Древняя Месопотамия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Географическое положение. "Месопотамия" - значит "Земля между реками" (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией. Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение длительного времени покрывалась отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные аллювиальные почвы стали привлекать население других регионов. С давних времен землепашцы научились компенсировать скудные осадки созданием ирригационных сооружений

Содержание

Введение………………………………………2
1)Географическое положение……..2
2)Население……………………………….2
3)Предыстория и история……….4
4)Исторический период………..6
5)Становление культуры Месопотамии………6
5)Угасание культуры Месопотамии………8
Заключение…………………………………..10
Использованная литература…………10

Вложенные файлы: 1 файл

Древняя Месопотамия.docx

— 146.80 Кб (Скачать файл)

Петр требовал, чтобы дворяне  обязательно учились грамоте  и математике, а не обученных, лишал права жениться и получить офицерский чин. Петр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передачи сыновьям (закон “О майорате”, 1714). Меры Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство и прежде и теперь должно было расплачиваться за право землевладения службой. Но теперь служба стала тяжелее, а землевладение стесненнее. Дворянство роптало и пробовало облегчить свои тяготы. Петр же жестоко карал попытки уклониться от службы.

2. Городское  сословие (посадские и городские  люди)

До Петра городское сословие составляло очень малочисленный  и бедный класс. Петр хотел создать  в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Петр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о  городском сословии. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на “регулярных” и “нерегулярных” (“подлых”) граждан. Регулярные граждане составляли две “гильдии”: в первую входили  представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными людьми или “подлыми”  назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме  того, городские дела обсуждались  на посадских сходах или советах  из регулярных граждан. Каждый город  был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.

Несмотря на все преобразования, русские города так и остались в том же жалком положении, в каком были и раньше, Причина этого - далёкий от торгово-промышленного строй русской жизни и тяжелые войны.

3. Крестьянство

В первой четверти века выяснилось, что  подворный принцип налогообложения  не принёс ожидаемого увеличения поступления  податей.

В целях повышения своих доходов  помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор. В результате, во время переписи в 1710 году выяснилось, что число дворов с 1678 года сократилось  на 20% (вместо 791 тыс. дворов в 1678 году - 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки (“ревизские сказки”), должны были платить по 74 коп. подушной подати в год. В случае смерти записанного подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. “оброка”, что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян.

Переход к подушному обложению  увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не платили: холопов, “гулящих людей”, однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству.

Введение подушной подати увеличило  власть помещиков над крестьянами, так как представление ревизских  сказок и сбор подати был поручен  помещикам.

Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить  казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота, строительства  столицы и других расходов. Кроме  этого государственные крестьяне  несли повинности: дорожную - по строительству  и содержанию дорог, ямскую - по перевозке  почты, казённых грузов и должностных  лиц и т.д.

Итак, в конце царствования Петра  Великого очень многое изменилось в  жизни сословий. Дворяне стали  иначе служить. Горожане получили новое  устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных  землях слилось с холопами. А государство  продолжало смотреть на сословия также, как и ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все подданные жили не для себя, а “для государева и земского дела”, должны были быть послушным орудием в руках государства.

IV. ЦЕРКОВНАЯ  РЕФОРМА

Важное место в становлении  абсолютизма занимала церковная  реформа. В 1721 году патриаршество было ликвидировано, и его место заняла Духовная коллегия, или “Святейший правительствующий синод”. Его главой был назначаемый царём обер-прокурор Синода. Ликвидация патриаршества, учреждение Синода означали ликвидацию самостоятельной  политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата государства.

Параллельно с этим государство  усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную их часть на строительство флота, содержание армии, инвалидов, школ и на другие расходы. Было запрещено создание новых и ограниченно число монахов в существующих монастырях. Эти действия Петра вызвали недовольство церковной иерархии и чёрного духовенства и явилось одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

V. ФИНАНСОВЫЕ  МЕРЫ

Петр не только изменил прямую подать, сделав её подушной, но и значительно  повысил косвенные налоги, изобретал  новые источники получения доходов.

