Автомобильная промышленность в России и в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является характеристика текущего состояния автомобилестроения, принципы размещения, тенденции развития, а также состояние отрасли в России и в мире.

Таким образом, данная работа позволит сделать относительно полный анализ текущего состояния как отдельных отраслей автомобилестроения, так и состояния всего комплекса в целом. Главная задача работы состоит в том, чтобы как можно нагляднее отобразить состояние и перспективы развития автомобилестроения в наиболее экономически развитых странах и сравнить с Россией.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая эконом.география.docx

— 564.23 Кб (Скачать файл)

Европа. Компании, занимающиеся автомобилестроением в Европе, расопложены в Эссене, Франкфурте, Берлине (Германия), в Париже (Франция), Милане (Италия), Берне (Швейцария), Лондоне, Эдинбурге (Великобритания). Такое расположение объясняется мощным экономическим потенциалом и устойчивым экономическим положением вышеуказанных стран, а также наличием территории для размещения крупных предприятий.

В Украине автостроительный комплекс расположен в основном на востоке государства (Харьков, Запорожье и т.д.). Это объясняется сосредоточением машиностроительного комплекса в целом именно на востоке Украины из-за наличия множества природных ресурсов, нужных для создания экономически выгодного комплекса предприятий.

 

2.2. Характеристика стран-лидеров автомобилестроения.

Крупнейшие компании-производители (на 2010 год):

  • Toyota (Япония) — 8,56 млн шт.
  • General Motors (США) — 8,48 млн шт.
  • Volkswagen (Германия) — 7,34 млн шт.
  • Hyundai Motor (Южная Корея) — 5,76 млн шт.
  • Ford (США) — 4,99 млн шт.
  • Nissan (Япония) — 3,98 млн шт.
  • Honda (Япония) — 3,64 млн шт.

В первом десятилетии XXI века наиболее бурными темпами развивается автомобилестроение именно континентального Китая, за счёт лидирующего положения по объёмам привлечения иностранного капитала и активной антикризисной налоговой и кредитной поддержки государства. В 2010 году производство в КНР выросло на 32,4 % по сравнению с 2009 годом и достигло 18,26 млн автомобилей, включая 11,6 млн легковых автомобилей, что позволило сохранить второй год подряд и упрочить первое место в мире (в том числе и по продажам легковых автомобилей), очень значительно опередив лидеров (США и Японию), сменявших друг друга в прошлые десятилетия, а также опередив все страны Евросоюза вместе взятые. Предполагается, что в 2011 году автопром Китая вырастет ещё на 10-15 % и впервые в мировой истории автопроизводства для какой-либо страны сможет превысить планку производства в 20 млн автомобилей.

Инетрнационализация хозяйственной жизни во второй половине ХХ ст. стала ведущей тенденцией развития современной мировой экономики. Одной из главных особенностей этого процесса являются образования больших зон влияния наиболее развитых стран. Они становятся своеобразными интеграционными группировками, вокруг которых объединяются другие государства, что обеспечивает им важную роль в мировом хозяйстве и политике.

Европейский Союз на сегодня является наибольшим экономически обоснованным объединением в мире государств, общей чертой которых является приблизительно одинаковый уровень развития.

Важную роль в мировом хозяйстве и ЕС сыграют страны-лидеры Европейского Союза, к которым принадлежат Великобритания, Германия, Италия и Франция.

Это страны с высокоразвитой экономикой, которые осуществляют большое влияние на формирование международных экономических отношений. Традиционно они являются основоположниками создания большинства межгосударственных организаций и блоков в областях экономики, финансов, банковской системы, отдельных направлениях промышленности и сельского хозяйства.

По размерам производства, уровню экономического и социального развития эти страны занимают одно из ведущих мест в мире, также по размерам ВВП.

Самым надежным в Европе, с точки зрения знатоков отрасли, является чешская «Шкода».

Автомобиль – прекрасный продукт, результат труда и опыта людей многих профессий. Для его производства требуются огромные совместные усилия и напряженная работа инженеров, конструкторов, техников,

художников и рабочих.

Skoda выпускает автомобили в течение  многих лет. Рассказывать ее историю  – все равно, что рассказывать  историю мирового автомобилестроения. Немногие компании (всего 4 в мире) могут похвастаться 100-летним опытом  и знаниями в проектировании  и производстве автомобилей.

Все началось в 1895 г., когда два молодых человека объединили усилия по производству велосипедов и мотоциклов в семейное предприятие, названное Laurin & Klement. К 1905 г. был выпущен первый автомобиль фирмы. Уже на раннем этапе производство автомобилей Шкода стало очень успешным. В 1925 г., сразу после слияния с фирмой Skoda Pilsen, изменился уровень качества. Началось производство новых превосходных автомобилей. Автомобили компании били рекорды на международных соревнованиях.

Бурное развитие замедлилось лишь после Второй Мировой войны, за которой последовал период социализма, однако руководство фирмы смогло оставаться в курсе технических новинок Запада. В 1991 г. предприятие Skoda Auto восстановило традиции прошлого и вновь вышло на мировой рынок под крылом концерна Volkswagen.

Годы непрерывного развития технической базы позволили выпустить уникальные автомобили (Fabia, Octavia Tour, Octavia, Superb), способные отвечать высоким эстетическим и техническим требованиям.

Страны-лидеры занимают одно из наиболее ведущих мест в мировом хозяйстве.

В экономической стратегии правительств этих стран развитию внешнеэкономических связей отведенная ключевая роль с учетом высокой степени зависимости состояния экономики от результатов ее участия в международном товарообмене и от состояния мировых товарных рынков.

