Развитие минерально-сырьевого комплекса национальной специализации (на примере Дальнего Востока)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 11:58, автореферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Вопросы выбора приоритетов развития национальной и региональной экономики, взаимосвязи социально-экономического развития с наличием и использованием минеральных ресурсов, оценок минерально-сырьевого фактора экономической динамики являются предметом дискуссий как на теоретическом, так и на практическом уровне. Как наиболее важные аспекты обсуждаются: взаимозависимость обеспеченности минеральными ресурсами и темпов экономического роста; соотношение между добывающими и обрабатывающими отраслями экономики; использование минеральных ресурсов и устойчивое, сбалансированное развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

LomakinaNV.doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)

Китай значительно опережает страны и  регионы СВА по наличию важнейших видов минеральных ресурсов. Однако, несмотря на высокие абсолютные оценки минерального потенциала, многие специалисты в Китае весьма сдержанно относятся к оценке собственных запасов природных ресурсов. Так в докладе «Повестка дня для Китая в ХХI веке» отмечается, что «при всем богатстве минеральными ресурсами на душу населения их приходится значительно меньше мирового среднедушевого уровня. Уже известные запасы минерального сырья недостаточны. При вхождении в XXI век обеспечение ими … станет еще проблематичнее»4. По оценкам Министерства земельных и природных ресурсов КНР нынешние запасы по 24 видам из 45 главных видов минералов смогут удовлетворить внутренний спрос только до 2010 года, а к 2020 году в стране будут достаточные резервы только по 6 видам минералов.

 

Таблица 4.

Соотношение обеспеченности стран и регионов СВА важнейшими видами

минеральных ресурсов (по уровню общих запасов, на 01.01.2000 г.)

Виды минеральных ресурсов

Дальний Восток России

Монголия

КНР

КНДР

Республика Корея

Япония

Золото

0,06

1,0

0,04

0,01

0,21

Серебро

0,57

0,57

0,57

0,05

0,23

1,0

Вольфрам

0,09

0,01

1,0

0,03

0,06

0,0

Олово

0,1

0,01

1,0

-

0,0

0,01

Свинец

0,05

0,05

1,0

0,35

0,13

0,11

Цинк

0,02

0,08

1,0

0,26

0,1

0,16

Медь

0,0

0,15

1,0

0,04

0,0

0,02

Молибден

0,5

1,0

0,02

0,0

Сурьма

0,1

0,0

1,0

0,0

0,0

0,0

Железные руды

0,14

0,03

1,0

1,13

0,01

0,01

Плавиковый шпат

0,76

0,24

1,0

0,02

0,01

0,0


 

Китай является также безусловным лидером по уровню развития горнодобывающего комплекса в СВА, при этом высок уровень производства не только концентратов, но и продуктов конечного передела – рафинированных металлов (табл. 5). Это принципиально отличает его от двух других регионов – Дальнего Востока России и Монголии, минерально-сырьевая база которых также достаточно богата и горнодобывающая промышленность входит в отрасли специализации, но практически отсутствует конечный передел – получение рафинированных металлов из концентратов. Для Республики Корея и Японии с их бедной минерально-сырьевой базой характерен очень высокий уровень развития конечных переделов – получение чистых металлов и сплавов из концентратов. По некоторым их видам они входят в число мировых лидеров.

Для Китая характерны не только существенная наделенность территории минеральными ресурсами и высокий уровень развития горнодобывающей промышленности, но и значительная доля в мировом потреблении минеральных ресурсов: уже сейчас Китай потребляет около 30% от общего объема производства мировой горной промышленности. 

Таблица 5.

Структура производства важнейших видов цветных  металлов в СВА, (2000 г., %)

Продукция

Всего в СВА

ДВР, МНР, КНДР

КНР

Япония,

Республика  Корея

Олово

концентрат

100

5,6

94,4

0

металл

100

0

99,4

0,6

Свинец

концентрат

100

13,3

85,1

1,6

металл

100

5,9

62,0

32,1

Цинк

концентрат

100

3,5

91,2

5,3

металл

100

1,4

60,6

38,0

Медь

концентрат

100

21,9

77,9

0,2

металл

100

0,9

39,9

59,1


 

Государственная политика в минерально-сырьевой сфере, наряду с ресурсным потенциалом, является одной из важнейших доминант деловой активности в этом секторе экономики. В диссертации исследованы важнейшие составляющие институционального потенциала международного сотрудничества, определяемые уровнем развития и сопряженности нормативно-правовой базы недропользования в разных странах. Такие институциональные составляющие, как система собственности, безопасность и охрана прав собственника в добывающей сфере; законодательно закрепленный период разведки и добычи сырья; право передачи собственности являются определяющими для иностранных инвесторов и компаний для «вхождения» в национальный минеральный сектор других стран. В работе приведены наиболее важные характеристики национальных Законов о минеральных ресурсах, действующих в странах Северо-Восточной Азии, и их сравнение по определяющим позициям.

Проведенное в диссертации  исследование по странам СВА позволяет  выделить несколько типов минеральной политики, различающихся между собой по целям, задачам и механизмам реализации:

А). Для Дальнего Востока России и Монголии характерна политика «настроенности» преимущественно на внешний спрос для развития минерального сектора.

Б). Для ресурсной политики Японии и Южной Кореи, практически не обладающих собственной минерально-сырьевой  базой, характерны:

1) принципиальные изменения в стратегии обеспеченности минеральным сырьем своих экономик, заключающиеся в существенном уменьшении импорта руд и концентратов, закрытии мощностей по их переработке и росте ввоза чистых и высокочистых металлов;

2) активный переход от роли покупателя сырьевых ресурсов на мировом рынке к роли равноправного партнера минерально-сырьевой деятельности в зарубежных странах.

В). Главная цель национальной минеральной политики Китая — существенное повышение уровней производства и потребления минеральных продуктов на душу населения при максимально полном использовании запасов минерального сырья с учетом их невозобновляемости. И если в конце ХХ в. эта цель реализовалась через политику  самообеспечения при разумных объемах вынужденного экспорта и импорта, то буквально в последние 2-3 года направленность и динамика минеральной политики КНР существенно поменялись.

Для обеспечения своей  экономики природными ресурсами  в Китае принята стратегия  «бизнес без границ», согласно которой он предпочитает иметь дело непосредственно с источниками сырья, а не полагаться на мировой рынок. Китайским компаниям разрешено напрямую инвестировать в развитие зарубежных производителей с целью обеспечить наличие необходимого сырья. В последние 2-3 года более 50% китайских зарубежных инвестиций вложено в горнодобывающую промышленность разных стран (в том числе и на российском Дальнем Востоке и в Забайкалье).   

Таким образом, проведенное  в диссертационной работе исследование показало, что высокий уровень спроса на минеральное сырье и продукты его переработки; значительный, но неравномерно распределенный потенциал полезных ископаемых и развития горнодобывающей промышленности; различная по целям, задачам и механизмам, но активная минеральная политика в СВА создают объективные предпосылки для расширения и интенсификации сотрудничества в минеральном секторе региона. При этом диапазон связей в минеральном секторе Северо-Восточной Азии, в зависимости от видов минерального сырья, может колебаться от реальной интеграции до реальной конкуренции.

Наиболее  важными для минерально-сырьевого  комплекса Дальнего Востока выводами, вытекающими из оценки интеграционной ситуации в СВА, являются следующие:

1. Видовая  структура минерально-сырьевой базы Дальнего Востока имеет благоприятные перспективы с позиции востребованности в СВА и АТР, поскольку имеющиеся прогнозные оценки показали, что приоритеты в добыче отдельных видов минерального сырья до 2015 года в АТР не изменятся, и наибольший интерес по-прежнему будет вызывать добыча золота, меди, цинка, серебра, титана, циркония. Следующими по рангу приоритетами для перспективной добычи обозначены никель, алмазы, платина, свинец, редкоземельные металлы, кобальт, алюминий.

2. В условиях принципиальных изменений стратегии Японии и Республики Кореи по обеспечению минеральным сырьем своих экономик (уменьшение импорта руд и концентратов, закрытие мощностей по их переработке), динамичного роста спроса на минеральное сырье в металлургической промышленности Китая и реализации стратегии «бизнеса без границ», с одной стороны, и сырьевого характера развития МСК Дальнего Востока, с другой, наиболее активным партнером интеграционных взаимодействий в минеральном секторе Дальнего Востока становится Китай. 

По сути современная и тем более перспективная ситуация в минеральном секторе СВА, направления, формы и количественные характеристики международного сотрудничества в этой сфере будут конструироваться в Китае.

3. Развитие ситуации  в минеральном секторе Дальнего  Востока по такому сценарию создает угрозу возможной утраты контроля над обеспечением российской промышленности стратегическими минеральными ресурсами.

Результаты проведенных  в последние годы в ДФО аукционов  на право пользования недрами и последующие этапы реализации инвестиционных проектов освоения месторождений показывают значительный интерес китайских компаний. Этот интерес реализуется как через прямой доступ к недрам, так и через соглашения о будущих поставках продукции. Реализация после 2010 г. таких инвестиционных проектов может создать ситуацию, когда возможная структурная перестройка российской промышленности, формирование отраслей пятого технологического уклада не будут обеспечены собственными стратегическими минеральными ресурсами (черные, цветные, редкие, благородные металлы).

 

4. Выявлена реакция минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока на модификацию механизмов разработки и реализации государственных целевых программ, в том числе Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2010 года».

Проведенное в диссертационной  работе (разделы 1.1, 1.3) исследование практики стран с развитым минерально-сырьевым комплексом показывает, что государство в условиях стационарной рыночной экономики оказывает значительную финансовую и институциональную поддержку освоения минеральных ресурсов. Формы такой поддержки различны: инфраструктурное строительство; помощь в международном лоббировании экспорта; поощрение или ограничение иностранных инвестиций; определенная политика в отношении трудовых ресурсов, в т.ч. и иммиграционная; контроль за ценами на продукцию; финансирование создания основных фондов; налоговые льготы и т.д. Одним из важнейших механизмов государственной поддержки развития отдельных отраслей и регионов являются целевые программы.

Российская практика 1990-х - 2005 гг. характеризуется формированием и реализацией ряда государственных целевых программ, направленных на воспроизводство МСБ и развитие отраслей МСК. При этом можно выделить этапы, различающиеся по целям, объектам охвата и механизмам реализации программ:

90-е годы – попытка  реализации федеральных целевых  программ, направленных на воспроизводство и рост добычи отдельных видов минеральных ресурсов при преимущественном финансировании из государственного бюджета;

2000-2005 гг. – формирование  и реализация комплексной ФЦП  «Экология и природные ресурсы России» с выделением подпрограммы «Минеральные ресурсы» на среднесрочный период (2002-2010 гг.) с разделением ответственности государства и недропользователей за воспроизводство МСБ;

2005 г. - утверждена долгосрочная государственная программа (ДГП) воспроизводства МСБ России до 2020 г. для восстановления непрерывности воспроизводственного цикла и ликвидации потерь ресурсов и кадров.

 Среди наиболее значимых для МСК Дальнего Востока государственных программ, действовавших в рассматриваемый период, следует назвать Федеральную целевую программу (ФЦП) «Производство золота и серебра в России на период до 2000 года», ФЦП «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 гг.», ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» и «Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (2005-2010 гг. и до 2020 г.)». В диссертационной работе (раздел 4.1) исследованы задачи и результаты реализации этих важнейших программ в Дальневосточном регионе по конкретным направлениям и инвестиционным проектам.

Среди целей ФЦП «Производство золота и серебра в России на период до 2000 года», принятой в 1996 г., было обозначено, в том числе, и ускоренное освоение коренных месторождений в связи с истощением сырьевой базы россыпного золота. Программа предусматривала ускоренный ввод в эксплуатацию 23 новых золотодобывающих предприятий суммарной производительностью 17,6 млн т руды в год и реконструкцию 7 действующих (3,2 млн т руды в год). Реализация ФЦП должна была обеспечить увеличение в 2000 г. добычи золота почти в полтора раза и серебра – на 100% к уровням 1993 г., снижение издержек производства за счет внедрения новых высокоэффективных технологий, улучшение социально-экономической и экологической обстановки в золотодобывающих регионах.

Информация о работе Развитие минерально-сырьевого комплекса национальной специализации (на примере Дальнего Востока)