экономические связи, структуре экономики, уровню жизни. Россия должна признать тот факт, что дифференциация является естественным этапом существования нынешней территориальной системы страны и что на смену стратегии расширения должна прийти стратегия сосредоточения, дающая возможность сконцентрировать усилия на перестройке и разрешении внутренних проблем для последующего выхода во внешний мир в новом качестве. Поэтому, осуществляя государственное регулирование регионального развития главное внимание должно быть, обращено на финансово-бюджетные и налоговые аспекты государственного регулирования и селективной поддержки регионального развития. В общем, новая региональная стратегия должна быть обоснована в комплексном прогнозе развития и размещения производственных сил России, который включает инвариантный прогноз территориального развития страны и основных межотраслевых комплексов, а также прогнозной оценки экономического и социального развития регионов. Отмечается, что условиях рыночных отношений Россия обречена вести постоянную борьбу с противоречиями регионального развития. Регионы в любых условиях и изначально являются одним из субъектов экономических отношений, без которых само их существование в воспроизводственном процессе немыслимо.

Стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях: федеральном и региональном, а стратегия всей региональной экономической политики центра должна быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства, территориальной справедливости?? Федеральный бюджет Российской федерации. http://www.budgetrf.ru/.. Положение отдельных регионов пока не является устойчивым, вследствие чего вокруг вопросов транспортных и энергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики будет вестись основная борьба между регионами и между регионами и центром. Следует ожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развития финансово-бюджетной системы.

Особое место в современной региональной политике занимает политика в отношении так называемых проблемных регионов. В целом субъекты - ''доноры'' являются не столько богатыми, сколько потенциально мощными; ''нулевые'' - среднеразвитыми; ''реципиенты'' - слаборазвитыми. Нынешняя система формирования федерального бюджета фактически действует неравноправию субъектов Федерации. Для России неприемлемы унифицированные подходы и рекомендации, одинаково подходящие для всех регионов. При анализе региональной политики целесообразно выделение проблемных регионов следующих типов: экологически неблагоприятные; с высокой концентрацией производства и населения; индустриально слабо развитые; сельскохозяйственные, промышленные депрессивные; резервные; рекреационные; районы нового хозяйственного освоения. Проблемные регионы должны стать объектами государственного регулирования, при этом должен быть определен и официально закреплен их статус и отработан механизм разрешения региональных проблем различного типа и ранга в условиях становления рыночных отношений. Все регионы в стране делятся на три типа: кризисные, депрессивные и самообеспечивающие свое развитие. Программа помощи депрессивным регионам осуществляются на федеральные деньги, главная задача программы - остановить разбег по уровню развития регионов?? О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4464..

Информация о работе Региональная политика