Древняя Месопотамия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Географическое положение. "Месопотамия" - значит "Земля между реками" (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией. Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение длительного времени покрывалась отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные аллювиальные почвы стали привлекать население других регионов. С давних времен землепашцы научились компенсировать скудные осадки созданием ирригационных сооружений

Содержание

Введение………………………………………2
1)Географическое положение……..2
2)Население……………………………….2
3)Предыстория и история……….4
4)Исторический период………..6
5)Становление культуры Месопотамии………6
5)Угасание культуры Месопотамии………8
Заключение…………………………………..10
Использованная литература…………10

Вложенные файлы: 1 файл

Древняя Месопотамия.docx

— 146.80 Кб (Скачать файл)

По существу в своих основах  культура древности и сопутствующий  ей тип сознания и мышления не отличаются принципиальным образом от современной  культуры и сознания. К этой новой  культуре была причастна лишь часть  древнего общества, первоначально, вероятно, весьма небольшая; в Месопотамии  новый тип людей - носителей такой  культуры, по-видимому, лучше всего  представляли фигуры шумерского чиновника-бюрократа  и учёного писца. Люди, управлявшие  сложным храмовым или царским  хозяйством, планировавшие крупные  строительные работы или военные  походы, лица, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и обучением смены - будущих администраторов  и "учёных", первыми вырвались  из вечного круга без-рефлексивного, почти автоматического сравнительно ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения. По самому роду своих занятий они были поставлены в иные условия, часто оказывались в ситуациях, невозможных прежде, и для решения стоявших перед ними задач требовались новые формы и приёмы мышления.

На протяжении всего периода  древности первобытная культура сохранялась и существовала бок  о бок с древней. Воздействие новой городской культуры на различные слои населения Месопотамии было неодинаковым; первобытная культура постоянно "ионизировалась", подвергалась преобразующему воздействию со стороны культуры древних городов, но, тем не менее, благополучно сохранилась до конца периода древности и даже пережила его. Жители отдалённых и глухих селений, многие племена и социальные группы оказывались не затронутыми ею.

Немаловажную роль в становлении  и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто  интеллектуальной) деятельности. В  культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное  и важное для нас из того, что было создано древне-месопотамской цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.

35 лет царствования Хаммурапи  ушли на создание обширной  Вавилонской державы, раскинувшиеся  по всей территории Месопотамии.  За эти годы из небольшого  горда в столицу нового огромного государства, но и в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

Обострение внутренних противоречий особенно связанных с разорением общинников, воинов и налогоплательщиков, и внешнеполитические трудности  сказываются уже в правление  сына Хаммураппи-Самсу-илуны (1749-1712гг. до н.э.)

Однако на юге вавилонян теснят эламиты, захватывающие один за другим шумерские города, восстает Сиппар, стены и храмы которого с ожесточением разрушается в ходе подавление мятежа. Вскоре отпадает Исин, где царь Илумаилу основал новую династию и захватил при этом ряд вавилонских областей. Сам Самсуилуна говорит в надписи о победе на 26 узурпаторами, что свидетельствует о постоянной внутренней борьбе.

Внешнеполитическая обстановка становится неблагоприятной для Вавилона. Все  активнее проникают на его территорию воинственные племена касситов. На северо-западе Месопотамии образуется новее государство Митанни, которое отрезает Вавилонию от основных торговых путей, ведущих в Малую Азию и на Восточносредиземноморское побережье. Наконец дерзкий поход хеттов в Вавилонию в 1595г. до н.э., завершился захватом и разорением самого Вавилона, кладёт конец правлению I Вавилонской династии и завершает трёхсотлетний Старовавилонский период.

Угасание  культуры Месопотамии.

Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали ещё конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов, возможно, казался вначале просто очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватало местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением.

Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Александр  Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в октябре 331 г. до н. э. в Вавилон, где он "короновался", принёс жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи; в Вавилоне он и умер 13 июня 323 г. до н. э., вернувшись из восточного похода. Изрядно пострадавшая в ходе сорокалетней войны диадохов Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 г. до н. э., когда страну захватили парфяне. От разгрома, учинённого парфянами Вавилону за эллинистические симпатии его жителей, город так и не оправился.

Заключение

Таким образом, древне-месопотамская культура просуществовала ещё полтысячелетия после краха собственно месопотамской государственности. Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Обитатели Месопотамии, пережившие не один разгром и ассимилировавшие не одну волну пришельцев, на этот раз столкнулись с культурой, явно превосходившей их собственную. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всём, что сознавали сами, и что роковым образом сказалось на судьбе вавилонской культуры. Упадок и конечную гибель месопотамской цивилизации следует объяснять не столько причинами экономическими и экологическими (засоление почв, изменение русел рек и т. п.), в полную меру сказавшимся, очевидно , лишь в Сасанидскую эпоху (227-636 гг. н. э.), сколько социально-политическими: отсутствием "национальной" центральной власти, заинтересованной в поддержании старых традиций, влиянием и соперничеством со стороны новых городов, основанных Александром Македонским и его наследниками, а главное - глубокими и необратимыми переменами в этнолингвистической и общекультурной ситуации. К моменту прихода эллинов- арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии; в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский диалекты аккадского ещё в первой половине I тыс. до н. э. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов (в Вавилоне, Уруке и других древних городах). Подлинными её носителями были учёные писцы и жрецы. Именно они на протяжении трёх столетий сберегали древнее наследие в новом по духу, куда более быстро меняющемся и "открытом" мире. Однако все усилия вавилонских учёных спасти прошлое были тщетны: месопотамская культура отжила своё и была обречена.

