Роль бюджета в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 10:40, реферат

Краткое описание

На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3
1 Понятие и сущность бюджета…………………………………………………………………...4
2 Бюджетное устройство. Принципы бюджетного устройства………………………………...7
3 Межбюджетные отношения……………………………………………………………………..9
4 Бюджетная система Российской Федерации………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………………...............18
Список использованных источников………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

роль бюджета.docx

— 56.71 Кб (Скачать файл)

министерство образования и науки рФ

Владивостокский государственный  университет             экономики и сервиса

Институт заочного и дистанционного обучения

Кафедра государственного и муниципального управления  

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Введение в специальность  »

Роль бюджета  в управлении

 

   Студент гр. ЗДБГУ -11-88        ___________________  Лысова М.П.

    Преподаватель                            ___________________    ___________

 

 

 

Владивосток 2012

2

Содержание

 

   Введение…………………………………………………………………………………………..3

1  Понятие  и сущность бюджета…………………………………………………………………...4

2   Бюджетное устройство. Принципы бюджетного устройства………………………………...7

3 Межбюджетные отношения……………………………………………………………………..9

4   Бюджетная система Российской Федерации………………………………………………...12

     Заключение……………………………………………………………………………...............18

     Список использованных источников………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

Возникновение бюджета связано  с зарождением и формированием  государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

Бюджет, денежное обращение — это  зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Бюджет играет важную роль в жизни  каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени затрагивающей  интересы каждого гражданина и оказывающий влияние на его благосостояние. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль в развитии и  процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расходов на медицину, образование и т.д. Достаток же бюджетных средств позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Как правило, раз в год во время  утверждения проекта бюджета  разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и ведомства, так и исследовательские институты, государственные предприятия и частный сектор.

Проблема формирования бюджета, источники  его дохода и статьи его расхода  не оставляют равнодушными множество экономистов. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты  бюджетной сферы, начиная от способов её формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию той или иной отрасли. Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме

 

 

4

дефицитности  и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом  бюджета.

На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими  явлениями. В мире действуют общие  для всех экономические законы и  принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

Таким образом, одной  из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

  1. Понятие и сущность бюджета

Возникновение бюджета связано  с зарождением и формированием  государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. В качестве экономической категории бюджет выражает планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств различных экономических субъектов:

индивидов, коллективов, предприятий, государства, межгосударственных организаций. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как

непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Бюджет является важнейшей  финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.

Бюджет функционирует в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое обособление  связано с тем, что любое государство  призвано, защищать

6

национальные  интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры баланса социальной и  экономической политики, представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса  являются соотношения между накоплением  и потреблением, между экономической  эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.

С одной стороны, отличительная  особенность бюджета состоит  в том, что он ориентирован непосредственно на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджета заключается и в том, что он имеет отношение к сфере перераспределения и потребления общественного продукта. Как известно, способ распределения определяется способом производства, однако перераспределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. С другой стороны, специфика бюджета заключается в ориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфере перераспределения и открывает более широкие возможности для реализации экономической политики государства.

В бюджете отражается циклический  характер развития общества и его  диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходимо рассматривать как историко-экономическую категорию, неразрывно связанную с функционированием государства.

Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что  данный термин используется для обозначения  различных по своей природе явлений. Одно из них 

выражает  совокупность финансовых отношений, обусловленных  существованием основного централизованного  денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического  использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а соответственно, и экономической  категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения непрерывности воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.

Совокупность денежных отношений  государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных  с образованием и использованием на общественные потребности основного  централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию “бюджетные отношения”.

 

7

В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен  как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

По экономической сущности государственный  бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Сущность бюджета, как и любой  другой экономической категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Вторая – контрольная функция  позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

  1. Бюджетное устройство. Принципы бюджетного устройства

В настоящее время большинство  стран по типу государственного устройства делятся на унитарные, федеральные  и конфедеративные государства. От формы государственного и административного устройства страны зависит построение бюджетной системы. 

Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

8

Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Бюджетное устройство государства  основано на принципах:

-   единство бюджетной системы;

-   разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

Информация о работе Роль бюджета в управлении