Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Бюджетное устройство Российской Федерации
1.1 Понятие бюджетного устройства………………………………….............3
1.2 Субъекты бюджетной системы………………………………………….…5
2. Анализ бюджетного устройства Российской Федерации
2.1 Состав бюджетной системы………………………………………............12
2.2 Межбюджетные отношения……………………………………………....18
2.3 Государственный бюджет Российской Федерации за 2006 и 2007 год...22
3. Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации
Заключение………………………………………………………………….…34
Список литературы…………………………………………………………....36

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 54.20 Кб (Скачать файл)

Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу. Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года. Центральный банк Российской Федерации до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год.

Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

     Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

    Совет Государственной Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Комитет по бюджету и определяет комитеты - соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета. Комитетом-соисполнителем при рассмотрении основных характеристик федерального бюджета является комитет, ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период.

    Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

    Секретные статьи федерального бюджета:

1. Секретные статьи федерального  бюджета рассматриваются на закрытом  заседании палат Федерального  Собрания Российской Федерации. Материалы к секретным статьям  федерального бюджета рассматриваются  исключительно председателями палат  Федерального Собрания Российской  Федерации и специальными комиссиями  палат.

2. Принятие специальных  секретных программ и включение  их в состав тех или иных  расходов федерального бюджета  осуществляется по представлению  Президента Российской Федерации.

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Состав бюджетной системы

    Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трёх уровней:

  – первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  – второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

  – третий уровень - местные бюджеты.

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

    Основными функциями федерального бюджета являются:

– перераспределение национального дохода и ВВП;

– государственное регулирование и стимулирование экономики;

– финансовое обеспечение социальной политики;

– контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств..

    В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

– обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

– функционирование федеральной судебной системы;

– национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

– фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

– государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

– государственная поддержка атомной энергетики;

– ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций

– федерального масштаба;

– содержание учреждений, находящихся в государственной собственности;

– обслуживание и погашение госдолга РФ;

– компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

– пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

– финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

– официальный статистический учет и др.

Совместно могут финансироваться такие виды расходов, как:

1) государственная поддержка  отраслей промышленности,

2) сельского хозяйства, транспорта, связи;

3) обеспечение правоохранительной  деятельности;

4) обеспечение социальной  защиты населения;

5) охрана окружающей среды;

6) развитие рыночной инфраструктуры;

7) обеспечение развития  федеративных и национальных  отношений;

8) финансовая помощь другим  бюджетам и прочее.

Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется:

– развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной легкой и пищевой промышленности;

– коммунального хозяйства;

– развитие транспорта и связи.

    Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных территориальных образований.

Так, городским органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%.

В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально- культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов федерации состоят из собственных и регулирующих доходов.

К ним относятся:

1) Отчисления от федеральных  и региональных налогов;

2) Средства фондов финансовой  поддержки регионов;

3) Дотации, субвенции, субсидии  из вышестоящих бюджетов;

4) Средства, полученные из  вышестоящего бюджета в порядке  взаимных расчетов.

2.2 Межбюджетные отношения

    Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

– распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным

– уровням бюджетной системы РФ;

– разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

– равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

– выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности

– субъектов РФ, муниципальных образований;

– равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

     Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует.

Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:

– сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;

– законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;

– наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;

– закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников;

– реализация программ поддержки развития отдельных регионов и т.п.

     Все эти характеристики стандартной модели бюджетного федерализма претерпевают неизбежные изменения при её адаптации к условиям конкретной страны. «Стандарт» надо приспосабливать к характерному только для данной страны и для данного периода её истории множеству взаимосвязанных задач социального, экономического и регионального развития.

    Российская модель бюджетного федерализма формально строилась в соответствии с описанным «стандартом». Она опиралась на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями и исходила из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в стране налогов. В её рамках использовался «формульный», внешне свободный от субъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам РФ. Главной проблемой российского бюджетного федерализма является его низкая эффективность. Одной из основных причин этого является очень значительная дифференциация регионов по уровню доходов. Так по оценке Министерства финансов, 66% всего налогового потенциала страны сосредоточено в 12 субъектах РФ. Получается, что эти 12 субъектов получают на своей территории две трети всех налогов страны, а 76 субъектов - одну треть.

Углубление горизонтальной дифференциации по доходам способствует увеличению объема средств, необходимых для подтягивания регионов до среднероссийского уровня. Так как межрегиональная дифференциация усиливается, то всё больший объем ресурсов будет уходить в бедные регионы. Существующая методика выделения трансфертов приводит к тому, что при сокращении собственных бюджетных доходов субъект Федерации имеет больше прав на получение средств из федерального бюджета.

Существующий механизм выделения трансфертов поощряет регионы к уменьшению их доходной базы. Принцип выравнивания

расходов при отсутствии стимулов к увеличению собственных доходов обусловливает усиление иждивенческих настроений в регионах.

В таких условиях необходимы коренные изменения трансфертной политики, направленные на повышение финансовой самостоятельности и ответственности регионов, поощрение их собственных усилий в преодолении бюджетного кризиса, наращивании доходной базы как регионального, так и федерального бюджета, ускорении социально-экономических реформ.

Информация о работе Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации