Развитие минерально-сырьевого комплекса национальной специализации (на примере Дальнего Востока)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 11:58, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Вопросы выбора приоритетов развития национальной и региональной экономики, взаимосвязи социально-экономического развития с наличием и использованием минеральных ресурсов, оценок минерально-сырьевого фактора экономической динамики являются предметом дискуссий как на теоретическом, так и на практическом уровне. Как наиболее важные аспекты обсуждаются: взаимозависимость обеспеченности минеральными ресурсами и темпов экономического роста; соотношение между добывающими и обрабатывающими отраслями экономики; использование минеральных ресурсов и устойчивое, сбалансированное развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

LomakinaNV.doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих  основных задач:

  1. Преодоление структурного кризиса воспроизводства минерально-сырьевой базы региона и целенаправленное формирование государственного фонда недр через реализацию приоритетов как по видам минеральных ресурсов, так и по стадиям геологических работ.
  2. Поддержка разработки и внедрения инновационных технологий для повышения эффективности освоения недр, углубления комплексности добычи и переработки минерального сырья, формирования законченного цикла производства цветных металлов на Дальнем Востоке с получением высокочистых и наукоемких конечных продуктов.
  3. Селективная государственная поддержка освоения месторождений социально-значимых для региона и/или дефицитных для национальной экономики видов минерального сырья через создание благоприятных институциональных, инфраструктурных, налоговых условий освоения.

Проведенное в диссертационной  работе исследование развития минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока показало, что он является привлекательным для частных инвесторов, а органы власти дальневосточных субъектов РФ по-прежнему «ставят» на него как на один из важнейших источников регионального развития в обозримом периоде. Сформировался уже «инвестиционный пакет» перспективного развития МСК, устойчиво находящийся в поле интересов и внимания региональных органов управления. Актуальной становится задача комплексной оценки влияния инвестиционных инициатив на социально-экономическое развитие территориальных систем8.

Разработка концепции, приоритетов и целевых задач  развития минерально-сырьевого комплекса  Дальнего Востока позволила выявить, что его перспективная динамика и структура, а также роль в региональном развитии (разделы 4.2, 4.3 диссертации) определяются вариантами реализации наиболее важных инвестиционных проектов – инерционным и стратегическим. Критерием формирования вариантов является степень реальности инвестиционных проектов (ИП) и предложений, определяемая наличием лицензий на месторождения и инвесторов по проекту, и стратегической направленностью проектов. Набор ИП, предполагаемые сроки их реализации и отраслевая структура возможных вариантов перспективного развития МСК ДВ представлены в таблице 8, их количественные характеристики – в таблице 9.

Реализация инерционного варианта позволяет поддерживать позитивную динамику развития МСК, имеет хорошие показатели по занятости, создает благоприятные предпосылки для формирования добавленной стоимости и бюджетных возможностей для решения социально-экономических задач регионального развития. Однако этот вариант не несет в себе структурных изменений, сохраняется сугубо сырьевой характер развития МСК ДВ.

Необходимыми и достаточными условиями реализации инерционного варианта являются сохранение позитивной динамики мировых цен на драгоценные металлы и сырьевые ресурсы для цветной и черной металлургии; политическая стабильность и высокие темпы экономического развития в Российской Федерации; достаточные темпы воспроизводства МСБ в Дальневосточном федеральном округе.  

 

 

 

 

Таблица 8.

Варианты развития МСК  ДФО на период до 2020 г.

Отрасли МСК

Инерционный вариант

Стратегический вариант

Добыча драгоценных металлов

Кючусское, Нежданинское и Куранахское (Якутия) после 2010 г.;

Березитовое и Бамское (Амурская обл.) после 2008 г.;

Агинское (2007 г.), Асачинское (2008 г.), Мутновское (2010 г.) и Кумроч (2012 г.) в Камчатской области;

Аметистовое (2008 г.) и Озерновское (2012 г.) в Корякском АО;

Купол (2010 г) и Майское (2012 г.) в Чукотском АО.

