Органы выявления и расследования преступлений в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.
Деятельность органов предварительного расследования направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

Вложенные файлы: 1 файл

Органы выявления и расследования преступлений в РК КОНТР.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

На территории Республики Казахстан оперативно-розыскную деятельность осуществляют:

— органы внутренних дел;

— органы национальной безопасности;

— органы военной разведки Министерства обороны;

— органы финансовой полиции;

— Служба охраны Президента Республики Казахстан;

—  органы  уголовно-исполнительной  системы  Министерства юстиции;

— таможенные органы.

При  выполнении  задач  оперативно-розыскной  деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

— проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия в пределах своей компетенции;

—  устанавливать  на  безвозмездной  либо  платной  основе  отношения  сотрудничества  с  лицами,  изъявившими  согласие  оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

—  создавать  и  использовать  оперативные  учеты  и  информационные  системы,  обеспечивающие  решение  задач  оперативно-розыскной деятельности;

— использовать помощь должностных лиц и специалистов, обладающих необходимыми научно-техническими или иными специальными познаниями;

— получать безвозмездно и использовать имеющую значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности информацию других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

— привлекать по согласованию с другими органами, имеющими право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории Республики Казахстан, силы и средства этих органов для проведения отдельных мероприятий;

— беспрепятственно входить в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), проводить и другие действия, предусмотренные законом.

При выполнении оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

а)  принимать  в  соответствии  с  компетенцией  необходимые меры для защиты охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;

б)  обеспечивать  выявление,  предупреждение,  пресечение и  раскрытие  преступлений  путем  осуществления  оперативно-розыскных мероприятий, фиксации их результатов для использования в уголовном процессе;

в) своевременно информировать органы государственной власти и управления Республики Казахстан об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства;

г) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой помощи  запросы  соответствующих  международных  правоохранительных  организаций  и  правоохранительных  органов  иностранных государств;

д)  принимать  необходимые  меры  по  обеспечению  конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при передаче материалов, отражающих результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий, для использования в уголовном  процессе  и  недопущению  рассекречивания  источников  информации.

Основаниями  для  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий являются:

— наличие возбужденного уголовного дела;

— поступившая в органы информация;

— письменные поручения следователя и указания прокурора, а также определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве этих органов;

— постановления Генерального Прокурора Республики и его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров;

— запросы международных правоохранительных организаций и  правоохранительных  органов  иностранных  государств  в  соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи;

— необходимость получения разведывательной информации в интересах общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала.

Органы,  осуществляющие  оперативно-розыскную  деятельность, в пределах своей компетенции по собственной инициативе либо инициативе иных государственных органов вправе собирать данные, характеризующие личность, необходимые для принятия решений:

—  о  приеме  на  работу  и  службу  в  органы  внутренних  дел, уголовно-исполнительной  системы  Министерства  юстиции,  национальной  безопасности,  военной  разведки,  финансовой  полиции, таможенные органы, Службу охраны Президента Республики Казахстан;

— по вопросам обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

— о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов и сооружений, представляющих повышенную аварийную или экологическую опасность;

— о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

—  о  выдаче  разрешений  на  занятие  частной  детективной  и охранной деятельностью.

Содержание  оперативно-розыскной  деятельности  составляют общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия.

Общими оперативно-розыскными мероприятиями являются:

1) опрос лиц;

2) установление гласных  и негласных отношений с гражданами, использование их в оперативно-розыскной  деятельности;

3) внедрение;

4) применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность;

5) создание конспиративных предприятий и организаций;

6) контролируемая поставка;

7) применение технических  средств;

8) наведение справок;

9) получение образцов;

10) оперативный закуп;

11) применение служебно-розыскных  собак;

12) поиск и отождествление  личности по приметам;

13) поиск устройств незаконного снятия информации;

14) обнаружение, негласная  фиксация и изъятие следов  противоправных деяний, их предварительное  исследование;

15) преследование лица, готовящего, совершающего или совершившего  преступление, и его задержание;

16) осуществление с участием понятых личного досмотра задержанных лиц, осмотра и изъятия, находящихся при них вещей и документов, могущих относиться к преступной деятельности, а также досмотра жилых помещений, рабочих и иных мест, досмотра транспортных средств.

В ходе осуществления антитеррористической операции личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств, в том числе с применением технических средств, могут производиться без участия понятых;

17) проведение операций по захвату вооруженных преступников;

18) наблюдение.

Специальными  оперативно-розыскными  мероприятия  являются:

1) контроль почтово-телеграфных  отправлений;

2) оперативный поиск на  сетях связи;

3) негласное прослушивание  и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, производящихся по телефонам и другим переговорным устройствам, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах;

4) снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств;

5) оперативное проникновение.

Специальные  оперативно-розыскные  мероприятия,  затрагивающие охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений  и  почтовых  отправлений,  а  также  право  на  неприкосновенность  жилища,  осуществляются  исключительно  для  выявления, предупреждения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений,  а  также  преступлений,  подготавливаемых  и  совершаемых преступными группами, только с санкции прокурора. С 2009 года уполномоченным  органам  предоставлено  право  на  проведение оперативно-розыскных  мероприятий  и  в  отношении  лиц,  совершивших преступления средней тяжести.  Санкцию на проведение таких мероприятий по постановлению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дают Генеральный прокурор Республики Казахстан и его заместители, военный прокурор республики, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры.

В борьбе с преступностью, защите прав и законных интересов граждан и общества важное значение имеет использование результатов  оперативно-розыскной  деятельности  в  доказывании  по уголовным  делам.  Допустимость,  возможность  использования  в доказывании  результатов  оперативно-розыскной  деятельности определяется,  прежде  всего,  тем,  не  нарушены  ли  при  их  получении,  при  производстве  оперативно-розыскных  мероприятий основополагающие нормы Конституции и Закона «Об оперативнорозыскной деятельности».

Материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных  мероприятий,  до  облечения  их  в  форму,  предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством, либо при отсутствии возможности ввести их в уголовный процесс, никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием для ограничения  прав,  свобод  и  законных  интересов  физических  и юридических лиц.

Порядок собирания, закрепления, исследования и оценка доказательств регламентированы статьями 125—128 УПК РК. Собирание доказательств производится в процессе досудебного производства и судебного разбирательства путем производства следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РК. Собирание доказательств включает их обнаружение, закрепление и изъятие.

Фактические данные могут быть использованы в качестве доказательств только после их фиксации в протоколах процессуальных действий. Ответственность за ведение протоколов в ходе дознания и предварительного следствия возлагается соответственно на дознавателя и следователя, а в суде — на председательствующего и секретаря судебного заседания.

Лица,  ознакомленные  с  протоколом  следственного  действия, ставят свои подписи под последней строкой текста на каждой странице и в конце протокола. При ознакомлении с частью протокола судебного заседания подписи ставятся в конце каждой страницы и в конце этой части. В случае несогласия с замечаниями или возражениями дознаватель, следователь или суд выносят об этом постановление.  При  отказе  кого-либо  из  участников  процесса  или других лиц подписать в предусмотренных законом случаях протокол следственного действия дознаватель или следователь делает об этом отметку в протоколе, которую удостоверяет своей подписью.

Для  закрепления  доказательств,  наряду  с  составлением  протоколов, могут применяться звукозапись, видеозапись, киносъемка,  фотосъемка,  изготовление  слепков,  оттисков,  планов,  схем  и другие способы запечатления информации. Применение научно-технических средств признается допустимым, если они:

1) прямо предусмотрены законом или не противоречат его нормам;

2) научно состоятельны;

3)  обеспечивают  эффективность  производства  по  уголовному  делу;

4) безопасны.

Использование  результатов  оперативно-розыскной  деятельности в доказывании по уголовным делам закреплено в статье 130 ПК РК. Сведения, непосредственно воспринятые при проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  сотрудником  органа, осуществляющего  оперативно-розыскную  деятельность,  могут быть использованы в качестве доказательств после допроса указанного сотрудника в качестве свидетеля. 

Полученные  в  результате  проведения  оперативно-розыскных мероприятий  материалы  в  отношении  лиц,  виновность  которых в  совершении  преступления  не  доказана  в  установленном  законом порядке, а также в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, хранятся один год с момента прекращения соответствующего  дела  оперативного  учета,  а  затем  уничтожаются.

Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения соответствующего дела оперативного учета, о чем составляется протокол.

Руководители  органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают контроль за соблюдением законности,  организацией,  тактикой,  методами  и  средствами,  а  также мерами по обеспечению конспирации и конфиденциальности этой деятельности.

Надзор  за  соблюдением  законности  при  осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры.

При осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью прокурор:

1) получает дела оперативного  учета, материалы, документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности конфиденциальных помощников и штатных негласных сотрудников;

2) проводит проверку законности  осуществления специальных оперативно-розыскных  мероприятий, в том числе на сети связи;

3)  прекращает  своим  постановлением  оперативно-розыскные  мероприятия в случае выявления  нарушений закона, прав человека  и гражданина при осуществлении  оперативно-розыскной деятельности;

4)  рассматривает  жалобы  и  заявления  на  действия  и  решения  должностных  лиц  органов,  осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность;

5)  опротестовывает  противоречащие  Конституции,  законам  и актам  Президента  Республики  нормативные  правовые  акты,  регламентирующие  организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

Информация о работе Органы выявления и расследования преступлений в РК