Роль бюджета в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:32, доклад

Краткое описание

Бюджет является центральным звеном финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой центральный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, ВС., для выполнения необходимых социально-экономических и других функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования и воздействия на финансово-хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий. Бюджет представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие функций государства и финансовых отношений, складывающихся у государства с населением, предприятиями, организациям, учреждениями и местными органами самоуправления субъектов РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад_бюджет.docx

— 85.85 Кб (Скачать файл)
  1. Безвозмездные и безвозвратные платежи
  • Дотации – средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах.
  • Субвенции – средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юр.лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов
  • Субсидии - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юр.лицу или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов

К собственным доходам бюджета относятся: налоговые доходы, неналоговые доходы, дотации и субсидии.

Практика (основная часть  билета)

Основные параметры федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов:

  1. ВВП = 51 475, 0 млрд.руб.
  2. Инфляция = 8,5 % (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года)
  3. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета = 10 927, 137 млрд.руб., в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета = 4 692, 509 млрд.рублей;
  4. Общий объем расходов федерального бюджета = 9 024, 655 млрд. рублей;
  5. Объем нефтегазового трансферта = 2 531, 125 млрд. рублей;
  6. Нормативная величина Резервного фонда = 5 147, 500 млрд. рублей;
  7. Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года = 2 119, 739 млрд. рублей;
  8. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года = 41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро;
  9. Прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 1 902, 482 млрд. рублей.

*Нефтегазовые доходы = налог на  добычу полезных ископаемых в  виду углеводородного сырья + налог на нефть + налог на  газ + налог на газовый конденсат

Состав и структура доходов  федерального бюджета на 2009 год:

  1. ЕСН = 6% от общего объёма доходов (т.е. от 10, 927, 137 млрд.)
  2. Налоги на прибыль = 8%
  3. НДС и акцизы = 32%
  4. Налог на добычу полезных ископаемых = 13%
  5. Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины) = 38%
  6. Водный налог < 1%
  7. Неналоговые доходы < 3%

Как дополнительную информацию можно предоставить Состав и структуру расходов федерального бюджета на 2009 год (проценты примерные):

  1. Общегосударственные вопросы = 14%
  2. Национальная оборона = 9%
  3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность = 9%
  4. Национальная экономика = 12%
  5. ЖКХ < 1%
  6. Охрана окружающей среды < 1%
  7. Образование = 5%
  8. Культура, кинематограф, СМИ = 1%
  9. Здравоохранение = 4%
  10. Социальная политика = 5%
  11. Межбюджетные трансферты = 40%

42. Внебюджетные фонды.

Внебюджетные  фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Использование бюджетных средств регламентируется органами законодательной власти, а  фондов – исполнительной власти.

Достоинства внебюджетных фондов.

1. Позволяют преодолеть остаточный  принцип финансирования социальных  и других расходов.

2. Позволяют разгрузить госбюджет,  беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему  финансирования бюджета.

3. Имея строго  целевое направление использования  средств, дают возможность увеличить  ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать  за счет увеличения налогов  в госбюджет, но при увеличение ставок сборов во внебюджетные фонды понятно, что эти расходы связаны с конкретными интересами общества, и это воспринимается с большим пониманием

Число внебюджетных фондов по разным оценкам  насчитывает от 30 до 80. В России к  внебюджетным фондам относят: фонд государственного социального страхования, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования.

Практически все внебюджетные фонды можно разбить на следующие группы :

  • государственные фонды (финансируются из гос. бюджета)
  • негосударственные фонды (не финансируются из гос. бюджета)
  • фонды социального назначения (Пенсионный Фонд, Фонды Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования, Фонд взаимопомощи и примирения и т.д.);
  • фонды экономического назначения (разнообразны по совей направленности и источникам, составляют большую часть внебюджетных фондов. Особенно много фондов, связанных с финансированием научно-технических работ, например, Российский Фонд технологического развития, почти 20 отраслевых фондов НИОКР (лесного хозяйства, по металлургии, газовой промышленности) - они создаются за счет обязательных отчислений подведомственных предприятий в размере 1,5% от реализованной продукции, которые включаются в с/с, Дорожный фонд, фонд инвестирования жилищного строительства и т.д.)

Иногда  отдельно выделяют экологические фонды, хотя их вполне можно отнести к  социальным.

По  юридической природе внебюджетные фонды подразделяются на создаваемые:

1. на основании  обязательных требований законов  РФ;

2. по решениям  органов государственной власти  и местного самоуправления.

С помощью  внебюджетных фондов возможно:

  1. влиять на процесс производства путем финансирования, кредитования, субсидирования отечественного предприятий
  2. обеспечивать природоохранные мероприятия
  3. оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий и т.д.
  4. предоставлять займы.

Источником  формирования внебюджетных фондов являются отчисления предприятий, организаций  из фонда оплаты труда.

Краткая экономическая характеристика внебюджетных фондов.

Пенсионный Фонд РФ.

Органы управления ПФ - правление (осуществляет оперативно-методическое руководство деятельностью Фонда, представляет его во взаимоотношениях с государственными, общественными и международными организациями), исполнительная дирекция и ревизионная комиссия. Отделения этого внебюджетного фонда есть во всех регионах и крупных городах.

Средства ПФ формируются за счет следующих источников:

  • страховые взносы предприятий и учреждений, организаций по тарифу 20% от фонда заработной платы;
  • лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.
  • Работающие граждане платят взнос в размере 1% от заработка;
  • участие госбюджета в финансировании ПФ, который предоставляет средства для выплаты социальных пенсий людям, не имеющим заработка (инвалиды детства и т.д.), трудовой книжки, пенсий военнослужащим, надбавок к пенсиям (для госслужащих); компенсаций, принятых по решению федеральных или региональных органов власти;
  • добровольные взносы граждан, предприятий, общественных организаций;
  • доходы от коммерческих операций в финансово-кредитной сфере (ПФ разрешены инвестиции в фондовые ценности и банковские ресурсы)

Использование средств:

1. выплата пенсий (основная масса  - около 90% расходов - выплата трудовых  пенсий без пенсий для военнослужащих);

2. социальные пенсии;

3. пенсии военнослужащим и другие  государственные пенсии (МВД, ФСК). Финансируются из госбюджета, хотя  по действующему законодательству, эти пенсии тоже относятся  к трудовым.

4. содержание аппарата ПФ;

5. расходы по доставке пенсий;

  1. пособие на погребение;
  2. материнский капитал; и т.д..

Более подробная информация на официальном  сайте ПФ РФ.

Фонд социального страхования  РФ.

В ФСС входят :

  • региональные отделения
  • центральные отраслевые отделения(осуществляющие управление средствами ФСС в отраслях народного хозяйства);
  • филиалы региональных и центральных отраслевых отделений, являющиеся юридическими лицами;
  • центральный аппарат фонда во главе с Правлением и Председателем.

В настоящее время система  ФСС находится в совместном правлении государства и профсоюзов, а раньше она была вся в ведении профсоюзов.

Формирование средств фонда :

  1. страховой взнос предприятий в размере 2,9 % от ФОТ;
  2. доходы от инвестирования временно свободных средств фонда в государственные ценные бумаги и банковские вклады;
  3. добровольные взносы;
  4. средства из Федерального бюджета на выплату пособий и компенсаций жертвам атомных аварий (“Чернобыль”);

Использование средств фонда :

    • 65% всех расходов идет на выплату пособий;

Среди всех пособий важнейшее значение имеют: пособия по временной нетрудоспособности (пособия по болезни) - составляют примерно 4/5 всех пособий; пособие по уходу  за ребенком до 1,5 лет; прочие пособия. Кроме перечисленных расходов надо иметь ввиду, что средства фонда также расходуются на содержание аппарата, создается резерв для обеспечения финансирования выплат пособий и других выплат.

    • 31% - санаторно-курортное обслуживание трудящихся - оплата части путевок в санаторно-курортные учреждения профсоюзной сети;
    • 4% - содержание аппарата фонда.

Фонды обязательного медицинского страхования.

Система ФОМС включает в себя:

  1. Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования;
  2. региональные фонды ОМС

Если не введена система  региональных ФОМС, то страховые взносы собираются в региональный бюджет.

Источники средств ФОМС :

  • страховые взносы предприятий, организаций и других юридических лиц за работающих граждан - 3,1 % от фонда оплаты труда (этот уровень достаточно низок по сравнению с другими странами, где 7-8%). Этот тариф распадается в следующих пропорциях: 1,1% - ФФОМС ; 2 % - региональные ФОМС. Т.е. основная часть финансовых ресурсов концентрируется на региональном уровне, а федеральный фонд выполняет лишь вспомогательные функции, выравнивает уровень финансирования через ОМС между регионами;
  • страховые взносы из соответствующих бюджетов (по распоряжению органов государственной власти) за неработающих граждан - детей, пенсионеров, безработных;
  • спонсорские, добровольные пожертвования;
  • средства, полученные в результате инвестирования временно свободных финансовых ресурсов фонда.

Своеобразие системы ОМС  заключается в том, что фонды  ОМС, как правило, напрямую не финансируют  медицинские учреждения. Для этого  используется еще одно звено - страховые  медицинские организации (около 500), которые получили лицензию на ведение  медицинского страхования. СМО заключают договор с различными медицинскими организациями, затем заключают договор с региональным ФОМС, который после этого выделяет средства страховой компании для оплаты тех медицинских услуг, которые будут оказаны медицинскими учреждениями лицам, застрахованным данной компанией. Со страхователем, обслуживающимся в данном медицинском учреждении, СМО также заключают договор.

Однако, не весь контингент охвачен договорами. В случае, если договора не заключены (многие ОМС в регионах ходят работать напрямую с мед. учреждениями, а также есть такие регионы, где нет страховых компаний вообще), то услуги медицинской организации оплачиваются самим ФОМС через филиалы.

Основные статьи расходования средств  ФОМС:

  • оплата медицинских услуг (существует множество различных систем оплаты);
  • на содержание аппарата ОМС - 2,8% всех расходов.
  • денежные средства на содержание страховых компаний - до 5% от суммы, выделяемой на финансирование мед. учреждений; средства на профилактические меры по снижению заболеваемости;

 


Информация о работе Роль бюджета в макроэкономическом регулировании