История военной школы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:19, реферат

Краткое описание

25 января 2011 года военно-учебные заведения российских Вооруженных Сил отмечают 310-летие отечественной системы военного образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

1. Из опыта работы военно-учебных заведений России второй половины ХIХ - начала ХХ веков……………………………………………………………………………………………..5

2. О реформе военной школы………………………………………………………………….13

3. Проблемы развития военной школы………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.00 Кб (Скачать файл)

 Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………...3

1. Из опыта работы военно-учебных  заведений России второй половины ХIХ - начала ХХ веков……………………………………………………………………………………………..5

2. О реформе военной  школы………………………………………………………………….13

3. Проблемы развития военной школы………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы:

25 января 2011 года военно-учебные заведения российских Вооруженных Сил отмечают 310-летие отечественной системы военного образования. Первым военно-учебным заведением России стала так называемая навигацкая школа, созданная в Москве высочайшим именным указом от 25 января (14 января по старому стилю) 1701 года. Этим указом Петр I постановил: "...быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению".

Историческое значение навигацкой школы состоит не только в том, что она положила начало созданию отечественной системы военного образования. Она явилась также первым светским и первым техническим учебным заведением России. Поэтому 310-летие ее создания вместе с военно-учебными заведениями отмечает вся профессиональная инженерная и техническая школа страны. Создание в 1992 году российских Вооруженных Сил поставило перед военной школой новые сложные задачи, которые она должна была исполнить.

В начале 2012 года в Общественной палате России прошли слушания, посвященные  проблемам военного образования. Эту же тему обсуждали на слушаниях в Государственной Думе. Анализ ситуации с военным образованием, сделанный экспертами на обоих мероприятиях, неутешительный – система подготовки кадров для армии и флота переживает острый кризис. Комиссия Общественной палаты по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов вскоре направит президенту, в правительство и Совет безопасности РФ материалы слушаний.

Моя работа состоит из трёх разделов, в них я рассматриваю:

  • опыт работы военно-учебных заведений России второй половины ХIХ - начала ХХ веков;
  • Современную реформу военной школы;
  • Проблемы развития военной школы.

Два последних года военные  вузы страны не осуществляли набор  курсантов для подготовки их по офицерским должностям. В нынешнем году, по словам директора Департамента образования  российского военного ведомства  Екатерины Приезжевой, кадровый заказ на подготовку офицеров составит всего 8,5 тыс. человек. Это почти в три раза меньше, чем набиралось курсантов в военные вузы в начале 2000-х годов. А ведь тогда офицеров в войсках катастрофически не хватало. Помимо военных училищ и академий их готовили на военных кафедрах гражданских высших учебных заведений. Теперь все по-другому. Штатную численность офицерского состава в армии и на флоте сократили почти в два раза. Теперь на многих офицерских должностях находятся малообразованные сержанты, которых по ускоренной программе готовят некоторые военные училища.

Военные эксперты также озабочены  тем, что в вооруженных силах  происходит «неоправданное сокращение высших учебных заведений, что ведет  к потере ряда уникальных военно-научных  школ». К примеру, в конце прошлого года президент России подписал указ о создании в армии нового рода – войск Воздушно-космической  обороны (ВКО), но единственная академия в Твери, которая готовит командиров подразделений и соединений ВКО, приказом министра обороны после 4 июля с.г. будет расформирована.

Неоправданное сокращение авторитетных академий – это лишь одна беда. По мнению экспертов, не в лучшую сторону изменена и система обучения военному делу. Вместо полноценного обучения в течение трех лет в академии военное образование переходит на непонятную систему одногодичных курсов повышения квалификации.

На современном этапе  развития военного дела пришло время исправлять ошибки в реформе военного образования. Иначе будет поздно. Но для начала необходим серьезный анализ сложившейся системы подготовки военных кадров. Крайне необходимо принятие закона о военном образовании в РФ. И, конечно же, необходимо срочно приостановить неоправданное сокращение элитных военных академий, то есть создать условия для сохранения военно-научных школ. В противном случае облик у Российской армии, созданный нашими предками, будет утерян.

Источниковая база исследования

В процессе написания  работы были широко использованы периодические издания, официальные документы, касающиеся данной проблематики.

Были взяты нормативно правовые документы. Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Нормативные акты, принимаемые органами государства, безусловно, доминируют в системе источников советского права. К нормативно-правовым документам относятся различные Федеральные законы. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" Статья 35., Решение ВС РФ от 14 ноября 2000 года № ВКПИ00-68,

 

1. Из опыта работы  военно-учебных заведений России  второй половины ХIХ - начала  ХХ веков.

Не все было гладко в  процессе становления и развития системы подготовки командных кадров для вооруженных сил России. За прошедшие годы военное образование  знало и значительные взлеты, и  периоды упадка. Тем не менее, главным  итогом проделанной за три столетия работы стал накопленный богатейший опыт, который можно с успехом  использовать и в современных  условиях.

В настоящее время военная  школа переживает не лучшие времена. Наряду с финансовыми и хозяйственными, встают проблемы чисто педагогического  характера. Среди них наиболее остро - задача повышения качества знаний и умений будущих офицеров. Отзывы о молодых офицерах, получаемые из частей, свидетельствуют, что выпускники вузов зачастую имеют весьма посредственную подготовку и не справляются с возложенными на них обязанностями.

Причин создавшегося положения  предостаточно. Не секрет, что в результате произошедших в обществе перемен  резко снизился уровень подготовки учащихся средней общеобразовательной  школы. Во многих школах отсутствует  мотивация учеников на хорошую учебу, поэтому значительная часть курсантов, вчерашних школьников, не выработала целевой установки на получение  прочных знаний. В лучшем случае их интересует отметка, которая пойдет в диплом, но никак не конкретные знания или умения. Они учатся по инерции, с трудом переходя с курса  на курс.

Положение осложняется еще  и тем, что, как показывают исследования, проведенные в одном из ярославских  военных учебных заведений, свыше  одной трети курсантов не находят  прямой связи между качеством  своей учебы и успешностью  будущей службы. Более того, значительная часть обучаемых считает, что  карьерный рост зависит в основном от влиятельности родственников  или личных связей с «нужными людьми». Много претензий в этой связи предъявляется к педагогам военно-учебных заведений. Уровень их квалификации в современных условиях не может не вызывать тревоги. Об этом говорят и социологические исследования. Так, если в условиях академического образования, по самым скромным подсчетам, до 30% преподавателей не имеют специального педагогического образования, то в отдельных военных институтах и филиалах университетов эта цифра достигает 80%, а более половины кафедр возглавляют офицеры, не имеющие научно-педагогической квалификации.

Все вышесказанное, наряду с  длинным перечнем других причин, в  конечном итоге снижает уровень  профессиональной подготовленности офицерских кадров, а, следовательно, и боевую готовность армии и флота. И это при  том, что современным Вооруженным  Силам необходимы выпускники вузов, адаптированные к изменившимся условиям жизнедеятельности войск, способные  творчески решать новый тип практических и познавательных задач, осознавать и усваивать культурные ценности, выработанные обществом. Проблема повышения  качества получаемого образования  не нова, она стояла и перед нашими предшественниками. В разные годы она  решалась по-разному и с различной  степенью успеха. Видимо, будет небезынтересно рассмотреть некоторые из путей  решения этой проблемы, приводившие  к положительным результатам.

По свидетельству специалистов, своего качественного пика военное  образование России достигло во второй половине XIX века, когда в результате проведенных реформ значительно  улучшилось качество подготовки специалистов для армии и флота. Учитывая, что  современные Вооруженные Силы России находятся в состоянии реформирования, этот период вызывает наибольший интерес  исследователей. Обратимся к нему и мы.

Стало уже азбучной истиной  положение о том, что качество подготовки специалистов зависит, прежде всего, от качественного состава  преподавателей. Именно в вопросе  обеспечения военной школы высококвалифицированным  преподавательским составом во второй половине XIX века был сделан качественный скачок. Как известно, университетский  устав 1863 года предоставил высшей школе  значительную автономию, в том числе  право выбора ученым советом университета ректора и проректора, избрание по конкурсу профессоров, избрание на советах  факультетов деканов и др. Все  эти нововведения с учетом военной  специфики внедрялись и в военной  школе. Анализ системы подготовки профессорско-преподавательского состава в дореволюционной России наглядно показывает, что ее создатели  пытались целенаправленно противодействовать попыткам занять должность преподавателя некомпетентными специалистами. С другой стороны, также целенаправленно велась политика повышения социального статуса военного педагога. На обеспечение этих главных задач была направлена вся совокупность мероприятий, проводившихся по отбору, подготовке, повышению квалификации и стимулированию преподавателей для военно-учебных заведений. Во второй половине XIX века подготовка военно-педагогических кадров осуществлялась по следующим направлениям:

- в военно-педагогических  заведениях России. В указанный  период таковыми являлись Учительская  семинария и Педагогические курсы,  образованные при Московском  училище военного ведомства в  1864 году;

- через систему отбора  профессорско-преподавательского состава  для средних и высших военно-учебных  заведений.