Цветная металлургия

Освоение Фестивального месторождения (2008 г.) с поставкой медного концентрата на экспорт и Правоурмийского (2010 г.) – с поставкой оловянного концентрата на Новосибирский оловянный комбинат

Освоение Фестивального  месторождения с поставкой сырья на Амурский медеплавильный завод (2008 г.) (Хабаровский край).

Освоение Правоурмийского  месторождения, перенос плавильной печи из Новосибирска (2008 г.) с дальнейшим созданием оловянного комбината (после 2016 г.). (Хабаровский край).

Освоение Алгаминского месторождения цирконий-содержащих руд с получением конечной конкурентоспособной продукции (после 2010 г.). (Хабаровский край).

Строительство ГОКа на Шанучском  кобальто-медноникелевом месторождении (после 2010 г.).  (Камчатская обл.)

Черная металлургия

Освоение титаномагнетитовых месторождений Куранахское (2008 г.), Большой Сейим (2013 г.)  (Амурская обл.) с поставкой сырья в КНР.

Освоение титаномагнетитовых месторождений Куранахское (2008 г.), Большой Сейим (2013 г.) (Амурская обл.). Строительство в г. Тында завода по производству диоксида титана с поставкой на российский и внешний рынок.

Освоение Кимканского  и Сутарского железорудных месторождений (ЕАО) с поставкой сырья в КНР (2012 г.).

Строительство горнометаллургического комбината на базе Гаринского железорудного месторождения (Амурская обл.) с поставкой конечной продукции на межрегиональный, российский и внешний рынок (2012-2015 гг.). Поэтапное включение в сырьевую базу комбината железорудных месторождений Еврейской АО (2012 г.) и южной Якутии (после 2015 г.).

Строительство после 2008 г. ГОКа на Халактырском титаномагнетитовом месторождении (Камчатская обл.).

Создание после 2010 г. металлургического комплекса для безотходной переработки Халактырского титаномагнетитового месторождения с вовлечением ресурсов металлолома и получением конечной металлургической продукции (Камчатская обл.).


 

 

Разница между инерционным  и стратегическим вариантом перспективного развития МСК ДФО в количественном отношении определяется всего лишь четырьмя инвестиционными проектами. В стратегический вариант дополнительно включены крупные и капиталоемкие проекты освоения железорудных месторождений юга Якутии, создание металлургического комбината на базе железных руд Гаринского месторождения (Амурская обл.), а также проекты, создающие новые подотрасли цветной металлургии в регионе – Алгаминское цирконий-содержащее месторождение в Хабаровском крае и Шанучское кобальто-медноникелевое в Камчатской области (табл. 8). Необходимые инвестиции на реализацию этих четырех проектов в сумме 55,7 млрд рублей обеспечивают годовой объем производства на уровне 86,8-110,1 млрд рублей и валовой добавленной стоимости от 30 до 60 млрд рублей. Все эти проекты предполагаются к реализации после 2010-2012 гг.

Таблица 9.

Количественные характеристики перспективных вариантов развития

минерально-сырьевого  комплекса Дальневосточного федерального округа

Показатели

Варианты

Инерционный

Стратегический

Количество проектов

19

23

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

70,7

126,4

Объем производства, млрд руб.

95,3-114,6

182,1-224,7

Численность занятых, тыс. чел.

119,2-173,1

244,1-393,5

Валовая прибыль, млрд руб.

8,4

15,6

Добавленная стоимость, млрд руб.

36,1-56,1

67,6-116,8

Поступления в бюджеты  всех уровней и целевые фонды, млрд руб.