За 8 лет войны Петр набирает около 200 тысяч солдат, доводит численность  армии с 40 до 100 тысяч. Стоимость этой армии обходится в 1709 году почти  вдвое дороже, чем в 1701: 1.810.000 руб. вместо 982.000. За первые 6 лет войны было заплачено более 1,5млн. польскому королю в виде субсидий. Расходы на флот, артиллерию, содержание дипломатов, вызванные войной составляли 2.3 млн. в 1701 году, 2.7 млн. в 1706 году и 3.2 млн. в 1710. Уже первая из этих цифр слишком велика по сравнению с теми средствами, которые получал Петр в виде налогов от населения (около 1.5 млн.). Надо было искать дополнительные источники доходов.

Первое время Петр берёт для  своих целей из государственных  учреждений не только их свободные  средства, но и те суммы, которые  расходовались прежде на другие назначения: этим расстраивается правильный ход  государственной машины. И всё-таки крупные статьи новых расходов не могли покрываться старыми средствами, и Петр создаёт для каждой новой  из них особый государственный налог. Армия содержалась из главных  доходов государства - таможенных и  кабацких пошлин. Для содержания кавалерии  понадобилось назначить новый налог  “драгунские деньги”, для флота - “корабельные” и т.д. Однако этих прямых налогов вскоре оказалось  недостаточно, тем более, что они собирались очень медленно. Поэтому придумывались и другие источники налогов. Самая ранняя выдумка этого рода, введённая по совету Курбатова - гербовая бумага, не дала ожидавшихся от неё барышей. Тем большее значение имела порча монеты. Перечеканка серебряной монеты в монету низшего достоинства по прежней номинальной цене дала по 946 тыс. руб. в первые три года (1701-1703 гг.), по 313 тыс. руб. - в следующие три: отсюда были выплачены иностранные субсидии. Однако, скоро весь металл был переведён в новую монету, а стоимость её в обращении упала на половину: таким образом, польза от порчи монеты была временной и сопровождалась огромным вредом. Новой мерой для повышения доходов была “переоброчка” в 1704 году старых оброчных статей и отдача на оброк новых. Общая цифра казённых поступлений по этой статье поднялась к 1708 году с 300 до 670 тыс. руб. ежегодно. Далее, казна взяла в руки продажу соли, принесшую ей до 300 тыс. руб. ежегодного дохода, табака (это предприятие оказалось неудачным) и других продуктов, дававших до 100 тыс. руб. ежегодно. В результате в конце царствования Петра государственные доходы возросли до 10 с лишним миллионов.

Разумеется, этот рост не легко пришелся народу. Петр хотел прийти на помощь своим подданным, улучшить условия их труда, поднять благосостояние. Он решил привлечь в государства драгоценные металлы торговлей, которая имела бы активный баланс. Для этого он всячески поощрял торговлю. Зная бедность русских горожан, он советовал им соединяться в компании и привлекал к торговле дворян.

Петр всячески поощрял развитие промышленности, сам заводил фабрики, пускал их в ход, а затем отдавал  в частные руки. При нём были впервые оценены минеральные  богатства Урала, на Юге был найден уголь.

Петр искал средств народного  обогащения и желал подъёма производительности труда. Для этого он применял политику протекционизма, опекая каждый шаг  торговли и производства.

VI. РЕФОРМЫ  В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Главным содержанием реформ было становление  и развитие культуры и просвещения, “европеизация” в быту и направлении  развития культуры.

Первая светская школа была открыта  в 1701 году в московской Сухаревой башне “Школа математических и навигационных наук”, послужившая основой для Морской академии в Петербурге. В след за ней создаются медицинские, инженерные, кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные школы. Возникновение светской школы требовало создания новых учебников. Огромное значение имело создание в 1703 году “Арифметики сиречь науки числительной” Л.Магницкого, являвшейся учебником по всем разделам математики и подлинной математической энциклопедией того времени. Первоначально, когда необходимость в специалистах была особенно велика, правительство допускало в школы детей податных сословий, но уже в конце XVII века школы приобретают характер сословных дворянских учебных заведений. Рядом с ними вырастает система духовных семинарий.

Для печатанья светской учебной, научной, политической литературы и законодательных  актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатанья сопровождалось началом  организованной книготорговли, созданием  в 1714 году государственной библиотеки, легшей в основу библиотеки Академии наук, появлением крупных библиотек  у многих аристократов. С 1703 года систематически выходила первая русская газета “Ведомости”, публиковавшая информацию о международной, внутренней и культурной жизни того времени, ходе военных действий.

