Теория по местным бюджетам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 07:05, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования выступает анализ функционирования местных бюджетов в сравнительном аспекте: бюджет Казанского муниципального района (2012год) и Челябинского
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение местной бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма на уровне местных органов власти обрело в настоящее время особую перспективность.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая БС.docx

— 63.81 Кб (Скачать файл)

При подготовке мероприятий по рационализации расходов местных бюджетов следует исходить из того, что основными условиями рационального и эффективного расходования бюджетных средств являются следующие:

1. Соблюдение принципов разграничения  расходных обязательств. Одним из  принципов бюджетной системы  Российской Федерации является  принцип самостоятельности бюджетов, который определяет право и  обязанность органов местного  самоуправления самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы  и направления расходования средств  местных бюджетов (за исключением  расходов, финансируемых за счет  бюджетов других уровней)5.

В этой связи расходные обязательства местных бюджетов включают расходы по вопросам местного значения муниципальных образований, определенные в соответствии со статьями 14–16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в зависимости от видов муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусматривается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из соответствующих бюджетов.

При этом следует иметь в виду, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий только в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, имущество, находящееся в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случаях, определенных статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

В этой связи необходимо предусмотреть процедуру передачи (завершения передачи) органам власти субъектов Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества муниципальных организаций и бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере вопросов, относящихся к полномочиям органов государственной власти.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях рационализации расходов местных бюджетов и повышения качества предоставляемых бюджетных услуг целесообразно заключать соглашения между муниципальными районами и поселениями, находящимися на их территории, о передаче осуществления части своих полномочий за счет субвенций из соответствующих бюджетов.

2. Составление и ведение реестра  расходных обязательств муниципального  образования.

В целях выполнения функций и задач органов местного самоуправления при проведении оценки расходных обязательств рекомендуется осуществить следующие мероприятия:

– определить объемы, структуру и размеры бюджетных расходов в соответствии с направлениями использования и поставленными целями;

– утвердить перечень мероприятий, программ, проектов, а также категорий получателей бюджетных средств;

– установить конкретный порядок финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств;

– утвердить методики оценки стоимости расходных обязательств.

Следует обязательно предусмотреть утверждение порядка учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке решения о бюджете на очередной финансовый год.

3. Внедрение принципа бюджетирования, ориентированного на результат. Важнейшим направлением совершенствования  системы управления бюджетными  расходами является внедрение  в бюджетный процесс принципов  бюджетирования, ориентированного  на результат. В рамках внедрения  указанных принципов важными  факторами являются:

– создание системы учета потребности в предоставляемых услугах муниципального образования;

– оценка и анализ причин отклонений утвержденных годовых показателей расходов от фактических затрат в результате исполнения местного бюджета за три предшествующих года;

– внедрение механизмов формирования расходной части бюджета, обеспечивающих взаимоувязку объемов бюджетного финансирования с системой мер, направленных на достижение заданных результатов;

– стимулирование органов управления, их структурных подразделений к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;

– создание системы мониторинга и результативности оказываемых бюджетных услуг для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы и оценки эффективности бюджетных расходов на основе анализа степени достижения конечных результатов;

– утверждение стандартов качества предоставления бюджетных услуг по их видам и порядку оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг установленным стандартам;

При этом для усиления роли показателей количества и качества бюджетных услуг в бюджетном планировании, рекомендуется провести инвентаризацию бюджетных услуг, по результатам которой определить их оптимальный перечень.

В этой связи рекомендуется организовывать проведение опросов среди населения муниципального образования с целью выявления предпочтений, определения приоритетов в структуре бюджетных услуг, а также при осуществлении оценки результатов деятельности учреждений бюджетной сферы и муниципальных органов управления.

4. Проведение оценки эффективности  бюджетных расходов. Для осуществления  этой работы необходимо провести  функциональный и количественный  анализ бюджетного сектора, который  заключается в составлении сравнительных  таблиц фактически достигнутых  производственных показателей бюджетных  учреждений, осуществляющих функции  в сферах, относящихся к вопросам  местного значения и нормативов  обеспечения соответствующими бюджетными  услугами.