В семинарию и на курсы  принимались в первую очередь  лица, имеющие высшее образование. На оставшиеся вакансии могли претендовать офицеры, прослужившие в частях армии  не менее 2-х лет.

Объем знаний, навыков и  умений, полученных семинаристами и  слушателями педагогических курсов, давал им возможность успешно  решать учебно-воспитательные задачи в средних общеобразовательных  военно-учебных заведениях.

При нехватке педагогических кадров на должности преподавателей производился отбор из числа наиболее способных и талантливых офицеров и гражданских преподавателей. Основная масса кандидатов допускалась к  преподаванию в военных и юнкерских  училищах только после успешной сдачи  экзамена и проведения пробных лекций. Исключение составляли лишь профессора, адъюнкты и преподаватели военных академий. Для высших военно-учебных заведений (академий) отбор профессорско-преподавательского состава был еще более жестким. Военные педагоги имели ряд льгот по сравнению с войсковыми офицерами, что способствовало престижности их службы, повышало ответственность за качество и результаты своего труда и одновременно являлось мощным стимулом к развитию профессиональных качеств. В частности, офицер-педагог получал жалование на ступень выше при исчислении срока службы (каждые 5 лет службы в училище засчитывались за 7 лет), ему предоставлялось право обучать своих детей за казенный счет и ряд других льгот. Выше было и жалование. В результате такой целенаправленной работы даже в средних военно-учебных заведениях сосредотачивались лучшие педагогические и научные кадры страны.

К сожалению, в начале царствования Александра III Педагогические курсы (1883 г.) и семинария Военного ведомства (1885 г.) были закрыты. Гражданские воспитатели  были заменены офицерами, в большинстве  своем не имевшими педагогических навыков, хорошего строевика предпочитали педагогу. Эта тенденция стала доминирующей в вузах Русской Армии, поэтому  очень скоро качественный состав преподавателей претерпел изменения  далеко не в лучшую сторону, особенно в провинциальных учебных заведениях. По воспоминаниям А. А. Игнатьева, за исключением 4-5 преподавателей Киевского  кадетского корпуса, «все остальные  педагоги были ничтожества и смешные  карикатуры». Тенденция замещения  преподавательских должностей офицерами-практиками, не имеющими педагогического образования, была характерна также и для вузов  Советской Армии. В настоящее  время она продолжает оставаться доминирующей в военно-учебных заведениях Российской Армии. Более того, по сравнению  с недавним прошлым положение  ухудшилось.

Конечно, перестройка системы  подготовки педагогических кадров потребует  значительных материальных затрат и  времени, но если мы не хотим лишить свою армию и флот всесторонне  образованных и высокопрофессионально  подготовленных офицеров, начинать ее необходимо уже сейчас. В то же время  в опыте наших предшественников есть и находки, претворение которых  в жизнь не потребует значительных издержек, но может принести при  правильном использовании значительный эффект. Каждое военно-учебное заведение  в выборе форм и методов учебно-воспитательного  процесса обладало некоторой степенью самостоятельности, но при этом все  они руководствовались правилом, что «общая цель воспитания состоит  в том, чтобы развить в душе питомца нравственную норму во всей ее чистоте и привести в строгое  согласие с этой нормой все его  действия, затем развить духовные способности воспитанника и преподать  ему требуемые знания и умения…». Одним из лучших учебных заведений России середины XIX века заслуженно считался Морской корпус. Он являлся основным учебным заведением, готовящим кадры флотских офицеров. Учебно-воспитательная работа в корпусе всегда была на высоте. Курс обучения, по отношению к армейским учебным заведениям, был значительно сложнее, особенно в отношении математики, иностранных языков и морского дела. Благодаря этому из стен Морского корпуса вышли знаменитые флотоводцы, великие путешественники, а также немало и тех, кто составил славу русской науке и искусству.

Успехам питомцев корпуса  в немалой степени способствовал  умело поставленный воспитательный процесс. Конечно, некоторые методы воспитания в современных условиях воспринимаются не более как занимательный  курьез, большинство же других способов улучшения учебно-воспитательного  процесса заслуживают самого пристального внимания. Так, за прилежание кадеты в качестве премии получали яблоки и груши, имена отличившихся заносились на «красную доску», провинившихся же ставили «под лампу», то есть под люстру в огромном зале, и давали в обед лишь хлеб и щи. Воспитанников младших классов, получавших по двенадцатибалльной системе по наукам «0» либо «1», наказывали розгами каждую субботу.

Информация о работе История военной школы в России