Дисциплинированность как качество личности военнослужащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

В российских Вооруженных Силах набирает размах военная реформа. Конечно же, она преобразит их облик. Это будет армия, отвечающая требованиям разумной и надежной достаточности для обороны. Современный, очень непростой этап реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации со всей очевидностью требует высокой организованности, уставного порядка во всех без исключения воинских частях и подразделениях, крепкой воинской дисциплины.
Изменения в личном составе, связанные с нынешней чрезвычайно сложной социально-экономической и политической ситуацией в российском обществе, изменения в характере решаемых российскими войсками задач и, в частности, миротворческая деятельность, а также постоянная угроза сокращения и вызванные этим изменения во взаимоотношениях между различными категориями военнослужащих, требуют также совершенствования методики работы по укреплению воинской дисциплины, смещения акцентов на такие приемы и способы, которые более всего отвечали бы реалиям сегодняшнего дня, давали бы наибольший эффект в укреплении дисциплины и предупреждении правонарушений.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа курсанта Воронович А.В. ВУ МО 2013.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

В своем исследовании я исходил из позиции сопоставительного анализа влияния значимости инструментальных и терминальных ценностей на формирование дисциплинированности военнослужащего.

Для диагностики уровня значимости различных инструментальных ценностей использовал методику М. Рокича в части, касающейся диагностики инструментальных ценностей. Разделил представленный в методике список инструментальных ценностей на коллективистские инструментальные ценности и индивидуалистические инструментальные ценности, данная методика описывалась мною ранее. Полученные результаты представлены в Приложении 3, а также отображены графически (рис. 1):

Рис. 1. Значимость для испытуемых отдельных инструментальных ценностей

По данным результатам мы видим, что для испытуемых более значимыми являются такие инструментальные коллективистские ценности как: самоконтроль и широта взглядов, а менее значима такая ценность как чуткость. Если говорить про инструментальные индивидуалистические ценности, то наиболее значимыми ценностями являются такие ценности как: твердая воля и независимость, а менее значимой ценностью для военнослужащих является высокие запросы.

 Как я отмечал в §2.1., мной был разработан опросник, позволяющий выявить уровень значимости для испытуемых  терминальных ценностей, значимых на военной службе. Представленный в опроснике список ценностей я также разделил на коллективистские терминальные ценности, и индивидуалистические терминальные ценности. Полученные результаты я отобразил в Приложении 4, а также графически (рис. 2)

Рис. 2. Значимость для испытуемых отдельных терминальных ценностей

По данным результатам мы видим, что для военнослужащих более значимыми, являются такие терминальные коллективистские ценности как: войсковое товарищество и знакомство и общение с новыми людьми а менее значимая ценность это четкая регламентация и дисциплина.

 Если говорить про терминальные индивидуалистические ценности то наиболее значимыми ценностями являются такие ценности как: уважение со стороны родителей, обеспечение жильем и стабильное материальное обеспечение, а менее значимой ценность познания.

Как отмечалось мною ранее (§1.2), измерение «Индивидуализм–коллективизм» отражает отношение человека к сообществу и к себе подобным. В индивидуалистических сообществах людьми движет главным образом личный интерес и интересы ближайших членов семьи. Поэтому индивидуалистические сообщества более ориентированы на уважение прав человека и высокую ценность человеческой жизни, к ним относятся страны западного типа. В организациях индивидуалистического типа ценится рационализм, логика и когнитивная последовательность.

В коллективистских же сообществах, каждый индивидуум склонен соблюдать интересы прежде всего социальных групп, к которым он принадлежит и не иметь мнений или убеждений, отличных от принятых в обществе, к ним относятся страны восточного типа. В обмен на эту лояльность группа должна защищать своих членов, когда им что-то угрожает. Кроме того, "коллективизмом" и "индивидуализмом" называют эмоциональное отношение к собственному поведению, что очень важно для нашего исследования.

По результатам проведенного исследования я получил данные об особенностях ценностной сферы личности по каждому испытуемому. Данные занесены в таблицы (Приложения 3, 4). Общее представление полученных данных отображены графически (рис. 1, 2). Полученные результаты будут мной использованы при определении зависимости дисциплинированности военнослужащего от его ценностной сферы.

Для оценки дисциплинированности военнослужащего я провел диагностику согласно «Программы изучения и оценки индивидуально-личностной дисциплинированности военнослужащего», раздел: «Мотивационные основы дисциплинированности». Для работы с  Программой в целях оценки уровня развития дисциплинированности каждого испытуемого мною были привлечены командиры взводов. Полученные результаты показывают, что из всех испытуемых 60% имеют средний уровень дисциплинированности 18% низкий уровень и 22% высокий уровень дисциплинированности.

