Роль бюджета в макроэкономическом регулировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:32, доклад

Краткое описание

Бюджет является центральным звеном финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой центральный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, ВС., для выполнения необходимых социально-экономических и других функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования и воздействия на финансово-хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий. Бюджет представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие функций государства и финансовых отношений, складывающихся у государства с населением, предприятиями, организациям, учреждениями и местными органами самоуправления субъектов РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад_бюджет.docx

— 85.85 Кб (Скачать файл)

К ним относят: -НДС; - Акцизы; -НДФЛ; -ЕСН; -налог на прибль О.; -водный налог; - налог на добычу ископаемых; -гос. пошлина; -сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.

Региональные  налоги- это налоги установленные НК РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на соответствующей территории.

Выделяют 3 региональных налога:

-налог на имущество  О.

-транспортный налог

-налог на игорный бизнес

Местные налоги - это налоги, которые установлены НК РФ и решениями органов м/с.

- земельный налог;

-налог на имущество  физ.лиц.

К неналоговым доходам  относятся:

-доходы от использования  имущества, находящегося в гос. или мун-ой собственности;

*доходы от продажи  имущества

*арендные платежи

-доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями;

-средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности

- доходы от внешнеэкономической  деятельности(таможенные пошлины)

Безвозмездные и безвозвратные перечисления:

Дотации- это бюджетные средства, предоставляемые бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвратной основах.

Субвенции- это бюджетные средства, предоставляемые бюджету др. уровня или юр. лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов.

Субсидии- это бюджетные средства, предоставляемые бюджету др. уровня, юр. или физ. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Планирование  доходов бюджета, 3 этапа:

  1. планируется налогооблагаемая база, исходя из показателей соц-экономического состояния и развития территорий.

Исследуются бюджетообразующие показатели:ВВП; региональный,местный продукт; индекс инфляции; прибыль п/п;фонд оплаты труда;цены на нефть,газ ит.д.

Распределение доходов по уровням бюджетной системы производится с целью решения 2 задач: финансирование минимальной бюджетной обеспеченности и стимулирование роста налогооблагаемой базы. Важно распределить налоги по статусу и как источник финансирования территории.

  1. производится выбор методов планирования контингента налога – общая сумма взимаемого на данной территории конкретного вида налога или платежа. Методы: метод Дельфи (предусматривает анонимность процедуры опроса и возможность получить обратную связь. Позволяет обобщить индивидуальное мнение в согласованное групповое мнение), метод определения контрольных значений (Итоговые значения прошлого года умножаются на ожидаемый уровень инфляции), метод экстрополяции (основывается на изучении сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития соц-экономической системы и распределение этих закономерностей на будущий период), микромоделирование (При таком подходе рассчитываются налоговые обязательства каждого плательщика и в точности воспроизводятся его действия по поводу определения налоговых платежей в бюджет).
  2. планируется контингент налога. В настоящее время окончательно не сформировалась как сама методика расчета налоговых доходов бюджета, так и база данных, необходимая для определения воздействия различных средств на объем бюджетных поступлений.

В силу объективной неопределенности прогнозов налоговых поступлений  различия между планом и фактом неизбежны. Несовпадение плана и факта может  трактоваться как бюджетный риск. Риск бюджета может оцениваться  среднеквадратичным отклонением.

39.Сущность и  значение бюджетной классификации.

Бюджетная классификация- это группировка доходов, расходов и источников формирования дефицита бюджета с присвоением объектам классификации группировочного кода, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности и обеспечивающая сопостовимость показателей все уровней БС.

Состав бюджетной классификации:

- кл. доходов

-кл. расходов

-кл. источников формирования дефицита бюджета

-кл. операций сектора государственного управления.

Классификация имеет 20 знаков.

Классификация доходов бюджета- группировка доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы включая бюджеты гос-ых внебюджетных фондов.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

адм-р

код вида доходов

программа

эк. кл.


Код вида доходов (разряды 4-13 кода классификации) состоит из десяти знаков и включает:

- группу - (разряд 4 кода классификации);

- подгруппу - (разряды  5-6 кода классификации);

- статью - (разряды 7-8 кода  классификации);

- подстатью - (разряды  9-11 кода классификации);

- элементы - (разряды 12-13 кода  классификации).