13,4-16,4

24,1-33,6

Корпоративная эффективность9, %

11,8

12,3

Региональная эффективность, %

11,8-18,3

22,1-38,2

Социальная эффективность, %

18,9-23,1

19,0-26,5


 

Кроме разницы в количественных показателях стратегический вариант развития МСК ДФО демонстрирует иные подходы и иное качество развития этого сектора дальневосточной экономики. Если направления развития золотодобывающей отрасли не претерпевают особых изменений по сравнению с инерционным вариантом, то совсем по-иному выглядит структура цветной и черной металлургии региона (табл. 8). В результате реализации стратегического варианта после 2010-2012 гг. в Дальневосточном регионе могут быть созданы новые производства с получением конечной продукции:

  • металлургический комплекс для безотходной переработки Халактырского титаномагнетитового месторождения с вовлечением ресурсов металлолома и получением конечной металлургической продукции (Камчатская обл.);
  • предприятие по получению конечной конкурентоспособной продукции на основе цирконий-содержащих руд Алгаминского месторождения (Хабаровский край);
  • завод по производству диоксида титана с поставкой продукции на российский и внешний рынок на основе титаномагнетитовых месторождений Куранахское и Большой Сейим (г. Тында, Амурская обл.);
  • медеплавильный завод и оловянный комбинат на основе полиметаллических месторождений Хабаровского края с перспективой переработки концентратов всего Дальневосточного региона;
  • горнометаллургический комбинат на базе Гаринского железорудного месторождения (Амурская обл.) с поставкой конечной продукции на региональный, российский и внешний рынок. Поэтапное включение в сырьевую базу комбината железорудных месторождений Еврейской автономной области и южной Якутии.

Кроме того, реализация стратегического варианта может создать предпосылки для внутри- и межрегиональных интеграционных взаимодействий как в МСК, так и в промышленности, стимулировать появление структурных изменений в экономике Дальневосточного федерального округа в целом.

Безусловно, необходимыми для реализации стратегического варианта будут те же предпосылки, что и для инерционного (позитивная направленность мировых цен, политическая и экономическая стабильность в стране, создание достаточного задела по минерально-сырьевому потенциалу), однако этих условий далеко недостаточно. Одним из важнейших достаточных условий может стать активная государственная политика федерального уровня по программному развитию региона в целом и его минерально-сырьевого комплекса. Так высокая капиталоемкость ряда крупных минерально-сырьевых проектов определяется необходимостью создания либо реконструкции инфраструктурных, и в первую очередь транспортных и энергетических, объектов. Такие проблемы могли бы быть решены в рамках механизмов государственно-частного партнерства, что позволит снизить коммерческие затраты на проекты и срок их окупаемости, повысит привлекательность таких проектов для частных компаний.

Анализ показателей  эффективности инвестиционного  пакета МСК ДФО показал, что самый высокий уровень значения (22,1-38,2%) среди них характерен для региональной эффективности (отношение полученной ВДС к ВРП), что можно интерпретировать как существенное влияние реализации инвестиционного пакета МСК на региональное развитие (табл. 10). При этом по степени влияния можно выделить две группы регионов:

- для Якутии и Хабаровского  края с их диверсифицированными  экономиками и наибольшими объемами ВРП по региону это воздействие не столь существенно;

- в Амурской и Камчатской  областях, ЕАО, Корякском и Чукотском  автономных округах масштаб реализуемых минерально-сырьевых проектов может обеспечить значительную долю прироста ВРП в рассматриваемый период.

Таблица 10.

 

Вклад инвестиционных проектов МСК в структуру и динамику ВРП

(стратегический вариант)

Пери-од

Респуб-лика

Саха (Якутия)

Хаба-ровский край

Амурс-кая

область

Камчат-ская

область

Еврей-ская АО

Коряк-ский АО

Чукот-ский АО

Всего

Доля ВДС инвестиционных проектов МСК в ВРП, %

2010

-

6,1

8,0

-

23,0

6,6

1,7

2015

2,4

0,1

5,5

11,4

27,4

28,9

10,1

3,6

2020

2,2

0,1

20,8

7,7

27,6

20,0

6,9

5,2

Доля ВДС инвестиционных проектов МСК в приросте ВРП, %

2010

-

0,2

35,1

35,0

-

100

14,5

5,7

2015

7,6

0,5

17,7

36,7

89,2

91,6

31,5

11,6

2020

6,9

0,3

65,0

24,3

86,0

64,7

22,5

16,3

Информация о работе Развитие минерально-сырьевого комплекса национальной специализации (на примере Дальнего Востока)