Престиж армии и социальные характеристики Вооруженных Сил РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации, а значит и отношения молодежи к службе в армии.
Обсуждение проблемы становится бессмысленным, если не определить содержание понятия "армия", которое весьма неоднозначно и употребляется в различных смыслах: во-первых, армия - часть вооруженных сил ; во-вторых - это оперативное объединение, включающее дивизии, бригады и аналогичные части более низкого уровня;

Содержание

Введение
1. Институт армии на современном этапе развития российского общества
2. Призыв граждан на военную службу
2.1 Схема призыва солдат-срочников
2.2 Схема призыва солдат на контрактной основе
3. Престиж армии и социальные характеристики Вооруженных Сил РФ
3.1 Социальный портрет призывника
3.2 Престиж армии и факторы его повышения
3.3 Отношение молодежи к проф. Армейской службе
3.4Отношение молодежи к срочной службе
3.5 Социальные и политические организации в сфере правозащиты
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 38.16 Кб (Скачать файл)

 

2.1 Схема призыва солдат-срочников Указы президента Российской Федерации

 

Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста.

 

Призыв граждан на военную службу осуществляется два раза в год -- с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

 

От призыва на военную службу освобождается гражданин:

 

признанный негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;

 

проходящий или прошедший военную службу;

 

прошедший военную службу в вооруженных силах другого государства;

 

имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

 

гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

 

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину # Указы президента Российской Федерации. Открытые источники Интернет-энциклопедий.:

 

- признанному временно  негодным к военной службе  по состоянию здоровья -- на срок  до одного года;

 

- занятому уходом за  членом семьи, нуждающимся в посторонней  помощи и не находящимся на  полном государственном содержании, при отсутствии других лиц, обязанных  по закону доставлять указанному  члену семьи содержание и заботиться  о нем;

 

- имеющих двух и более  детей;

 

- имеющего ребенка в  возрасте до трех лет;

 

Кроме того, право отсрочки от призыва на военную службу имеет гражданин:

 

- избранный депутатом -- на  срок депутатских полномочий;

 

имеющий высшее 'педагогическое образование и постоянно работающий на педагогической должности в сельской местности -- на время такой работы;

 

- постоянно работающий  врачом в сельской местности.

 

Гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклонившимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Гражданин, не явившийся по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу в указанный срок без уважительной причины, или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации ст. 80 УК РФ “Уклонение от очередного призыва на действительную военную службу” -- наказывается лишением свободы на срок от 1 до 3 лет. То же деяние, совершенное путем причинения себе телесного повреждения, или путем иного обмана, наказывается лишением свободы на срок от 1 до 5 лет. .Уважительными причинами неявки по вызову военного комиссариата или повестке военного комиссара при условии документального подтверждения причины неявки являются:

 

- заболевание или увечье  гражданина, связанные с потерей  его трудоспособности:

 

- препятствие стихийного  характера или иное, не зависящее  от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться  в указанные в вызове военного  комиссариата или повестке военного  комиссара место и срок;

 

- иное обстоятельство, признанное  судом уважительной причиной.

 

2.2 Схема призыва солдат  на контрактной основе указ  № 722 об отмене призыва и формировании  контрактной армии

 

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет.

 

Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны. Основанием для отказа в заключении контракта является:

 

- отсутствие в воинской  части вакантных должностей;

 

- неполное соответствие  гражданина требованиям, предъявляемым  к поступающим на военную службу  по контракту;

 

- наличие у граждан  женского пола или не состоящих  в браке граждан мужского пола  ребенка в возрасте до 8 лет.

 

- по общеобразовательному  цензу;

 

- по уровню профессиональной  подготовки;

 

- по выполнению нормативов  физической подготовки.

 

Указанные требования и нормативы устанавливаются Министерством обороны и проверяются специальными аттестационными комиссиями воинских частей.

 

С гражданином, впервые поступающим на военную службу по контракту, контракт о прохождении военной службы заключается:

 

-с поступающим на воинскую  должность, замещаемую солдатами (матросами), а также сержантами (старшинами) -- на 3 года;

 

-с поступающими на воинскую  должность, замещаемую прапорщиками (мичманами) -- на 5 лет;

 

- с военнослужащими -- курсантами  военно-учебных заведений -- на время  обучения в вузе и на 5 лет  военной службы после его окончания  Указ № 722 об отмене призыва  и формировании контрактной армии  после внесения некоторых дополнений 2000 года.

 

В отличие от службы по призыву, с ее предопределенностью и заданностью, контрактная система значительно расширяет для человека возможности выбора, повышая и собственную ответственность за его последствия. А к этому очень многие оказались не готовы. К тому же переход на контракт осуществляется не в лучшие для армии времена. Дискредитация ее в общественном мнении, дополняемая глубоким внутренним кризисом, не могла не отразиться на престиже военных профессий. По своей миссии защитница, она стала нуждаться в защите. Принятие новой оборонной доктрины, изменившей существовавшие представления о роли, которую играет армия в обществе, не сопровождалось введением механизмов, обеспечивающих полноценный социальный статус военнослужащих. Лишение большой части кадров надежных смыслообразующих ориентиров усилило социальную напряженность, что крайне негативно сказывается на молодом пополнении. Нельзя не учитывать и серьезных перемен в сознании молодежи: инструментализацию поведенческих мотивов, негативное восприятие властных структур, стремление к личной независимости. Все это вызывает необходимость углубленного изучения социального аспекта военной профориентации. К сожалению, не так много еще в России профессиональных учителей военного мастерства и учителей, которые бы могли помочь контрактнику правильно выбрать свою специальность.

 

3.Престиж армии и социальные  характеристики ВС РФ

 

3.1 Социальный портрет  призывника

 

Анализ социального состава призывных ресурсов позволяет сделать вывод, что воспроизводство армейских рядов происходит преимущественно за счет выходцев из рабочего пласта # Исследования «Призывник-08» и «Призывиик-09» проведены Центром социологии молодежи ИСПИ РАН, по репрезентативной для России выборке.. Причем социальное происхождение является по существу нейтральным фактором для службы по контракту или по призыву. На 3/4 это дети рабочих, 12% -- интеллигенции и 10% -- сельскохозяйственных работников. Такой социальный состав вряд ли назовешь оптимальным. Призывникам присущ довольно высокий образовательный уровень (28% имеют среднее, 59% -- среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование). Симптоматично, что наличие гражданской профессии сдерживает готовность к заключению воинского контракта. Больше он привлекает занятых в негосударственном секторе народного хозяйства (работающих в кооперативах, занимающихся коммерческой деятельностью, арендным подрядом и др.). Видимо, в профессиональную армию стремится достаточно предприимчивая молодежь.

 

В целом призывники по определенным характеристикам (успеваемость, самооценка способностей, находчивость, изобретательность и т.п.) заметно уступают своим сверстникам, что вызывает необходимость повышения их общей подготовки.

 

Здесь, безусловно, сказываются последствия «валового» подхода по «остаточному» принципу к призыву, связанного с сокращением призывного контингента. Вместе с тем полученные данные опровергают гипотезу о том, что набор по контракту обеспечивается в основном молодыми людьми, не нашедшими себя на «гражданке». Наоборот, среди удовлетворенных своим профессиональным положением, специальностью, условиями и оплатой труда, взаимоотношениями с руководством престиж такой службы существенно выше. К ней тяготеет пока более образованная, владеющая различными навыками, деятельная и реалистично настроенная молодежь Результаты социологических исследований за несколько лет.

 

Из учащихся призывников будущая профессия устраивает 84%. Различий тут между настроенными стать военными профессионалами и теми, кто не желает этого, практически нет. Удовлетворенность стипендией у первых (42%) несколько полнее, чем у вторых (35%), что прямого влияния на принятое решение, конечно, не оказало. То же касается и оценки жизненных перспектив после окончания учебы (содержательность труда, размер зарплаты, возможности культурного досуга и т.д.), которые почти половину опрошенных не радуют. А не учатся и не работают 7%. Причины -- в следующем: устроиться на работу очень трудно -- 49%, не могут найти подходящей работы -- 46%, готовятся к поступлению в институт, техникум -- 23%. Их указали в равной степени обе категории респондентов. Каждый же пятый причину объяснял нежеланием работать. У этой группы явно выше процент ориентированных на службу по призыву.

 

Львиную долю охваченных опросами материальное положение особо не волнует -- 67%. (Лишь 8% отметили, что им едва удается свести концы с концами.) При этом намеревающихся служить по контракту оно удовлетворяет даже чуть больше (71,4% против 66,2%). Жилищные условия желающих и не желающих идти в профессиональную армию различаются незначительно. Среди как одних, так и других имеют комнату в квартире родителей соответственно 63% и 70%, или собственное жилье -- 22% и 13%. Иными словами, социальный аспект учебы, труда и быта непосредственно не воздействует на отношение к военной службе. Даже на таких очевидных факторах, как ожидаемые материальные блага, зарплата, карьера, не прослеживается прямой корреляции с мотивированностью выбора. Пожалуй, эта связь сложнее и опосредованнее. Решение, скорее, принимается благодаря общественному мнению, через ближайшее социальное окружение призывника. 2Доклады II Всероссийского социологического конгресса. Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы / Серебрянников В.В.

 

Интерес к армии возникает значительно раньше включения молодого человека в призывную кампанию, проявляясь в детских играх, в увлечении соответствующими книгами, кинофильмами. И далее прочно складывается, прежде всего под впечатлением рассказов друзей, знакомых, которые отслужили, а они есть практически у всех. Особо выделяется тема неуставных отношений. Любопытно заметить, что думающие заключить контракт наслышаны о них больше, но беспокойства выражают меньше, тогда как остальные в «дедовщине» усматривают существенный негативный момент, отвращающий от армейской жизни. Итак, гомогенной по возрасту среде общения принадлежит немалая роль в формировании отношения к военной деятельности.

 

Важный фактор, разумеется, образуют родители и родственники призывников, хотя влияние оных несравненно слабее, чем со стороны группы сверстников. Например, 1/4 решивших заключить контракт и каждого второго, собирающегося это сделать, в семье отговаривают, и все-таки призывники своего мнения не меняют. 52% родителей относятся к будущей службе своих детей с изрядным беспокойством и 36% -- спокойно, как к непреложному гражданскому долгу.

 

Исследования показывают, что определенное воздействие на желание юношей посвятить себя военной карьере оказывают учителя. Чем чаще этот вопрос обсуждается со школьными наставниками, тем оно становится устойчивее. Так, 40% решившихся на оформление контракта советовались с учителями, добрая половина которых поддержала их. Эту же тему обсуждали с ними 22% тех, кто в мыслях, в общем-то, отказывался от профессии военнослужащего, и только 10% из них был дан совет воспользоваться контрактом. Наверное, в подобном процентном соотношении отразилась не столько влиятельность учителей, сколько хорошее знание способностей и склонностей учеников. Вот почему значимость школы в военной профориентации трудно переоценить.

 

3.2Престиж армии и факторы  его повышения

 

Материалы исследований фиксируют невысокий авторитет армии в глазах молодежи. Лишь 20% респондентов отмечают, что военная профессия их интересовала еще до призыва. Современные дети почти не играют «в войну», а стройный, подтянутый офицер не соответствует имиджу нынешних молодых людей. Привлекает армейская служба менее 1/3 призывников; 46% вообще не хотели бы соединять свою судьбу с армией; 12% предпочитают альтернативную службу В.К.НОВИК, Д.Г.ПЕРЕДНЯИМИДЖ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ.

 

Таблица 1.

 

Распределение ответов на вопрос «Посоветовали бы Вы своим друзьям пойти служить в армию по контракту»

 

Варианты

В целом среди опрошенных

Среди воспринимающих службу по контракту

положительно

отрицательно

 

да 27 68 7

нет 24 12 47

Затруднились ответить 49 20 46

 

Реформирование, затронувшее армию, обращение к контрактной системе пока не возымели результата. Напротив, по мере роста информированности о ней (с 9% в 1992 г. до 21% в 1993 г.) ее престиж продолжает падать. Если в 1992 г. предпочтение службе по контракту отдавали 36%, то в 1993 г. -- 14%. За то же время в 1,8 раза увеличилось число опрошенных, ответивших, что их вообще ничто не привлекает в армии -- 21% (1992 г.) и 38% (1993 г.). Удельный вес намеренных служить по призыву не изменился и составляет 13%.

 

Молодежь пассивно и равнодушно воспринимает предлагаемые ей варианты несения службы. Почти половина (42%) в 1992 г. выбрала ответы: «Мне все равно, как служить», «Пока не знаю, не решил». А в 1993 г. таких стало уже 60%. Словом, имеющийся незначительный резерв возможных сторонников контракта неуклонно сокращается. О причинах, препятствующих его заключению, сами призывники-09 высказывались примерно так: личная свобода дороже (41%), на гражданском поприще можно заработать больше (17%), не хочется надолго угодить в глухомань (6%), велика опасность для жизни или для здоровья (6%), неясны перспективы карьеры профессионального военного (6%).

 

Вместе с тем лица, определившиеся в своем решении подписать контракт, поступили вполне осознанно и достаточно твердо. Вполне очевидно, что те, для кого контрактная система привлекательна, по преимуществу готовы рекомендовать ее и своим друзьям -- очевидное свидетельство устойчивости выбора.

 

Среди тех, кто намерен служить по контракту, наиболее популярны воздушно-десантные войска (42, 1%), затем -- морской флот (19,3%), сухопутные войска (11,4%), военно-воздушные силы (6,1%), ракетные войска (4,4%). Наименее -- войска ПВО (2,6%) и строительные (1,8%). Они весьма определенно нацелены на тот или иной род войск -- только 12,3% не выразили своей склонности, в то время, как из отвергающих контракт -- 42%. Отношение к военным специальностям также существенно дифференцируется. Самыми престижными по обеим категориям респондентов оказались специальности водителей, а не престижными -- специальности связистов и низшего звена личного состава. Этот рейтинг, однако, вряд ли отражает профориентацию. Призывники слабо информированы о военных профессиях, что подтверждается высоким процентом затруднившихся ответить на поставленный вопрос В.И. ЧУПРОВ ОТНОШЕНИЕ ПРИЗЫВНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ ПО КОНТРАКТУ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ.

Информация о работе Престиж армии и социальные характеристики Вооруженных Сил РФ