По результатам такого анализа следует составить примерный план оптимизации бюджетного сектора включающий в себя следующие мероприятия:

1. Проведение оценки потребности  в бюджетных учреждениях с  учетом необходимой потребности  и обеспеченности муниципальными  услугами.

2. Перепрофилирование бюджетных  учреждений, не соответствующих  требованиям ст. 50 Федерального закона  от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и не востребованное  органами государственной власти.

3. Присоединение отдельных учреждений (объединение нескольких) к другим  организациям или ликвидация  учреждений.

5. Расходование бюджетных средств  с учетом организации межмуниципального  сотрудничества. Объединение усилий  муниципальных образований целесообразно  для решения крупных хозяйственных  проблем, вопросов предоставления  социальных услуг, требующих значительных  финансовых и материальных ресурсов, например: а) управление объектами  водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, подачи газа, местным общественным  транспортом; б) организация содержания  дорог, сбора, вывоза, утилизации и  переработки твердых бытовых  и промышленных отходов; в) организация  ритуальных услуг и содержание  мест захоронений; г) оказание медицинских  услуг; д) предоставление дошкольного  и общего среднего образования; е) создание межмуниципальных средств  массовой информации и. т.д.

Межмуниципальное сотрудничество для решения вопросов местного значения осуществляется путем создания межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью или некоммерческих организаций для решения вопросов местного значения.

6. Рационализация бюджетных расходов  путем проведения конкурсов по  муниципальным закупкам в рамках  муниципального заказа. Муниципальный  заказ на поставки товаров, выполнение  работ и оказание услуг оплачивается  за счет средств местного бюджета  и размещается на конкурсной  основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального  заказа осуществляется путем  запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Именно для этого была разработана система практических мер и процедур, которые бы обеспечивали выполнение данной задачи, получившая наименование «прокьюремент».

Прокьюремент можно определить как совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально удовлетворить потребности покупателя при проведении закупочной кампании посредством конкурсных закупок.

7. Мониторинг и контроль за  расходами местного бюджета. Следует  уделить особое внимание формированию  эффективной структуры органов  местного самоуправления, органов  управления муниципальными предприятиями, учреждениями, исключая дублирующие  функции данных органов с целью  сокращения расходов на содержание  органов местного самоуправления  и аппарата управления муниципальными  предприятиями и учреждениями.

III. Мобилизация источников финансирования  дефицита местного бюджета 

При недостаточном обеспечении доходными источниками принятых расходных обязательств местный бюджет утверждается с дефицитом в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При этом муниципальное образование определяет возможные источники покрытия дефицита местного бюджета.

Одним из основных источников финансирования дефицита местного бюджета являются поступления от продажи муниципальной собственности, в том числе земельных участков.

При этом следует иметь в виду, что данные поступления нельзя рассматривать в качестве постоянного источника финансирования дефицита местного бюджета, так как они носят единовременный характер.

Привлечение кредитных ресурсов необходимо осуществлять по наиболее выгодным условиям их предоставления, используя практику проведения конкурсов среди кредитных организаций.

Рекомендуется использовать муниципальные ценные бумаги, как источники финансирования дефицита местного бюджета. Очевидно, что это имеет ряд преимуществ перед заемными средствами в кредитных организациях, в том числе по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.

1.3 Доходы местного  бюджета

Федеральный закон 2003 г. определил полномочия органов местного самоуправления в сфере бюджетных отношений. Так, органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.6

В соответствии с Законом органы местного самоуправления представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

- средства самообложения граждан;

- доходы от местных налогов  и сборов;

- доходы от региональных налогов  и сборов;

- доходы от федеральных налогов  и сборов;

- безвозмездные перечисления из  бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;

- доходы от использования муниципального  имущества;

- часть прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

Информация о работе Теория по местным бюджетам