Во время царствования Петра  организовывается ряд крупных экспедиций, самой значительной из которых была экспедиция Беринга. Составление русскими топографами карт Каспийского моря, Курильских островов и подготовка первого  Географического атласа России - всё  это должно было способствовать освоению территории и недр страны.

Созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, естественно-научных коллекций и т.д. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий  в области развития науки и  просвещения была подготовка к открытию Академии наук в Петербурге. Поскольку  в стране отсутствовала система  общеобразовательной школы, то её составной  частью являлись академический университет  и гимназия. Открытие академии, большинство  членов которой составляли приглашенные в Россию иностранные учёные, состоялось в самом конце 1725 года.

*  *  *

В 1724 году Петр сильно страдал от нездоровья, но оно не заставило его отказаться от привычек кочевой жизни, что и  ускорило его кончину. 29 октября 1724 г. Петр отправляется водой в Сестербек и, встретив по дороге севшую на мель шлюпку, по пояс в воде помогает снимать с неё солдат. Лихорадка и жар заставляют его 2-го ноября вернуться в Петербург, 5-го он сам себя приглашает на свадьбу булочника, 16-го казнит Монса, 24-го празднует обручение дочери Анны. Веселия возобновляются по поводу выбора нового князя-папы 3-го и 4-го января 1725 г. Суетливая жизнь идёт своим чередом до конца января, когда наконец, приходиться прибегать к помощи врачей, которых до этого времени Петр не хотел и слушать. Но время оказывается упущенным, а болезнь неисцелимой; 22-го января воздвигают алтарь возле комнаты больного и причащают его, 26-го “для здравия” выпускают из тюрем колодников, а 28-го января, в четверть шестого утра Петр умирает, не успев распорядиться судьбой государства.

ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Мнения о реформе Петра чрезвычайно  расходились уже при его жизни. Небольшая кучка ближайших соратников Петра держалась мнения, которое  впоследствии Ломоносов формулировал словами: “он Бог твой, Бог твой был, Россия”. Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр был антихристом. И те, и другие исходили из того общего представления, что Петр совершил радикальный  переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю. Новая армия, флот, сношения с Европой, наконец, европейская внешность, европейская техника - всё это были факты, бросавшиеся в глаза: их признавали все, расходясь лишь коренным образом в их оценке. То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену другим преданиям; наконец, где одни видели необходимый шаг по пути прогресса, другие признавали простое отклонение, вызванное прихотью деспота. Оба взгляда могли приводить фактические доказательства в свою пользу, так как в реформе Петра были перемешаны оба элемента - и необходимости, и случайности. Элемент случайности больше выступал наружу, пока изучение реформы Петра ограничивалось внешней стороной реформы и личной деятельностью преобразователя. Другие результаты должно было дать изучение той же реформы в связи с её прецедентами, а также в связи с условиями современной ей действительности. Изучение прецедентов Петровской реформы показало, что во всех областях общественной и государственной жизни - в развитии учреждений и сословий, в развитии образования, в обстановке частного быта - задолго до Петра обнаруживаются те же самые тенденции, которым даёт торжество Петровская реформа. Являясь, таким образом, подготовленной всем прошлым развитием России и составляя логический результат этого развития, реформа Петра, с другой стороны, и при нём ещё не находит достаточной почвы в русской действительности, а потому и после Петра остаётся формальной и видимой. Новые платья и ассамблеи не ведут к усвоению европейских привычек и приличий; точно так же новые заимствованные из Швеции учреждения не опираются на соответственное экономическое и правовое развитие массы. Россия входит в число европейских держав, но на первый раз только для того, чтобы почти на полвека сделаться орудием в руках европейской политики. Из 42 цифирных провинциальных школ, открытых в 1716 - 1722 годах, только 8 доживают до середины века; из 2000 навербованных, большей частью силой, учеников действительно выучиваются к 1727 году только 300 на всю Россию. Высшее образование, несмотря на проект Академии, и низшее, несмотря на все приказания Петра, остаются надолго мечтой.

Информация о работе Древняя Месопотамия