Роль командира подразделения в управлении конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа рассматривает работу командира подразделения по управлению конфликтом в воинском коллективе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Роль командира подразделения в управлении конфликтами 5
1.1 Сущность конфликта 5
1.2 Виды конфликтов 7
1.3 Этапы конфликта
1.4 Стратегия разрешения конфликта 8
2.Рекомендации командиру подразделения в управлении конфликтами 21
3.Заключение 22
Использованная литература 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Баласта.docx

— 57.90 Кб (Скачать файл)

  Ее  элементами являются прежде всего участники, к которым относятся:

  1. противостоящие друг другу стороны , обладающие определенной силой, статусом, материальными и информационными ресурсами, а также соответствующим положением.
  2. подстрекатели — лица, подталкивающие стороны к противоборству;
  3. пособники, содействующие им советами, технической поддержкой (в групповых конфликтах обычно все члены группы становятся пособниками лидера);

  организаторы, планирующие конфликт, но не всегда участвующие в нем непосредственно.

       На втором этапе возникает инцидент. Он может быть целенаправленно спровоцирован или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображении сторон.

  Здесь противостояние становится открытым и  выражается в различных видах  конфликтного поведения, которое прямо  или косвенно направлено на то, чтобы  помешать сопернику реализовать свои интересы. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта.

  Инцидент  может закончиться как сама по себе, так и по инициативе оппонентов в результате переосмысления ими  своих взглядов.

  Сложившаяся же объективная ситуация должна соответствующим  образом и заканчиваться, т. е. путем устранения объекта, который вызвал ее появление.

       Третьим этапом развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта фаза, в свою очередь, состоит из двух этапов — конструктивного и деструктивного. В рамках первого сохраняется возможность контактов через посредника, в рамках второго никакое сотрудничество уже невозможно. Здесь происходит открытое противоборство, часто связанное с захватом спорного объекта, прямым насилием над оппонентом, созданием для него помех и причинением прямого или косвенного вреда.

       Четвёртым этапом является — активные действия сторон. Конфликт требует большого количества энергии, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий — критической точки, а затем быстро идет на убыль.

       Последнюю стадию называют завершением конфликта. На этом этапе конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта. В целом можно сказать, что каждая из сторон либо выигрывает, либо проигрывает, причем выигрыш одной из них не всегда означает, что другая проиграла. Объективный конфликт завершается в связи с утрате объекта, оставлением его у одной из сторон (при устранении остальных) или потерей значения в силу изменившихся обстоятельств. Если ничего этого не происходит, противостояние затягивается и начинают работать психологические механизмы, превращающие такой конфликт в субъективный, бороться с которым гораздо сложнее.

  1.4 Стратегия разрешения конфликта.

  Своевременное разрешение возникшего конфликта выгодно  всем противоборствующим сторонам и  воинскому коллективу в целом. Рассмотрим основные условия успешного разрешения конфликтов:

  1. Прекращение конфликтного взаимодействия  является первым и главным условием начала разрешения любого конфликта. До тех пор пока конфликтующие стороны будут предпринимать какие-то меры по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью психического или физического насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

  2. Следующим условием является  поиск общих или близких по  содержанию точек соприкосновения  в целях, интересах оппонентов.

  Данный  поиск является двусторонним процессом  и предполагает анализ как своих  целей и интересов, так и целей  и интересов другого военнослужащего. Если вы хотите разрешить конфликт, то должны сосредоточиться на интересах, которых добиваетесь, а не на личности оппонента. Кроме того, при необходимости возможна коррекция своих притязаний и требований в направлении учета интересов оппонента.

  3. Главное при разрешении конфликтов - постараться снизить давление негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту. Конфликтующие стороны обычно находятся в состоянии высокой психической напряженности, стресса. У конфликтующих высокий уровень тревожности, ожидания возможных неудач.

  На  этапе разрешения конфликта, будь он кратковременным или длительным, довольно устойчиво сохраняется  негативное отношение друг к другу, которое сформировалось во время  конфликта. Оно выражается как в  восприятии другого , установке, мнении о нем, так и в негативных эмоциях по отношению к оппоненту. Причем чем острее и длительнее конфликт, тем выраженнее это отношение проявляется.

  Поэтому, чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо снизить или хотя бы наметить тенденцию к смягчению этого  негативного отношения.

  К настоящему времени военными психологами  разработаны различные приемы и  способы регуляции эмоциональных  состояний: аутотренинг, медитация, применение медицинских препаратов, регулярные упражнения и тренировки, многократное использование тренингов, участие  в деловых и ситуационных играх  и т.д. Чем больше человек повторяет  упражнения, тем совершеннее и  прочнее будут его навыки, тем  увереннее он станет чувствовать  себя в разных непредвиденных конфликтных  инцидентах. Каждый из приемов, используемых для регуляции своих состояний, преследует одну цель - снизить влияние  эмоциональной сферы на рассудочную, повысить адекватность восприятия конфликтной  ситуации. В связи с этим весьма существенной выглядит роль военного психолога. Обращение к нему за помощью и советом в случае затруднений во взаимоотношениях с сослуживцами - наиболее верный путь. Кроме того, любому человеку, несомненно, поможет чтение специально подобранной литературы, которую поможет выбрать тот же психолог.

  4. Одновременно со снижением негативных  эмоций по отношению к оппоненту  целесообразно перестать видеть  в нем врага, противника, изменить  свое мнение о нем. Важно  понять, что проблему, из-за которой  возник конфликт, предпочтительнее  решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический  анализ собственной позиции и  действий, что ведет к фиксации  справедливых, правильных и несправедливых, необдуманных действий. Практика  показывает, что в ходе конфликта  зачастую оба оппонента предпринимают  шаги, которые сомнительны с правовой  или нравственной точки зрения. Выявление и признание собственных  ошибок и просчетов снижают  негативное восприятие оппонентом  другого участника конфликта.

  Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого военнослужащего. Понять - не значит принять или оправдать. Однако это расширит восприятие образа оппонента, дополнит однотонную картину представления  о нем, сменит моноцветность его восприятия на многоцветность.

  В-третьих, целесообразно выделить рациональное, конструктивное начало в поведении  или даже в намерениях оппонента. Известно, что не бывает абсолютно  плохих или абсолютно хороших  людей или социальных групп. В  каждом есть что-то положительное, и  на него необходимо опереться при  разрешении конфликта.

  5. Большое значение имеют меры, направленные на снижение негативных  эмоций противоположной стороны.  В конфликтах возрастает агрессивность  его участников. В основном это  агрессия, направленная на других . Для таких людей характерно  применение наступательной тактики.  Реже встречается агрессия, направленная  на себя. В ходе конфликта такой  оппонент больше обороняется,  тяжело переживает противоборство, склонен к компромиссам.

  Среди мер, снижающих негативные эмоции, выделяют такие, как: положительная оценка некоторых  действий оппонента, готовность идти на уступки или сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для него, критичное отношение к самому себе, прерывание под значимым предлогом  общения на некоторое время, спокойное  и уравновешенное собственное поведение  и др.

  Опыт  практической деятельности по разрешению конфликтов показывает, что объективное  обсуждение проблемы, прояснение сути конфликта, умение сторон видеть главное  во многом способствуют успешному поиску решения противоречия и завершению конфликта. И наоборот, акцентирование внимания на второстепенных вопросах, видение только своих интересов  снижают шансы конструктивного  решения проблемы.

  6. Когда стороны в той или  иной степени интегрируют свои  усилия по завершению конфликта,  необходимым является учет статусов (должностного положения) друг  друга. Сторона, занимающая в  конкретной ситуации взаимодействия  подчиненное положение или имеющая  статус младшего, должна четко  осознавать пределы тех уступок,  которые может себе позволить  ее оппонент. Завышенные или радикальные  требования могут спровоцировать  более сильную сторону на возврат  к конфликтному противоборству.

  7. Важно знать еще одно немаловажное  условие - выбор оптимальной стратегии  разрешения, соответствующей данным  обстоятельствам. Стратегия выхода  из конфликта представляет собой  основную линию поведения оппонента  на его заключительном этапе.

  Принято выделять пять основных стратегий - соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание (см. схему).

  Соперничество (упорствование в своей позиции) в конфликте заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Эта стратегия наиболее типичная для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70 % всех случаев в конфликте - это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить других принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Отсюда желание надавить на партнера, навязать свои желания, игнорируя интересы другой стороны. Подобную стратегию использует человек, обладающий сильной волей, авторитетом, властью.

  Стратегия соперничества считается эффективной  в случаях: правомерности выдвигаемого решения; необходимости результата для всего подразделения; важности исхода для проводящего данную стратегию; отсутствия времени для переубеждения  противоборствующей стороны; обладания  властью.

  Сотрудничество  считается наиболее эффективной  стратегией поведения в конфликте  и его разрешения. Оно предполагает направленность оппонента на взаимовыгодное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как  помощника, равного в поиске альтернативного  решения. Стиль сотрудничества можно  использовать, если, отстаивая собственные  интересы, вы вынуждены принимать  во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

  • необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных  решений;

  • у вас длительные, прочные и  взаимозависимые отношения с  другой стороной;

  • основной целью является приобретение совместного опыта работы;

  • стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;

  • необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности  сотрудников в деятельность.

  Компромисс  состоит в желании оппонента  завершить конфликт определенной уступкой по некоторым вопросам своей позиции. Данная стратегия характеризуется  отказом от части ранее выдвигавшихся  требований, готовностью признать претензии  другой стороны частично обоснованными, желанием извиниться и готовностью  простить. Компромисс эффективен в  случаях: понимания оппонентом, что  он и его соперник обладают равными  возможностями и властными полномочиями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением, когда другие решения оказались  неэффективными (например, соперничество); угрозы потерять все. На сегодняшний  день компромисс является наиболее оптимальной  стратегией завершения разнообразных  конфликтов, которыми так богата российская действительность, в силу их сложности, запутанности и затяжного характера. Способность к компромиссу в  управленческих системах ценится высоко, т.к. уменьшает недоброжелательность, позволяет относительно быстро преодолеть конфликт.

  Приспособление (уступка) в конфликте рассматривается  как вынужденный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Данная стратегия означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях  сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Принять  такую стратегию оппонента вынуждают  различные обстоятельства. Это может  быть осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших  отношений с оппонентом, сильная  зависимость от него по служебным  или личным интересам, незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в холе конфликта, угроза еще более значительных негативных последствий, отсутствие любых шансов на другой исход, давление третьей стороны.

  Избегание (уход) решения проблемы. Это можно  расценивать как собственно попытку  выйти из конфликта при минимуме потерь. Он отличается от аналогичной  стратегии поведения в ходе конфликта  тем, что оппонент, как правило, переходит  к ней после неудачных попыток  реализовать свои интересы в конфликте  с помощью более активных стратегий (соперничества или компромисса). Собственно, разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Однако уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и даже конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт.

Информация о работе Роль командира подразделения в управлении конфликтами