Особое внимание при этом отводилась укреплению позиций стран-лидеров в системе международных экономических отношений, участию компаний этих стран в общеевропейских и региональных программах экономического и научно - технического сотрудничества в рамках ЕС, ВТО и других многосторонних экономических организаций и соглашений.

Основой внешнеэкономической политики стран-лидеров остается развитие торгово-экономических отношений со своими главными торговыми партнерами: ЕС, США, Японией.

Также следует отметить, что страны-лидеры, поддерживая тесные отношения со своими основными торговыми партнерами, уделяют внимание развитию торгово-экономических отношений со странами Центральной и Восточной Европы.

Важную роль в реализации идей либерализации торгово-экономических связей правительства этих стран отводят Всемирный торговой организации. Учитывая взаимозависимость мировой экономики, страны-лидеры выступают за отмену каких-либо барьеров на пути движения товаров, услуг и инвестиций, а также отказ от политики протекционизма, в первую очередь в сельскохозяйственных областях.

Внешняя политика стран-лидеров продолжает в значительной степени определиться участием в ведущих организациях Запада, наличием значительного ядерного потенциала. Эти страны лидируют в Содружестве, владеют одной из наиболее развитых и открытых экономик в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 Автомобилестроение в России.

3.1 Анализ перспектив развития автомобилестроения в РФ.

Российская автомобильная промышленность представлена  предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей,  автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Всего в отрасли действует около 400 предприятий и организаций.

В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1 000 000 рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях.

Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение  обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5 млн. человек.

Оценка текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России представлена в таблице № 1.

Таблица № 1 – Оценка текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России

П/п

Параметры

2008

2009 (оценка)

2020(прогноз)

Источник данных

Макроэкономические:

       

1

ВВП (с учетом индекса дефляции), млрд. руб.

32 743

38 743

63 366

Минэкономразвития России

2

Численность населения, млн. чел

142,0

141,9

134,17

Росстат

3

Численность трудоспособного населения, млн. чел

68,5

66,4

67,9

Минэкономразвития России

4

Доля автомобильной промышленности в ВВП, %

0,98%

0,57%

2,38%

Минэкономразвития России

5

Количество занятых в автомобильной промышленности от общего числа трудоспособного населения, %

0,7%

0,6%

0,6%

Минэкономразвития России

Рынок и производство:

       

Объем внутреннего рынка[1], тыс. шт.

       

6

1.    В целом

3202,3

1557,4

4166,6

Минпромторг России

7

2.    ЛА

2801

1400

3600

Минпромторг России

8

3.    ЛКА

210

102

350

Минпромторг России

9

4.    Грузовые а/м

171

44

190

Минпромторг России

10

5.    Автобусы

20,3

11,4

26,6

Минпромторг России

Внутреннее производство, тыс.шт.

       

11

1.   В целом

1793,6

723,6

3745

 

12

2.   ЛА

1469,4

596.9

3150

Минпромторг России, Росстат

13

3.   ЛКА

196,5

75,0

280

Минпромторг России

14

4.   Грузовые а/м

103,7

40,1

280

Минпромторг России

15

5.   Автобусы

24,0

11,6

35

Минпромторг России

Автомобильный парк:

     

16

Парк легковых автомобилей (млн.) на конец года

32

33.2 

52

Минэкономразвития России, Минпромторг России,

17

Обеспеченность, автомобилей / тыс. населения

225

229

363

Минэкономразвития России, Минпромторг России

18

Коэффициент выбытия, % от парка

4% 

3%

6%

Минэкономразвития России, Минпромторг России

19

Плотность парка, автомобилей / км дорог

44,79

44,71

41,7

Росстат, Минпромторг России


[1] Без учета импорта подержанных автомобилей

Общие производственные мощности по выпуску автомобильной техники в России на конец 2008 года составили 2602,5[2] тыс. штук в год (против 22392 тыс. шт. на начало года). При этом наибольшее относительное увеличение производственных мощностей произошло в сегменте производства автобусов – за счет технического перевооружения действующих мощностей и роста производительности. Рост производственных мощностей в сегментах производства легковых и грузовых автомобилей обусловлен как проведенным техническим перевооружением, так и вводом новых мощностей.

Данные статистики подтверждают тот факт, что, с одной стороны имеющиеся производственные мощности, не могут обеспечить перспективные потребности внутреннего рынка, а, с другой стороны,  в большинстве своем остаются недозагруженными. Во многом это объясняется сложившейся рыночной ситуацией ввиду низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции и изношенности производственной инфраструктуры.

Изменение производственных мощностей и данные об их использовании приведены в таблице № 2.

Таблица № 2. Изменение производственных мощностей в автомобильной промышленности и данные об их использовании в 2008 году

Наименование производства

Мощность на начало 2008 г  ода

Мощность на начало 2009 года

% изменения мощности в 2008 г.

Среднегодовая мощность, действовавшая в 2008 году

Выпуск продукции в 2008 году

Использование среднегодовой мощности в 2008 году, (%)

Автомобили грузовые  (включая шасси),

тыс. шт.

435,7

517,7

118,8%

480,8

262,

54,7

Автобусы (включая шасси),

тыс. шт.

55,7

80,2

143,9%

72,7

40,3

55,5

Автомобили легковые - тыс. шт.

1837,99

1979,6

107,7%

1957,9

1437,97

73,4


Российская автомобильная промышленность в период мирового экономического кризиса оказалась одной из наиболее «пострадавших» отраслей экономики.

Информация о работе Автомобильная промышленность в России и в мире