Финансовые аспекты Программы социально – экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:58, реферат

Краткое описание

Республика Беларусь в своей социально-экономической политике исходит из преемственности целей и приоритетов, которые сформулированы и хорошо зарекомендовали себя на протяжении последних 15 лет, а также новых подходов, определенных решениями четвертого Всебелорусского народного собрания.
Текущее пятилетие (2011–2015 годы) должно стать важным этапом в дальнейшем совершенствовании белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

финанс. аспекты.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

обеспечение устойчивости белорусского рубля.

По мере повышения  внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания  конкурентоспособности отечественных  производителей и ограничения инфляционных процессов предусматривается постепенный  переход к более гибкому формированию обменного курса в рамках привязки к корзине иностранных валют.

Продолжится работа по совершенствованию  системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены кредитных ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.

Особое внимание будет  уделено поддержанию процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность  ресурсов в национальной валюте, а  также доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

Реализация мер процентной политики будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.

В результате данных действий будут обеспечены условия для  укрепления макроэкономической и финансовой стабильности в стране. При уменьшении инфляции до 5–6 процентов ставка рефинансирования Национального банка к концу 2015 года будет снижена до 6–8 процентов годовых.

Приток в страну иностранного капитала (преимущественно в форме  прямых иностранных инвестиций), улучшение  сбалансированности экономики станут основой для дальнейшего наращивания  международных резервных активов Республики Беларусь.

С учетом состояния платежного баланса предусматривается последовательное доведение объемов золотовалютных резервов до уровня, обеспечивающего  внешнеэкономическую безопасность страны, – более 3 месяцев импорта.

  1. Развитие финансовых рынков

Расширенное воспроизводство  реального сектора экономики, повышение  инвестиционного потенциала требуют  развития финансового рынка.

Основная цель – формирование конкурентоспособного и информационно прозрачного финансового рынка, обеспечивающего эффективное распределение и перераспределение финансовых ресурсов в стране.

Для обеспечения устойчивого  экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов.

Главными задачами развития банковского сектора как основного финансового института в стране в 2011–2015 годах будут являться повышение его устойчивости и эффективности, рост потенциала и совершенствование банковских инструментов, расширение спектра банковских услуг и повышение их качества.

Основополагающая роль отводится обеспечению сохранности  вкладов физических лиц в банках Республики Беларусь, своевременности  и полноты выполнения банками  своих обязательств перед вкладчиками. Необходимо повысить информированность населения и организаций об условиях предоставления банковских услуг, новых банковских продуктах, рисках банковской деятельности.

Важнейшим направлением деятельности является совершенствование  институциональной структуры банковского  сектора за счет снижения его концентрации, привлечения частных инвесторов, оптимизации филиальной сети банков, дальнейшего развития банковской инфраструктуры.

Особое внимание будет  уделено улучшению качественных параметров деятельности банков, обеспечивающих способность противостоять внутреннему и внешнему дестабилизирующему воздействию и адекватно выполнять свои функции в экономике (снижение доли проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, до уровня не более 4 процентов).

В перспективе предполагается совершенствование пруденциальных требований и надзорных процедур на всех уровнях надзорного процесса путем внедрения международных стандартов, развития методов надзора, ориентированных на оценку и ограничение рисков, а также методов надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе.

Предусматривается дальнейшая либерализация валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации  доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

Предполагается значительно  расширить спектр банковских услуг  путем развития дистанционного обслуживания клиентов. Для этого будут внедрены банками современные информационные технологии, предложены новые банковские продукты, в том числе комплексные (с гибкими условиями, позволяющими осуществить в рамках предложенного продукта к каждому клиенту индивидуальный подход). Предусматривается внедрение современных стратегий продаж, освоение новых сегментов рынка розничных банковских услуг с обеспечением ипотечного кредитования, услуг, связанных с операциями с ценными бумагами, драгоценными металлами и камнями.

В целях обеспечения  надлежащего уровня качества работы банков будут осуществлены меры по развитию риск-менеджмента и дальнейшему  совершенствованию систем управления рисками и систем внутреннего контроля.

Реализация намеченных мер позволит повысить эффективность  банковского сектора. Совокупные активы банковской системы страны должны составить 75 процентов ВВП. Требования банков к экономике возрастут в 2011–2015 годах в 2–2,5 раза. Объемы банковских услуг возрастут в 3,5 раза при увеличении доли их экспорта.

