Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 18:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является исследование сущности государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы общества, анализ его состояния на сегодняшний день и выявление будущих стратегий управления внутренними и внешними заимствованиями Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
а) изучение теоретических вопросов, связанных с такими понятиями, как бюджетный дефицит, государственный внутренний и внешний долг, способы его управления, а также влияния государственных заимствований на реальный сектор экономики страны в целом;
б) исследовать механизмы законодательного регулирования государственного долга России;

Вложенные файлы: 1 файл

Весь_Диплом_010614_Вован.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

- создание системы комментариев, профессиональное разъяснение принимаемых решений в области управления государственным долгом.

Уровень доходности размещаемых выпусков облигаций федерального займа будет формироваться под влиянием, текущих потребностей бюджета (предложение) и в зависимости от рыночной конъюнктуры (спрос на облигации), с учетом решения стратегической задачи по достижению и поддержанию целевой дюрации портфеля ОФЗ на уровне 5 лет.

Так же, найдет свое продолжение практика размещения государственных сберегательных облигаций (ГСО) для удовлетворения спроса со стороны российских институциональных инвесторов, прежде всего, осуществляющих размещение средств пенсионных накоплений.

Среди новых задач, которые необходимо решить следующую актуальную задачу:

- организовать объединение первичного размещения и вторичного обращения облигаций федерального займа на единой торговой биржевой площадке

Данная мера значительно расширит число потенциальных инвесторов на аукционах Министерства финансов, будет способствовать росту качества ценообразования на рынке государственного долга, снижению транзакционных издержек его участников.

Так же в качестве актуальных задач определены следующие:

1) необходимо создать предпосылки  для заключения на биржевом  рынке сделок в режиме «T+n»;

2) также необходимо возможности  для проведения расчетов по итогам торгов облигаций федерального займа  не в день заключения сделки (Т+0), а со стандартной для мировой практики отсрочкой (Т+2 или Т+3) с участием центрального контрагента позволит инвесторам гибко планировать свои денежные потоки, что будет безусловно способствовать сокращению транзакционных издержек;

3) требуется унификация налоговых  ставок по государственным ценным бумагам и корпоративным облигациям;

4) необходим переход к активным  операциям по управлению государственным долгом

Как представляется, последовательное проведение вышеуказанных мероприятий по развитию рынка облигаций федерального займа  не только позволит улучшить условия государственных заимствований и резко спрос на государственные ценные бумаги. Успешная реализация предложенных экономических и организационных мер несомненно будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России в целом, повышению резервного статуса рубля, станет важной составной частью работы по формированию в нашей стране мирового финансового центра.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

 

 

Основные результаты главы 2 можно представить следующими положениями:

1 Особенностью долговой политики является возврат в практику бюджетного планирования правила распределения нефтегазовых доходов, которое призвано ограничить подверженность государственного бюджета конъюнктурным колебаниям нефтяных цен.

Основным источником финансирования бюджетного дефицита традиционно выступят государственные заимствования на рынках капитала. Объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить до 1,2 триллионов рублей ежегодно.

Государственная долговая политика в 2013-2015 гг. направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

2 В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять формы и масштабы государственных заимствований.

- Фактор « Макроэкономические условия реализации долговой политики»

- Фактор « Введение бюджетного правила»

- Фактор «Низкий уровень государственного долга»

- Фактор «Состояние внутреннего рынка капитала»

Фактор «Государственные гарантии Российской Федерации»

- Фактор « Сохранение потребности в привлечении зарубежного заемного капитала со стороны корпоративного сектора»

3 Помимо завершения начатых преобразований в сфере развития рынка государственных ценных бумаг предстоит решить следующие задачи:

- объединение первичного  размещения и вторичного обращения  ОФЗ на единой торговой биржевой площадке

Данная мера будет способствовать расширению числа инвесторов на аукционах Минфина, росту качества ценообразования на рынке госдолга, снижению транзакционных издержек его участников;

- создание предпосылок для заключения на биржевом рынке сделок в режиме «T+n»

Создание возможности проведения расчетов по итогам торгов ОФЗ не в день заключения сделки (Т+0), а со стандартной для мировой практики отсрочкой (Т+2 или Т+3) с участием центрального контрагента позволит инвесторам гибко планировать свои денежные потоки, что будет безусловно способствовать сокращению транзакционных издержек.

