Агропромышленный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я проводила исследование АПК РФ с целью изучения состояния отрасли, проблем, с которыми сталкиваются компании, и перспектив развития в будущем.
Я обратилась к проблемам данной отрасли неслучайно. Российский агро-
промышленный комплекс является одной из наиболее перспективных отраслей российской экономики. Возросшая активность на рынке слияний и поглощений, новые инвестиционные проекты, существенная государственная поддержка, а также крупные заимствования на рынке капитала подтверждают инвестиционную привлекательность отрасли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АПК……………………...5
Сущность АПК………………………….…………………………………5
История развития АПК в России…………………………………………5
Роль АПК в экономике, его структура, отраслевые и хозяйственные особенности………………………………………………………………………7
ГЛАВА II ОБЗОР АПК РФ……………………………………………………12
2.1 Краткий экономический обзор. Структура рынка………………………...12
2.2 Государственная политика и налоговое законодательство
РФ в аграрном секторе………………………………………………………….20
2.3 Участники обзора и их стратегические задачи……………………………26
2.4 Характеристика АПК по федеральным округам…………………………..36
ГЛАВА III ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АПК………..38
3.1Основные выводы по проведённым исследованиям……………………….38
3.2 Тенденции развития АПК…………………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

регионалистика last.docx

— 1.29 Мб (Скачать файл)

оказывают существенное влияние  на оценку респондентами ситуации на рынке.

По результатам опроса степень зависимости компаний-респондентов от крупных покупателей можно условно оценить как среднюю. Выручка 53% участников опроса поступает как от мелких, так и от крупных покупателей. Однако 27% респондентов констатировали зависимость от крупных покупателей. При этом зависимость от крупных покупателей наблюдается во всех сегментах отрасли: в растениеводстве, животноводствеи переработке.

Зерновые компании

Выводы о фрагментации рынка в целом соответствуют и ситуации на рынке зерна. Для нее характерна высокая степень раздробленности производства, когда 10 крупнейших зерновых холдингов контролируют не более 10-15% производства зерна и элеваторных мощностей в стране.

 

2.2 Государственная политика и налоговое законодательство

 РФ в аграрном  секторе

Государственная программа развития АПК

Государственная программа развития сельского хозяйств и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы призвана стимулировать национальный агропромышленный комплекс и поддерживать производителей сельскохозяйственной продукции.

В таблице приведены плановые значения ресурсного обеспечения государственной программы на 2008-2012 годы по ключевым направлениям.

Несмотря на достаточно узкую направленность государственной программы, более двух третей респондентов положительно оценили ее результаты. Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на частую критику реализуемых мер, стратегия поддержки отечественных сельхозпроизводителей встречает

одобрение со стороны участников рынка.

Действительно, ряду средних  и малых предприятий такая поддержка позволяет не только сократить расходы, но и в буквальном смысле выжить в условиях нестабильности, связанной с погодными явлениями и эпизоотической ситуацией. 72% респондентов отметили невозможность достижения/сохранения адекватного уровня доходности в случае отмены

мер государственной поддержки, в том числе всех форм субсидирования, в ближайшей перспективе (в течение одного

года — трех лет).

По оценке участников опроса, наиболее доступным видом субсидирования в рамках государственной программы поддержки является компенсация части процентных расходов по банковским кредитам. Результаты нашего исследования показывают, что практически все респонденты применяют инструментарий субсидирования процентных ставок, а также пользуются рядом других субсидий. Однако даже использующие субсидии сельхозпроизводители отрицательно оценивают нынешний формат применения государством подобной формы стимулирования, в частности субсидирования приобретения удобрений и горюче-смазочных материалов.

Как отметили респонденты, государственное  субсидирование является важным стимулом для предприятий сельскохозяйственной отрасли. Тем не менее, с точки зрения механизма реализации, то есть прозрачности и оперативности рассмотрения заявок, а также принятия решений на местах, оно оказывается недостаточно эффективным.

Например, субсидирование часто  осуществляется постфактум, поэтому  за оборотными средствами предприятия  вынуждены обращаться в банк и нести дополнительные издержки. Очевидно, что отказ от данного механизма крайне негативно скажется на развитии всей отрасли. Однако при этом процесс субсидирования нуждается в доработке.

Практически все участники  опроса «Эрнст энд Янг» используют субсидии и иные меры господдержки, подчеркивая невозможностьуспешного ведения бизнеса в случае их отмены уже в краткосрочном периоде (в течение одного года — трех лет). Однако при этом респонденты отрицательно оценили порядок применения некоторых видов стимулирования, в частности субсидирования приобретения удобрений и горюче-смазочных материалов4.