Расходы также формируются  на основе бюджетной классификации  в соответствии с которой они распределяются по функциональному и экономическому содержанию.

По функциональному  содержанию расходы распределены на разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Код бюджетной классификации  также имеет 20 знаков:

3 знака-ведомство

2 знака-раздел

2 знака-подраздел

7 знаков-целевая статья

3 знака- вид расходов

3 знака –экономическая классификация(сектора гос. управления)

Распределение доходов по экономическому содержанию-классификация операций сектора гос. управления (3 знака)-расходы, поступление(выбытие) нефинансовых активов, поступление(выбытие) финансовых активов, увеличение(уменьшение) обязательств.

Характеристика  бюджетного процесса в РФ.

Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев  финансовой системы страны. Через  бюджет производится мобилизация финансовых ресурсов государства и расходование на цели, определяемые государством в  лице соответствующих органов государственной  власти.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Бюджетный процесс – регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.

Нормы бюджетного процесса предписывают правила и  порядок применения норм материального  бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных  субъектов – участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Деятельность государственных  органов от начала составления государственного бюджета до утверждения отчёта о  его исполнении длиться около  трёх с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые последовательно  сменяют одна другую. В частности  это стадии:

  1. Составления.
  2. Рассмотрения.
  3. Утверждения.
  4. Исполнения и заключения.
  5. Составления и утверждения отчёта об исполнении.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут  быть решены в другое время.

Составление проекта бюджета основывается на:

• Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

• прогнозе социально-экономического развития РФ;

• основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Рассмотрение и утверждение  проекта бюджета Гос Думой

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в трех чтениях.

1 чтение 

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в первом чтении в  течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

2 чтение 

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период во втором чтении в  течение

35 дней со дня  его принятия в первом чтении.

Рассмотрение поправок по предмету второго чтения по. разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов РФ проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете.

3 чтение 

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона

о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта  во втором чтении.

Рассмотрение палатами Федерального Собрания

в случае отклонения Президентом Российской Федерации  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный  закон передается для преодоления  возникших разногласий в согласительную комиссию., кот состоит из представителей Гос Думы,Совета Федерации, Правительства…

При этом в состав согласительной комиссии включается представитель  Президента Российской Федерации.

Рассмотрение проекта Советом  Федерации 

Совет Федерации  рассматривает федеральный закон  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления  Государственной Думой.

Исполнение бюджетов

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  обеспечивается Правительством Российской Федерации. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий  финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи  и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись- обязательный документ для практического исполнения бюджета и для субьектов Федерации, и для органов местного самоуправления.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Исполнение  бюджетов :

-по доходам 

-по расходам (исполнение  обязательств)

-по источникам  финансирования дефицита бюджета(осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью)

Составление и представление бюджетной  отчетности РФ

Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации бюджетную  отчетность Российской Федерации.

Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал. полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством Российской Федерации и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату Российской Федерации.

41. Состав и структура доходов  федерального бюджета на 2009 год  и на плановый период 2010 и 2011 годов

(нужно готовить матеиал про современное состояние)

Теория (вводная часть  билета)

Структура бюджетной системы РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

  1. Федеральный и бюджеты государственных внебюджетных фондов
  2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов
  3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, бюджеты городов федерального значения Москвы и С.-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений)

Свод всех бюджетов бюджетной  системы образуют консолидированный бюджет РФ.

Виды доходов бюджета

  1. Налоговые доходы
    • Федеральные (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, Налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, гос.пошлина)
    • Региональные (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес) и местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц)
    • Четыре специальных налоговых режима
  • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Система налогообложения для с/х товаропроизводителей (ЕСХН)
  • Упрощённая система налогообложения
  • Система налогообложения в виде ЕНВД (единого налога на вменённый доход)
  • Пени и штрафы
  1. Неналоговые доходы
  • Доходы от использования имущества, находящегося в гос.или муниципальной собственности после уплаты соответствующих налогов и сборов (продажа имущества, арендные платежи и т.д.)
  • Доходы отплатных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями
  • Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности
  • Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины)
  • Иные неналоговые доходы

Информация о работе Роль бюджета в макроэкономическом регулировании