В самом деле, что могла значить  вавилонская "учёность" для людей, уже знакомыми с творениями Платона  и Аристотеля? Традиционные месопотамские  представления и ценности оказались  устаревшими и не могли удовлетворить  запросов критического и динамического сознания эллинов и эллинизированных жителей месопотамских городов. Сложная клинопись не могла конкурировать ни с арамейским, ни с греческим письмом; средством "межнационального" общения, как и, повсеместно, на Ближнем Востоке, служили греческий и арамейский. Даже апологеты древних традиций из числа эллинизированных вавилонян вынуждены были писать по-гречески, если желали быть услышанными, как это сделал вавилонский учёный Берос, посвятивший, свою ,"Бабилониаку" Антиоху I. Греки проявили поразительное равнодушие к культурному наследию завоёванной страны. Месопотамская литература, доступная только знатокам клинописи, оставалась незамеченной; искусство, следовавшее образцам тысячелетней давности, не импонировало греческому вкусу; местные культы и религиозные идеи были чужды эллинам. Даже прошлое Двуречья, судя по всему, не вызывало у греков особого интереса. Не известно случая, чтобы какой-нибудь греческий философ или историк изучил клинопись. Пожалуй, только вавилонская математика, астрология и астрономия привлекли внимание эллинов и получили широкое распространение.

В то же время греческая культура не могла не прельщать многих из не консервативно настроенных вавилонян. Помимо всего прочего, причастность к культуре завоевателей открывала путь к социальному успеху. Как и в других странах эллинистического Востока, в Месопотамии эллинизация проходила (проводилась и принималась) сознательно и затрагивала в первую очередь верхи местного общества, а затем уж распространялась на низы. Для вавилонской культуры это, очевидно, означало потерю немалого числа активных и способных людей, "перешедших в эллинство".

Однако импульс, данный греками, с  течением времени и по мере распространения  ослабевал, тогда, как обратный процесс варваризации пришлых эллинов шёл по нарастающей. Он начался с социальных низов переселенцев, был стихийным и вначале, вероятно, не очень заметным, но в конце концов греки растворились в массе местного населения. Одолел Восток, правда Восток уже не вавилонский, а арамейско-иранский. Собственно древне-месопотамское культурное наследие было воспринято последующими поколениями на Востоке и Западе лишь в ограниченном объёме, часто в искажённом виде, что неизбежно при всякой передаче через вторые и третьи руки.

 

 

Литература:

1)Васильев, Л.С. История Востока : В 2 т. Т.1: Учеб.по спец. «История»/Л.С.Васильев. – 3-е изд., испр.и доп.-М: Высш.шк., 2003.

 

2)Под редакцией В.И. Кузищина  История Древнего Востока. –  3-е изд., испр.и доп.-М:Высш.шк., 2003.

 

3)Древние цивилизации./Под ред.  Г.М.Бонгард-Левина. М.,1997.

 

4)Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.,1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петр Великий: исторический портрет

 

ВОПРОС 2:  ПЁТР ПЕРВЫЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ.

ОТВЕТ:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………… 13

ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА…….. 13

СОБЫТИЯ 1682 ГОДА........14

ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ……. 16

НИЗВЕРЖЕНИЕ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ. ПРАВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫ НАТАЛЬИ……. 18

АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. КУМПАНСТВА…….. 18

ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И СТРЕЛЕЦКИЙ РОЗЫСК…… 19

НАЧАЛО СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ВОЕННЫЕ  ДЕЙСТВИЯ 1701 - 1706 ГОДОВ. ПОЛТАВА…..20

ВТОРОЙ ЭТАП СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ПРУТСКИЙ ПОХОД. ПЕРСИДСКАЯ ВОЙНА…….. 23

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА БАЛТИКЕ В 1713 - 1721 ГОДАХ……… 23

НИШТАДСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР…….. 24

ВНУТРИКЛАССОВАЯ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА….. 24

БОРЬБА ВНУТРИ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА………… 24

ОБОСТРЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ. АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ……. 25

НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1707 - 1708 ГОДОВ……….25 

РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ИХ ХАРАКТЕР…….. 26

I. РЕФОРМА ОРГАНОВ ВЛАСТИ И  УПРАВЛЕНИЯ…… 27

II. ВОЕННАЯ РЕФОРМ…….28

III. УСТРОЙСТВО СОСЛОВИЙ…… 29

1. Служивое сословие……. 29

2. Городское сословие (посадские и городские люди)…..30

3. Крестьянство…..30

IV. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА…..31

V. ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ……..31

VI. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА…..33

ИТОГИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ…..34

ЛИТЕРАТУРА…..35

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме  развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов  власти, управления и суда, в организации  армии, классовой и сословной  структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных  отношениях того времени.

Все эти изменения происходили  на основе феодально-крепостнического строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития страны, вступал в стадию своего разложения. В стране всё  более отчётливо проявлялись  симптомы зарождения и развития новых  капиталистических отношений.

В связи с этим уже в первой четверти XVIII века прослеживается главное  противоречие, свойственное периоду  позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в  целом, общенациональные интересы страны требовали развития производительных сил, активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической отсталости страны. Но для решения этих задач  было необходимо сокращение сферы деятельности крепостничества, образование рынка  вольнонаёмного труда, ограничение  и ликвидация сословных прав и  привилегий дворянства. Происходило  же прямо противоположное: распространение  крепостничества вглубь и вширь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Поэтому  развитие промышленности, товарных отношений, укрепление мощи государства сопровождалось резким ростом крепостнической эксплуатации, помещичьего произвола, укреплением  власти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата самодержавия. Это обостряло  основное противоречие между господствующим классом и различными категориями  крепостного крестьянства, составлявшего более 90% населения страны. Замедленность формирования буржуазии и превращения её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводило к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Информация о работе Древняя Месопотамия