Зерновые интервенции

    Начиная с 2001 года Правительство РФ применяет механизм зерновых интервенций. Так, в периоды резкого падения цен уполномоченные органы проводят масштабные закупки зерна. Они приобретают у производителей зерно нового урожая, пополняя интервенционный фонд и тем самым стабилизируя внутренние цены. Когда же цены на зерно резко повышаются,

осуществляются обратные товарные интервенции: продавая перерабатывающим предприятиям зерно из интервенционного фонда, государство сдерживает рост цен на него.

Налоговое  законодательство

Налог на прибыль для производителей сельхозпродукции

     В результате продления льготного периода производители сельхозпродукции, не перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, могут по-прежнему применять льготную ставку по налогу на прибыль в размере 0%. Повышение ставки до 18% ожидается не ранее 2013 года. Однако с 1 января 2011 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, лишающие агропроизводителей возможности в будущем уменьшать базу по налогу на прибыль на сумму убытков, полученных налогоплательщиками в период использования льготы (т. е. перенос на будущие периоды убытков, понесенных компаниями за время применения ставки 0%, запрещен).

С одной стороны, повышение  ставки налога на прибыль с 0 до 18% в определенной степени может подстегнуть крупных игроков к переходу на единый налог для сельхозпроизводителей, но с другой стороны, я не думаю, что отмена этой льготы окажет позитивное влияние на сельхозпроизводителей.

Квалификация  субсидий

     В последнее время разрешился вопрос о квалификации субсидий, полученных из бюджета коммерческими организациями: эти суммы включаются в состав налогооблагаемых доходов. Налогоплательщики часто (и ошибочно) считают, что субсидии являются средствами целевого финансирования и поэтому не подлежат налогообложению. Однако перечень средств, которые признаются целевым финансированием, строго ограничен (пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового Кодекса (НК) РФ). Субсидии, выдаваемые коммерческим организациям, в данном списке отсутствуют. Однако в случае получения субсидий именно на сельскохозяйственные нужды Министерство финансов РФ считает соответствующие суммы связаннымис сельскохозяйственной деятельностью, что является основанием для применения в целях налогообложения ставки в размере 0%.

Увеличен и перечень затрат, которые могут быть учтены в расходах для целей ЕСХН. Начиная с 2010 года организации и предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, могут учитывать в расходах большее количество затрат. Так, например, плательщики ЕСХН вправе списывать потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с их предотвращением и ликвидацией последствий

(пп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Восстановление  НДС, уплаченного за счет субсидий

Начиная с четвертого квартала 2011 года в случае получения налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных

товаров (работ, услуг), с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету. Далее восстановленные суммы подлежат учету в составе вычитаемых расходов для целей налога на прибыль (пп. 6 ст. 170 НК РФ).

Закон о трансфертном ценообразовании

18 июля 2011 года Президентом  РФ был подписан закон о трансфертном ценообразовании5, вступающий в силу с 1 января 2012 года. Этот документ предусматривает принципиально новые подходы к контролю за применением цен со стороны налоговых органов, а также дополнительные требования

к компаниям по документированию ряда сделок между взаимозависимыми лицами. Анализ положений нового закона позволяет предположить, что в ближайшее время контроль со стороны налоговых органов за уровнем цен, применяемых налогоплательщиками, значительно усилится.

Электронные счета-фактуры

Начиная со 2 сентября 2010 года в РФ введена возможность обмена электронными счетами-фактурами. Для этого необходимо взаимное согласие сторон сделки, а также наличие совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки таких счетов-фактур.

         Следует отметить, что широкое применение нового

формата станет возможным лишь после утверждения пакета дополнительных нормативно-правовых актов. На сегодняшний момент соответствующие

документы еще не утверждены. Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что введение электронных счетов-фактур положительно восприни-мается представителями отрасли в связи с очевидным уменьшением административной нагрузки на бизнес.

Лимиты вычета процентов по кредитам и займам

   С 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года в РФ пересмотрены лимиты по долговым обязательствам в иностранной валюте: 80% текущей ставки рефинансирования. С учетом действующих ставок рефинансирования такое изменение было воспринято представителями бизнеса негативно, поскольку

текущая рыночная стоимость валютных долговых обязательств, как правило, превышает установленные лимиты.

Замена ЕСН  страховыми взносами

В 2011 году общий размер страховых взносов, введенных вместо ЕСН, составляет 34%. Повышение тарифов страховых взносов нанесло серьезный удар по компаниям малого и среднего бизнеса, в том числе по сельхозпроизводителям. Несмотря на то что для некоторых категорий плательщиков (в том числе предприятий, использующих ЕСХН) на период с 2010 по 2014 год предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов, многие участники рынка, как следует из результатов проведенного опроса, негативно восприняли повышение тарифов страховых взносов.

2.3 Участники обзора  и их стратегические задачи

Стратегические  задачи участников обзора на 2012 год

Наиболее популярными  ответами на вопрос о стратегических целях компаний стали повышение эффективности операционной деятельности и развитие собственного бренда.

На наш взгляд, вопрос о повышении эффективности операционной деятельности предприятий АПК возник не только в связи с преодолением последствий мирового финансового кризиса, который заставил задуматься об операционной эффективности руководителей компаний различных отраслей. Эксперты отмечают сравнительно низкую рентабельность сельскохозяйственных предприятий, которую руководители 53,8% опрошенных компаний считают одним из препятствий для расширения

бизнеса.

Региональная  экспансия

Не менее значимой целью  для участников отрасли является экспансия в другие регионы (46,7% респондентов), что свидетельствует о позитивных ожиданиях многих компаний.

Вертикальная  интеграция

Вертикальная интеграция является стратегической задачей 

на 2012 год для 46,7% опрошенных руководителей предприятий, что говорит о стремлении достигнуть полного контроля над технологическими стадиями производства и дистрибьюции.

Первоочередные  задачи на 2012 год

Несмотря на стоящие перед компаниями задачи по повышению операционной эффективности и развитию собственного бренда, 46,2% участников опроса считают расширение деятельности (в различной форме) приоритетом на 2012 год.

Несмотря на то что необходимость развития собственного бренда отметили 73,3% участников опроса, ни один из респондентов не указал эту задачу в качестве приоритета на ближайшую перспективу (2012 год).

Увеличение объема производства/реализации

85,7% респондентов планируют  в 2012 году увеличить объемы производства/реализации продукции. В качестве основных способов расширения присутствия на рынке подавляющее большинство респондентов указали повышение эффективности использования имеющихся активов, а также инвестиции в основные производственные фонды.

«Экономические предпосылки  для того, чтобы наращивать объем  инвестиций (как частных, так и  бюджетных) в рынок продовольствия, очевидны. Как минимум Россия обладает для этого всеми необходимыми ресурсами. У нас огромные территории, полученные от предков. И территории эти необходимо осваивать. Наша страна должна быть великой аграрной державой. Это специфика нашей местности, объективная данность, от которой никуда не деться. К тому же здесь нет никакого конфликта с инновационным развитием. Ведь инновации —не прерогатива какой-то одной отрасли. Сельское хозяйство точно так же должно развиваться по инновационному пути».А. Корбут, Вице-президент Российского Зернового Союза

Ресурсы для развития

Основными источниками финансирования развития и расширения своей деятельности 100% респондентов считают банковские кредиты. Опираться в ходе инвестиционных программ в том числе и на собственные средства готовы 77% участников опроса, а 46% рассматривают в качестве эффективного инструмента

лизинг оборудования.

Во многом такое распределение  обусловлено действием упомянутой выше государственной программы  субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, а также стимулирующими мерами, предусмотренными программами закупки оборудования при участии ОАО «Росагролизинг».

Географическая  экспансия

       Центральный федеральный округ (ЦФО) не только занимает первое место по количеству предприятий АПК (50% респондентов ведут бизнес в этом регионе), но одновременно является и наиболее приоритетным направлением экспансии для 80% участников опроса, планирующих расширять географию своей деятельности. Вторым по популярности стал Сибирский федеральный округ (СФО)(40% респондентов). Такие результаты

неудивительны. Ведь ЦФО  характеризуется рядом факторов, благоприятствующих развитию сельского хозяйства. К ним относятся высокая населенность региона, достаточно развитая инфраструктура и наличие перерабатывающих предприятий. Что касается СФО, то в указанном регионе (особенно в Алтайском крае) отмечен высокий уровень развития растениеводства. По данным руководства края, по объемам производства зерна, в частности пшеницы, край входит в первую пятерку российских регионов, а зерновое поле Алтая является самым большим в России5. Несмотря на то что регион достаточно удален от рынков сбыта зерна, Алтайский край связан транспортной сетью со странами, являющимися крупными импортерами продуктов перемола.

Выход в другие сегменты сельского хозяйства

Помимо географической экспансии, участники опроса также планируют  выход в другие сегменты отрасли с целью диверсификации или вертикальной интеграции производства.Проведенный опрос показал, что для 44,3% респондентов, рассматривающих выход в другие сегменты, переработка сельскохозяйственной продукции является наиболее приоритетным направлением для расширения деятельности. Птицеводство, выращивание крупного рогатого скота и молочное животноводство интересны 22% опрошенных.

Информация о работе Агропромышленный комплекс России