Органы выявления и расследования преступлений в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.
Деятельность органов предварительного расследования направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

Вложенные файлы: 1 файл

Органы выявления и расследования преступлений в РК КОНТР.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 

3. Органы дознания и их задачи

 

Одной из форм предварительного расследования является дознание. Органы дознания относятся к органам уголовного преследования и кроме простых по форме расследования преступлений также  осуществляют  оперативно-розыскную  деятельность,  направленную на обнаружение преступлений и лиц, совершивших данные преступления.

При досудебном производстве по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознаватель  руководствуется  правилами,  предусмотренными  УПК  РК для предварительного следствия, за изъятиями, предусмотренными главой 37 УПК РК.

По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознаватель уполномочен по поручению начальника органа дознания возбуждать уголовное дело в случаях, не терпящих отлагательства, а также проводить неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, о чем не позднее двадцати четырех часов обязан уведомить прокурора и орган предварительного следствия.

Дознаватель  обязан  выполнять  поручения  суда,  прокурора, органа  предварительного  следствия  и  органа  дознания  о  производстве  отдельных  следственных  действий,  о  применении  мер обеспечения  безопасности  лиц,  участвующих  в  уголовном  процессе. Указания начальника органа дознания обязательны для дознавателя.  Указания  начальника  органа  дознания  по  уголовным делам могут быть обжалованы прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение, за исключением указаний о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела прокурору для предания обвиняемого суду или о прекращении уголовного дела.

На  органы  дознания  в  зависимости  от  характера  преступления  возлагается:  принятие  в  соответствии  с  установленной  законом  компетенцией  необходимых  уголовно-процессуальных и  оперативно-розыскных  мер  в  целях  обнаружения  признаков преступлений  и  лиц,  их  совершивших, предупреждения  и  пресечения преступлений;  выполнение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.

Органами дознания являются:

1) органы внутренних дел;

2) органы национальной  безопасности;

З) органы юстиции —  по делам о преступлениях, связанных с  порядком  исполнения  уголовных  наказаний  и  содержания  под стражей;

4) органы финансовой полиции;

5) таможенные органы —  по делам о контрабанде и  уклонении от уплаты таможенных  платежей;

6) органы военной полиции  — по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими  военную службу по призыву  или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;  гражданами,  пребывающими  в  запасе,  во  время  прохождения ими воинских сборов; лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими  служебных  обязанностей  или  в  расположении  этих  частей, соединений и учреждений;

7) командиры пограничных  частей — по делам о нарушении  законодательства о Государственной  границе Республики Казахстан, а  также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Республики Казахстан;

8) командиры воинских  частей, соединений, начальники военных  учреждений и гарнизонов, в случае  отсутствия органа военной полиции, по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; по делам о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;

9) руководители дипломатических представительств, консульских  учреждений  и  полномочных  представительств  Республики Казахстан — по делам о преступлениях, совершенных их работниками в стране пребывания;

10)  органы  государственной  противопожарной  службы  —  по  делам о всех преступлениях, связанных с пожарами.

Права и обязанности органа дознания по досудебному производству  и  выполнению  неотложных  следственных  действий  по делам о всех преступлениях возлагаются также на капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий, других государственных организаций и их подразделений, удаленных от органов дознания, названных в пунктах 1—10 ст. 285 УПК РК,— в период отсутствия транспортного сообщения.

Уголовно-процессуальный  закон различает  две  формы  дознания:  дознание  по  делам,  по  которым  обязательно  производство предварительного  следствия,  и  дознание  по  делам,  по  которым производство предварительного следствия не обязательно.

В первом случае дознание состоит в производстве неотложных следственных  действий  по  установлению  и  закреплению  следов преступления  и  обнаружению  лица,  его  совершившего.  В  частности, орган дознания вправе возбудить уголовное дело и произвести  осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. По выполнении неотложных следственных действий, но не позднее пяти суток со дня возбуждения дела, орган дознания обязан передать дело следователю, письменно уведомив об этом прокурора в течение двадцати четырех часов. После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Вторая форма дознания предполагает проведение расследования уголовного дела органом дознания в полном объеме. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно расследовать преступление. По делам, по которым предварительное следствие не обязательно, полномочия органа дознания значительно шире, так как материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.

Дознаватель — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции. Дознаватель вправе принимать решение о  начале  и  осуществлении  досудебного  производства  в  формах, определенных уголовно-процессуальным кодексом, самостоятельно принимать решения и проводить следственные и другие процессуальные  действия,  за  исключением  случаев,  когда  законом предусмотрено  утверждение  их  начальником  органа  дознания, предусмотрены санкция прокурора или решение суда.

Начальник  органа  дознания  организует  принятие  необходимых уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, предупреждения  и  пресечения  преступлений.  Начальник  органа дознания  утверждает  постановления  о  производстве  основных процессуальных  действий,  утверждает  протоколы  о  задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений и протокол обвинения.

Указания начальника органа дознания по уголовному делу не могут  ограничивать  самостоятельность  дознавателя,  его  права.

Указания даются в письменной форме и обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурору.

Порядок и сроки дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, установлены статьей 285 УПК РК.  Дознание производится в десятидневный срок с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела до передачи уголовного дела прокурору для направления его в суд.

Этот срок может быть продлен начальником органа дознания до тридцати суток.

Для  установления  обстоятельств  могут  быть  произведены следственные действия, истребованы справки о наличии или отсутствии  у  лица,  подозреваемого  в  совершении  преступления, судимости, характеристики с места его работы или учебы, иные материалы, имеющие значение для дела, а также произведен опрос потерпевшего, свидетеля.

Потерпевший (свидетель) может быть опрошен в устной форме.

Результаты опроса оформляются справкой, в которой указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства или работы потерпевшего (свидетеля), степень и характер его информированности. 

Допрос лица в качестве потерпевшего (свидетеля) производится, как правило, в случаях, когда есть основания полагать, что в связи  с  предстоящим  выездом  из  данной  местности,  переменой места жительства, по состоянию здоровья либо по иным причинам он  не  сможет  принять  участия  в  судебном  разбирательстве  уголовного дела. Лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, допрашивается в качестве подозреваемого.

Дознаватель  по  окончании  дознания  составляет  протокол  обвинения. К протоколу приобщаются все материалы, полученные в ходе дознания, а также список лиц, подлежащих вызову в суд. 

Лицо, в отношении которого в установленном порядке составлен протокол обвинения, признается обвиняемым.   Начальник органа дознания, изучив протокол обвинения и приложенные к нему материалы утверждает протокол и передает материалы прокурору для направления в суд или отказывает в утверждении протокола.

После утверждения протокола обвинения все материалы дела представляются для ознакомления обвиняемому и его защитнику, а при наличии соответствующего ходатайства — потерпевшему и его представителю. Об ознакомлении указанных лиц с материалами дела, а также о заявленных ими ходатайствах и результатах их рассмотрения делаются соответствующие записи в протоколе обвинения.

Протокол  обвинения,  утвержденный  начальником  органа  дознания, вместе с материалами дела передается прокурору для направления  в  суд.  Копия  протокола  обвинения  органом  дознания вручается обвиняемому. Если дело было возбуждено по заявлению или сообщению граждан, должностных лиц или организаций, они уведомляются об окончании дознания и передаче дела прокурору для направления его в суд4.

 

4. Органы оперативно-розыскной деятельности

 

Оперативно-розыскная  деятельность  осуществляется  во  всех странах мира и является служебной необходимостью для раскрытия преступлений, когда оказывается недостаточным традиционный  набор  следственных  действий.  Оперативно-розыскная  деятельность долгие годы в стране осуществлялась при отсутствии какого бы то ни было законодательного регулирования, на основании одних лишь сугубо секретных ведомственных циркуляров.

Не  было  также  никаких  официальных  правил  использования  ее результатов в доказывании.

За всю историю нашего государства оперативно-розыскная деятельность  впервые  получила  законодательную  регламентацию  с принятием  Закона  «Об  оперативно-розыскной  деятельности»  от 15 сентября 1994 года.

Оперативно-розыскная деятельность — научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций. Основной задачей оперативно-розыскной деятельности остается своевременное обнаружение и обеспечение полного и быстрого раскрытия преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания,  следствия  и  суда,  уклоняющихся  от  уголовного  наказания, без вести пропавших граждан. Также актуальной задачей является  пресечение  разведывательно-подрывной  деятельности специальных служб иностранных государств, обеспечение охраны государственной границы, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну и поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в соответствии с принципами законности, соблюдения прав и свобод, уважения достоинства личности, равенства граждан перед законом, на основе конспирации, сочетания гласных и негласных методов, профессиональной этики.

Не  допускается  осуществление  оперативно-розыскных  мероприятий, а также использование полученной информации для достижения целей и задач, не предусмотренных законом. Полученные  в  результате  оперативно-розыскной  деятельности  сведения, касающиеся личной жизни, чести и достоинства личности, если в них не содержится информация о совершении запрещенных законом действий, хранению не подлежат и уничтожаются.

Лицо, виновность которого в подготовке или совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,  сведения,  послужившие  основанием  для  его  проверки и о характере имеющейся в отношении него информации в пределах, исключающих разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны.

Информация о работе Органы выявления и расследования преступлений в РК