Федеральный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. На современном этапе отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода, которое в настоящее время достигает 30-40% ВВП. Таким образом, централизованный фонд государства в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
2. УТВЕРЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
3. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ФИНАНСОВЫХ ПЛАНАХ СТРАНЫ
4. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
5. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

турдакожв.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Большую роль играет федеральный бюджет в  поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации. Для решения этих задач в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» 1991 г. и Налоговым кодексом Российской Федерации федеральный бюджет наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Доходы  федерального бюджета. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

·  федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

·  таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

·  государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

·  доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

·  доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

·  часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

·  прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

·  доходы от внешнеэкономической деятельности;

·  доходы от реализации государственных запасов и резервов. Состав и структуру доходов федерального бюджета характеризуют данные табл. 16.1.

Главный источник доходов федерального бюджета – налоговые доходы (около 92%). Наиболее весомые налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы – более 52% всех доходов бюджета. Налог на прибыль составляет более 13%. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – более 20%, среди них основное место занимают импортные пошлины.

Вторую группу составляют неналоговые  доходы – 7%, в их числе: доходы от государственной  собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической  деятельности.

Третья группа – поступления  от целевых бюджетных фондов – 1,0% (Федеральный дорожный фонд. Федеральный  экологический фонд. Фонд развития таможенной системы и др.).

5. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА

Расходы федерального бюджета –  это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы федерального бюджета выполняют  функции политического, социального  и хозяйственного регулирования. Государственные расходы вызваны самим фактом наличия государства и по своей природе они являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. Кроме того, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время, а также в основной своей массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.

Для уяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в  воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета государства  делят на:

1.расходы на содержание и  развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство  и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

2.расходы на содержание и  дальнейшее развитие непроизводственной  сферы (текущие затраты государства  – расходы на управление, военные  расходы, расходы на пенсии  и пособия и т.п.);

3.расходы на создание государственных  резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство  получает инструменты регулирования  распределением денежных средств между  материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных  расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы  федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

1.расходы на народное хозяйство  и поддержку экономики;

2.расходы на социально-культурные  нужды;

3.военные расходы;

4.расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы федерального бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами  на управление в бюджете государства, не одинаково в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам. Например: расходы делят по:

1. Экономической роли в процессе  производства – на затраты,  связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы.

2. Функциональному назначению –  на затраты, связанные с содержанием  аппарата-управления, финансированием  народного хозяйства, правоохранительной  деятельности и т.д. 

А также расходы подразделяют на: а) капитальные – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность (капитальные вложения); б) текущие – часть расходов бюджета функционирования органов государственной власти (субсидии, дотации на финансовую деятельность).

В соответствии с действующим в  Российской Федерации законодательством  исключительно из федерального бюджета  финансируются:

·  деятельность Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

·  функционирование федеральной судебной системы;

·  международная деятельность в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

·  национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

·  фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

·  государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

·  государственная поддержка ядерной энергетики;

·  ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

·  исследование и использование космического пространства;

·  содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

·  формирование федеральной собственности;

·  обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

·  компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

·  пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

·  проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

·  федеральная инвестиционная программа;

·  обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

·  обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

·  финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

·  официальный статистический учет и др.

Средства федерального бюджета  используются также для финансирования мероприятий регионального и  местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

·  государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

·  правоохранительная деятельность;

·  пожарная безопасность;

·  научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

·  социальная защита населения;

·  охрана окружающей природной среды, охрана и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

·  предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

·  развитие рыночной инфраструктуры;

·  развитие федеративных и национальных отношений;

·  деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·  деятельность средств массовой информации;

·  финансовая помощь другим бюджетам;

·  прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Информация о работе Федеральный бюджет