Развитие национальной платежной системы в 2011–2015 годах  будет направлено на дальнейшее повышение  ее надежности и безопасности. Решение данных задач базируется на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно-технической инфраструктуры автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии и совершенствовании систем стандартизации и сертификации. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков к концу 2015 года будет не ниже 99,5 процента от ее дневного фонда рабочего времени.

Развитие сектора страхования направлено на повышение емкости, надежности, конкурентоспособности, эффективности национального страхового рынка и уровня капитализации страховых организаций.

В этих целях предусматривается  стимулирование развития добровольных видов страхования, особенно относящихся к страхованию жизни, реализация программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования, совершенствование действующих и введение новых емких видов обязательного страхования.

Важным направлением станет совершенствование национальной системы страхования экспортных рисков. Будут внедрены соответствующие  международным принципам стандарты  надзора и регулирования страховой  деятельности.

Особое внимание предполагается уделить развитию инфраструктуры страховых организаций, в том числе в малых и средних городах, расширению партнерских отношений страховых компаний с банками и другими институциональными участниками рынка.

Повышение уровня надежности, конкурентоспособности, эффективности национального страхового рынка, уровня капитализации страховых организаций будет достигаться посредством поэтапного повышения минимального размера уставного фонда.

Отношение активов сектора  страхования к ВВП достигнет  к концу пятилетия 2–2,5 процента от ВВП, сумма страховых взносов на душу населения к концу 2015 года увеличится по сравнению с 2010 годом не менее чем в 3,5 раза.

Развитие сектора ценных бумаг и производных финансовых инструментов будет направлено на превращение его в эффективный механизм перераспределения ресурсов и аккумулирования денежных средств на инвестиционные проекты.

Предполагается:

формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг  и его наполнение разнообразными финансовыми инструментами;

развитие институтов финансового посредничества на рынках ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

совершенствование системы  регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в соответствии с  принципами Международной организации  комиссий по ценным бумагам и стандартам Европейского союза;

обеспечение условий  для развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию  и расширению сфер взаимодействия национальных рынков ценных бумаг и производных  финансовых инструментов с мировыми финансовыми институтами и структурами.

Важными направлениями  станут повышение конкурентоспособности  инфраструктуры рынка ценных бумаг, биржевой, расчетно-клиринговой и  депозитарной систем, содействие выходу белорусских компаний на зарубежные фондовые рынки.

Будет продолжен процесс  акционирования предприятий и обращения акций открытых акционерных обществ в торговой системе открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Развитие сектора производных  финансовых инструментов будет основано на создании условий для обращения  на национальном рынке широкого спектра производных финансовых инструментов, активно используемых в мировой практике, а также на участии резидентов Республики Беларусь в схемах заимствования на иностранных рынках с использованием данных инструментов.

Планируется дальнейшее расширение использования производных финансовых инструментов, направленных на хеджирование рисков инвесторов (форвардные контракты, фьючерсы, опционы, варранты, конвертируемые ценные бумаги, операции СВОП, РЕПО и другие).

Посредством развития лизинга предусматривается решение следующих задач: модернизация и техническое развитие производственного сектора экономики, создание условий для ускоренного развития стратегически важных отраслей, приобретение высокотехнологичного оборудования, стимулирование притока капитала в производственную сферу, продвижение продукции отечественных производителей на зарубежные рынки.

Развитие инвестиционных фондов будет направлено на создание эффективного механизма инвестирования средств в национальную экономику.

Это потребует внедрения принципа единства стандартов инвестирования применительно ко всем формам институциональных инвесторов, разработки нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность инвестиционных компаний, управляющих компаний.

Акцент будет сделан на усиление взаимодействия национальных и зарубежных инвестиционных фондов и компаний.

Предполагается создание институтов коллективных инвесторов в  форме инвестиционных фондов различных  видов (открытых, закрытых, инвестиционных, паевых, венчурных, инновационных).

Важным элементом системы  защиты законных прав и интересов  инвесторов станет внедрение на финансовом рынке механизмов в виде компенсационных (гарантийных) фондов.

Создание и развитие инвестиционных фондов будет направлено на снижение рисков (прежде всего риска банкротства финансовых организаций и риска недобросовестного исполнения обязанностей при оказании услуг инвесторам), выравнивание условий совершения инвесторами операций с финансовыми активами. Особенно благоприятную роль они должны сыграть в части финансовой поддержки предпринимательства.

В результате намеченных мер в Республике Беларусь будет  сформирован отвечающий мировым  стандартам конкурентоспособный финансовый рынок, что значительно расширит спектр доступных инструментов инвестиционных вложений в экономику страны, повысит рейтинг ее финансовой системы и обеспечит приток иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовые аспекты Программы социально – экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг