Дисциплинированность как качество личности военнослужащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

В российских Вооруженных Силах набирает размах военная реформа. Конечно же, она преобразит их облик. Это будет армия, отвечающая требованиям разумной и надежной достаточности для обороны. Современный, очень непростой этап реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации со всей очевидностью требует высокой организованности, уставного порядка во всех без исключения воинских частях и подразделениях, крепкой воинской дисциплины.
Изменения в личном составе, связанные с нынешней чрезвычайно сложной социально-экономической и политической ситуацией в российском обществе, изменения в характере решаемых российскими войсками задач и, в частности, миротворческая деятельность, а также постоянная угроза сокращения и вызванные этим изменения во взаимоотношениях между различными категориями военнослужащих, требуют также совершенствования методики работы по укреплению воинской дисциплины, смещения акцентов на такие приемы и способы, которые более всего отвечали бы реалиям сегодняшнего дня, давали бы наибольший эффект в укреплении дисциплины и предупреждении правонарушений.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа курсанта Воронович А.В. ВУ МО 2013.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

Процедура использования методики следующая:

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Проанализировав представленный в методике список терминальных и инструментальных ценностей, я пришёл к решению использовать в целях нашего исследования лишь ту часть методики, которая позволяет оценить уровень значимости для испытуемых инструментальных ценностей. Что касается диагностики уровня значимости терминальных ценностей, то я пришёл к выводу, что представленный в методике Рокича список ценностей целей не отражает в достаточной мере связь особенностей ценностной сферы и тех качеств личности, которые в значительной мере связанны с военной службой. Поэтому в целях диагностики уровня значимости терминальных ценностей, я разработал собственный опросник.

При интерпретации полученных результатов по методике Рокича рекомендуется группировать анализируемые ценности в смысловые блоки. Некоторые исследователи выделяют "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности по различию субъективного структурирования системы ценностных ориентации [68].

Я же, исходя из задач исследования,  решил разделить на следующие категории (представленный в методике список инструментальных ценностей): на коллективистские инструментальные ценности и индивидуалистические инструментальные ценности.

Это было сделано следующим образом:

Список Б (инструментальные ценности):

Индивидуалистические   ценности: 

Коллективистские ценности:

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

– воспитанность (хорошие манеры);

– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

– исполнительность (дисциплинированность);

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

– честность (правдивость, искренность);

– чуткость (заботливость).

 

 

Отметчу, что при группировке ценностей в блоки коллективистских и индивидуалистических ценностей был задействован не весь список инструментальных ценностей, а лишь те позиции, которые поддаются четкой интерпретации в качестве индивидуалистических либо коллективистских. Описаниями процедуры интерпретации данных методики такой подход допускается [46].

В дальнейшем изложении я буду использовать слова "индивидуалистические ценности" и "коллективистские ценности".

В данном исследовании для выявления уровня значимости отдельных терминальных ценностей, связанных с формированием дисциплинированности у военнослужащих, мной был разработан опросник с целью выявления структуры терминальной ценностной ориентации, связанной с военной службой. В данный опросник я включил именно те терминальные ценности, которые в значительной степени связаны со сферой военной службы. Работа, проведенная в целях разработки опросника была проделана в несколько этапов. На первом этапе был проведен экспертный опрос офицерского состава батальона, с целью выявить мнение по вопросу о наиболее значимых личностных ценностях, связанных с военной службой: (вопрос: Какие, по вашему мнению, личностные ценности военнослужащих могут быть связанны с военной службой?). Далее, ответы респондентов были проанализированы и сгруппированы с помощью метода семантического сходства.

Полученный в результате список терминальных ценностей, связанных с военной службой также разделили на две группы: индивидуалистические и коллективистские ценности.

Это было сделано следующим образом:

Список терминальных ценностей, связанных с военной службой

Индивидуалистические   ценности: 

Коллективистские ценности:

Активность, динамизм деятельности

Передача опыта молодому пополнению

Физическое развитие

Защита государства (любовь к родине, чувство долга)

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры)

Четкая регламентация и дисциплина деятельности


 

Стабильное материальное обеспечение (отсутствие материальных затруднений)

Знакомство, общение с новыми людьми

Возможность карьерного роста

Войсковое товарищество

Уверенность в себе

 

Обеспечение жильем

 

Любовь к оружию, военной технике

 

Интерес к выбранной специальности

 

Уважение со стороны родителей (родственников)

 

 

Работа с опросником предполагает определение сравнительной значимости для испытуемого представленных в опроснике терминальных ценностей.

Для оценки дисциплинированности военнослужащего: я провел диагностику с привлечением: «Программы изучения и оценки индивидуально – личностной дисциплинированности военнослужащего» (Приложение 2) [63].

Данная методика является отражением теоретических представлений о структуре индивидуально – личностной дисциплинированности. Операционализация таких представлений проведена посредством анализа, то есть «деления» сложных компонентов на более простые  составляющие, и использования более однозначных категорий, позволяющих с известной вероятностью оценить выраженность соответствующих компонентов дисциплинированности конкретного человека.

Условием применения данной методики является знакомство с человеком, дисциплинированность, которого оценивается, и владение «словником», помогающим ориентироваться в строении личностной дисциплинированности.

Второй способ использования методики – целенаправленный поиск в поведении и деятельности изучаемого воина признаков, отраженных в содержании «словника». Следовательно, методика может рассматриваться как программа наблюдения, беседы и долговременного  изучения дисциплины личного состава путем применения известных в психологии методов.

Чем выше психологическая культура офицера, тем быстрее он приобретает навык работы с методикой оценки дисциплинированности и тем надежнее получаемые результаты.

Основу методики образует перечень качеств личности, которые являются элементами, входящими в состав отдельных структурных звеньев дисциплинированности. Они сгруппированы в несколько блоков: мотивационный, характерологический, дисциплинарной компетентности, самодисциплины и повиновения. Работа с методикой заключается в том, чтобы в зависимости от предполагаемой выраженности того или иного качества выставить оценку в соответствии с ключом. При подсчете используется коэффициент, учитывающий удельный вес разных качеств и их отношение к дисциплинированности или недисциплинированности. Чем больше сумма баллов с положительным знаком, тем интенсивнее выражен соответствующий компонент дисциплинированности.

Охарактеризуем следующие компоненты, которые являются составляющими программы. Из данной программы нами был взят только один раздел «Мотивационная основа», потому что данный раздел раскрывает сущность военной дисциплинированности, основное содержание этого понятия, а также данный раздел более тесно связан с ценностной сферой личности.

Мотивационные основы характеризуются личностным отношением к законам, ОВУ, а также воинской дисциплине в целом. Мотивация не исчерпывает всей мотивации личности, так как личностное пространство значительно шире профессионального. Вместе с тем, дисциплинированность реализуется не только через профессиональные мотивы, но и более широкие побуждения, связанные с самовыражением, саморазвитием, общественным признанием и другими социальными притязаниями. Поэтому этот блок состоит из следующих разделов:

1) Отношение к законам и законности, т.е. отношение  военнослужащего к соблюдению законности и к основным законам Российской Федерации; отношение в ОВУ характеризует отношение военнослужащего к основным положениям устава и его личное понимание необходимости изучения; отношение к командирам, отношение  к военной присяге говорит о личностной направленности военнослужащего на выполнения долга по защите и обороне Родины.

2) Навыки и умения дисциплинированного  поведения и умственных качеств, влияющих на соблюдение уставного порядка»

3) Самодисциплина как индивидуально  – личностная характеристика военнослужащего,

Самодисциплина характеризует способность данной личности к саморегуляции, умение анализировать правильность целеполагания, выбора средств достижение целей, результаты своих действий и поведенческих актов, а также степень их соответствия поставленным задачам и вносить коррективы в свое поведение.

4) Исполнительность показывает  отношение военнослужащего по  выполнению приказов командиров, понимание необходимости выполнения полученных распоряжений.

Сопоставление результатов по каждому из блоков дает индивидуальный психологический профиль дисциплинированности, характеризующий, степень развития ее отдельных компонентов. Профиль позволяет также определить индивидуальный стиль (тип) дисциплинированного поведения, в частности, отнести его либо к категории развитой самодисциплины, либо к категории, в которой преобладает повиновение, т.е. коммуникативный аспект дисциплинированности.

Применение данной методики предполагает привлечение командиров для оценки дисциплинированности подчиненных. Так как отработка всех блоков Программы достаточно трудоемкий процесс, я посчитал достаточным отработку первого блока Программы – «Мотивационных основ дисциплинированности», так как содержание данного блока Программы отражает саму суть понятия дисциплинированности военнослужащего.

Недостатком данной методики является то, что она относительно субъективна из-за возможных межличностных отношений командира и подчиненных ему военнослужащих.

Так как воинская дисциплина есть объективный показатель деятельности, я решил для подтверждения данных, полученных с помощью методики «Программа изучения и оценки индивидуально-личностной дисциплинированности военнослужащего» в целях оценки уровня развития дисциплинированности каждого испытуемого, была дана количественная оценка дисциплины каждого военнослужащего: каждое поощрение и взыскание приобрели численное значение, соответствующие коэффициентам по степени значимости (1, 2 или 3). Количественная оценка дисциплины военнослужащих заключается в положительном или отрицательном значении разницы поощрений и взысканий: (Д = П – В).

Далее, результаты, которые получены с применением вышеописанных методик, характеризующие  анализируемые переменные (зависимую и независимую): ценностную сферу личности и дисциплинированность испытуемых, я должен сопоставить для выяснения наличия и степени выраженности зависимости одной переменой от другой (в моём случае - зависимость уровня дисциплинированности от особенностей ценностной сферы личности военнослужащего).

Оценка корреляционных зависимостей, полученных в ходе вычислений, осуществляется мною между показателями уровня сформированности дисциплинированности и показателями степени значимости для каждого испытуемого отдельных инструментальных и терминальных ценностей и оценивается, исходя из таблицы критических значений, выборочного коэффициента корреляции рангов, по которой при N= 47 связь достоверна (р>0.05) при значении корреляционной зависимости > 0,29 и тем более достоверна (p>0.1) при значении корреляционной зависимости > 0,37 [64, с.340].

Полученные результаты имеют не только исследовательский интерес, но и практическую применимость. Именно на эти данные, как я полагаю, следует опираться при выработке подходов  к повышению дисциплинированности военнослужащих, путем формирования именно той ценностной ориентации, которая в значительной степени будет способствовать формированию дисциплинированности военнослужащих.

 

 

§2. Исследование зависимости дисциплинированности     военнослужащего от особенностей ценностной сферы личности

 

Как уже мной отмечалось выше, ценностная сфера личности военнослужащего имеет очень важное значение, и оказывает огромное влияние на формирование дисциплинированности.

На основании теоретического анализа проблемы была выдвинута следующая основная гипотеза исследования: особенности ценностной сферы личности оказывают значимое влияние на формирование дисциплинированности военнослужащего.

Гипотеза-следствие: коллективистская ценностная ориентация в большей степени, нежели индивидуалистическая ценностная ориентация, способствует формированию дисциплинированности у военнослужащих.

Информация о работе Дисциплинированность как качество личности военнослужащего