- унификация налоговых ставок по государственным ценным бумагам и корпоративным облигациям

- переход к активным  операциям по управлению государственным долгом

Как представляется, последовательное проведение вышеуказанных мероприятий по развитию рынка ОФЗ позволит улучшить условия государственных заимствований и увеличить спрос на государственные ценные бумаги. Успешная реализация предлагаемых мер будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России в целом, повышению резервного статуса рубля, станет важной составной частью работы по формированию в нашей стране мирового финансового центра.

 

Глава 3 Ценные бумаги как средство управление государственным долгом в Санкт-Питербурге

 

3.1 Сущность и особенности  муниципального долга

 

 

Муниципальный долг рассматривается в ст. 100 БК РФ [1; 10].

Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, включая гарантии, выданные им другим заемщикам.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать как обязательства по:

- ценным бумагам муниципального  образования (муниципальным ценным бумагам);

- бюджетным кредитам, привлеченным  в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- кредитам, полученным муниципальным  образованием от кредитных организаций;

- гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах.

В объем муниципального долга включаются:

- номинальная сумма долга по  муниципальным ценным бумагам;

- объем основного долга по  бюджетным кредитам, привлеченным  в местный бюджет;

- объем основного долга по  кредитам, полученным муниципальным образованием;

- объем обязательств по муниципальным  гарантиям;

- объем иных (за исключением  указанных) непогашенных долговых  обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до десяти лет включительно).

Управление государственным и муниципальным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства и органов местного самоуправления по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных и муниципальных ценных бумаг.

Цели управления государственным и муниципальным долгом следующие.

Экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.

Политические: поддержание стабильности функционирования политической системы.

Социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.

Обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны.

Цикл управления государственным и муниципальным долгом состоит из пяти этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи.

На первом этапе осуществляется процесс обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления гарантий, а также формирования программ внутренних и внешних заимствований. На этом этапе закладывается будущее совокупное долговое бремя, в том числе по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований, поэтому работа на этом этапе является стратегически важной для страны.

На втором этапе формируется программа эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов – резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе пиков платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.

На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и размер текущего (внутреннего и внешнего) долга.

Четвертый этап характерен для развития Российской Федерации после распада СССР и связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюритизации и т.п.

На пятом этапе исполняются первоначальные или скорректированные графики платежей по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных внутренних и внешних долгов.

Среди рыночных инструментов, используемых по управлению государственным и муниципальным долгом, наиболее распространены реструктуризация и рефинансирование задолженности, пролонгация долга.

Согласно Бюджетному кодексу РФ под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (ст. 105 БК РФ).

В отличие от реструктуризации пролонгация государственного и муниципального долга означает продление срока действия обязательства и проводится в целях облегчения выплаты долга (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы).

Рефинансирование задолженности – погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы). По отношению к государственным займам иногда используется термин рефундирование государственного долга.

Стратегическое управление государственным долгом в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием, а также законодательными органами власти субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления посредством принятия проектов законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми обязательствами, подготовленных исполнительными органами власти всех уровней, а Президент РФ и руководители региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления отклоняют или подписывают их.

Оперативное управление государственным и муниципальным долгом в России осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ, а также Центральный Банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ.

Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 101) управление государственным и муниципальным долгом осуществляется следующим образом:

- управление государственным долгом  Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ;

- управление государственным долгом  субъекта РФ осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ;

- управление муниципальным долгом  осуществляется исполнительно-распорядительным  органом муниципального образования (местной администрации) в соответствии с уставом муниципального образования.

Единая система управления государственным долгом Российской Федерации изложена в постановлении Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245.

Информация о работе Управление государственным долгом