Так как дисциплина есть объективный показатель дисциплинированности, для подтверждения данных оценки командирами дисциплинированности подчиненных по методике «Программа изучения и оценки индивидуально-личностной дисциплинированности военнослужащего», характеризующих уровень сформированности дисциплинированности у испытуемых, мной был осуществлен анализ результатов деятельности (анализ дисциплинарных карточек). Причем была дана количественная оценка дисциплины каждого военнослужащего: каждое поощрение и взыскание приобрели численное значение, соответствующие коэффициентам по степени значимости (1, 2 или 3). Количественная оценка дисциплины военнослужащих заключается в положительном или отрицательном значении разницы поощрений и взысканий: (Д = П – В).

Данные полученные с применением «Программы изучения и оценки индивидуально – личностной дисциплинированности военнослужащего», и данные анализа дисциплинарных карточек я проранжировал по каждому испытуемому, затем вывел средний ранг, показывающий выявленный уровень дисциплинированности по каждому испытуемому. В результате, я  получил реальную картину, на которой был выражен уровень дисциплинированности каждого испытуемого, полученные данные я занес в таблицу (Приложение 5). Таким образом я достиг одну из тех целей, которую ставил перед собой для успешного проведения исследования.

Далее, результаты, которые я получил с применением вышеописанных методик, характеризующие  анализируемые переменные (независимую и зависимую): ценностную сферу личности и дисциплинированность испытуемых, я  сопоставил для выяснения наличия и степени выраженности зависимости одной переменой от другой (в данном случае зависимость уровня дисциплинированности от особенностей ценностной сферы личности военнослужащего). Данные методики позволили наиболее эффективно изучить влияние ценностной сферы личности на дисциплинированность военнослужащего и прийти к решению тех задач, которые были поставлены в начале исследования.

Определил коэффициент ранговой корреляции (по Спирмену) между показателями уровня сформированности дисциплинированности и показателями степени значимости для каждого испытуемого отдельных инструментальных и терминальных ценностей. А также, коэффициент корреляции между уровнем дисциплинированности и средним рангом по группе ценностей: коллективистскими инструментальными, коллективистскими терминальными, индивидуалистическими терминальными и индивидуалистическими инструментальными ценностями. Результаты представил в виде лепестковых диаграмм (рис. 3 - 6).

Рис. 3 Уровень корреляционной связи между показателями, характеризующими развитие дисциплинированности у испытуемых и значимость для них отдельных индивидуалистических инструментальных ценностей

Оценка уровня корреляционной связи строилась нами исходя из таблицы критических значение  коэффициента корреляции Спирмена для объема выборки, равного 47 человек.

Таблица 1.

Критические значения коэффициента корреляции Спирмена

при n = 47 для разных степеней достоверности

 

n

р

0,10

0,05

0,01

0,001

47

0,243

0,288

0,372

0,465


На данной диаграмме (рис. 3) мы видим, что наиболее высокий уровень зависимости в положительном влиянии на дисциплинированность (при р < 0,001) выражает такая индивидуалистическая ценность как: честность (искренность), это можно объяснить тем что, человек для которого более значима данная ценность наиболее склонен к соблюдению социальных норм, а это говорит о том  что он, более легко принимает те порядки и правила которые установлены в обществе, и в связи с этим  уровень дисциплинированности у личности которой преобладает данная ценность будет выше, а слабое (при р < 0,001) отрицательное влияние на дисциплинированность выражает такая ценность как: независимость, это можно объяснить тем, что личность, у которой преобладает данная ценность отделяется от общества и ей очень тяжело смирится с тем порядком и установленными в обществе нормами, а это в значительной степени влияет на уровень дисциплинированности.

Рис. 4 Уровень корреляционной связи между показателями, характеризующими развитие дисциплинированности у испытуемых и значимость для них отдельных коллективистских инструментальных ценностей

На данной диаграмме (рис. 4) мы видим, что наиболее высокий уровень зависимости в положительном влиянии на дисциплинированность выражают  такие коллективистские инструментальные ценности как: самоконтроль, исполнительность и ответственность (при р < 0,001), данные ценности будут оказывать значимое влияние на формирование дисциплинированности военнослужащих, а это объясняется тем, что высокая значимость данных ценностей подразумевает постоянную требовательность к себе, четкое и своевременное выполнение поставленных задач, и соблюдение тех норм, которые установлены в обществе. У военнослужащих, которых преобладают данные ценности, как правило, очень высокий уровень дисциплинированности.

Рис. 5 Уровень корреляционной связи между показателями, характеризующими развитие дисциплинированности у испытуемых и значимость для них отдельных индивидуалистических терминальных ценностей

Данная диаграмма (рис. 5) показывает, что наиболее значимое положительное влияние на дисциплинированность военнослужащих оказывает такая ценность как: возможность карьерного роста это можно объяснить тем что, та личность, у которой преобладает данная ценность, старается соблюдать те установленные нормы и правила, которые предъявляет ему общество, а также четко и своевременно выполнять все полученные задачи. Также мы видим, что положительное влияние на дисциплинированность военнослужащего будет оказывать такая ценность как: уважение со стороны родителей этот факт мы можем объяснить тем, что высокая значимость данной ценности предполагает старание выполнять классические нормы общества (которые, по сути, имеют положительное соотношения с требованиями воинской дисциплины), и тем самым получать положительную оценку своей деятельности со стороны родителей.

Рис. 6 Уровень корреляционной связи между показателями, характеризующими развитие дисциплинированности у испытуемых и значимость для них отдельных коллективистских терминальных ценностей

На составленной нами диаграмме (рис. 6) мы видим самый высокий уровень зависимости (положительного влияния) уровня значимости отдельных ценностей на дисциплинированность,  чем на ранее рассмотренных нами диаграммах, и это такие ценности как: четкая регламентация и дисциплина деятельности, защита Государства и передача опыта молодому пополнению.

Проанализировав полученные данные после проведения мною методик, и сделав вывод по составленным диаграммам, оказалось, что по соотношению значимых и не значимых связей между показателями дисциплинированности и отдельными инструментальными и терминальными ценностями, наиболее выраженное влияние на формирование дисциплинированности у военнослужащих демонстрирует сфера коллективистских ценностей (рис. 7). Здесь прослеживается сильная зависимость, прямая связь, что подтверждает выдвинутую мной гипотезу о том, что коллективистская ценностная ориентация в большей степени, нежели индивидуалистическая ценностная ориентация, способствует формированию дисциплинированности у военнослужащих. Если поставить перед собой вопрос: (почему индивидуалистические и коллективистские ценности оказывают разное влияние на формирование дисциплинированности?)

 У личности, которой преобладают  индивидуалистические ценности, более важно достижение личных, а не общественных целей. Поэтому индивидуалистическая направленность требует меньше гармонии и соответствия социальной группе и меньше значения придает конформизму в отношении групповых норм, люди такой ценностной ориентации не обязательно приносят свою самостоятельность и самосознание в жертву интересам группы, в которой они состоят, у них есть свои взгляды и интересы, от которых они не отступают ради коллектива. Индивидуалистические культуры поощряют и ценят индивидуальность и уникальность человека; иерархическая власть и социальные различия здесь сведены к минимуму. В военной среде, где упор ставится на достижение общих целей, единство и взаимосвязь в подразделении, в связи с этим ряд индивидуалистических ценностей оказывает негативное влияние на формирование дисциплинированности.

Люди коллективистской ценностной ориентации высоко ценят групповые интересы; определяют себя больше через групповую принадлежность, чем через свои собственные качества. Такой военнослужащий склонен придерживаться иерархической дифференциации и вертикальных связей в воинском коллективе, а свое поведение он корректирует в соответствии со своим положением в иерархической структуре коллектива. В этом случае мы можем ожидать большей самоотверженности человека в достижении групповых целей. Мы наблюдаем более тесное сотрудничество военнослужащих друг с другом, даже если оно предполагает подавление собственных чувств, мыслей и устремлений во имя групповой гармонии. Это означает, что военнослужащие стараются найти пути согласия друг с другом, сводя к минимуму межличностные различия. Все это оказывает положительное влияние на формирование дисциплинированности.

Рис. 7 Уровень корреляционной связи между показателями, характеризующими развитие дисциплинированности у испытуемых и значимость для них отдельных групп ценностей

 

В результате проведенного исследования и сравнительных анализов, я могу сделать следующие выводы: ценностная сфера личности в значительной степени влияет на дисциплинированность военнослужащих. Это подтверждает основную выдвинутую мной гипотезу о том, что особенности ценностной сферы личности оказывают значимое влияние на формирование дисциплинированности военнослужащего.

 Также было подтверждено выдвинутое мной предположение о том, что коллективистская ценностная ориентация в большей степени, нежели индивидуалистическая ценностная ориентация, способствует формированию дисциплинированности у военнослужащих. С моей точки зрения, полученные результаты имеют значительный практический интерес, результаты данного исследования могут быть использованы в целях совершенствования работы по дисциплинированию военнослужащих путем повышения значимости у подчиненных коллективистской ценностной ориентации.

Информация о работе Дисциплинированность как качество личности военнослужащего