Планирование и анализ бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной дипломной работы является оценка финансового планирования учреждений здравоохранения на примере Республиканской офтальмологической клинической больницы и пути его совершенствования. Пути достижения цели: анализ хозяйственно-экономической деятельности больницы, анализ уровня финансирования, анализ источников финансирования.

Содержание

Введение 3
1. Финансовое планирование учреждений здравоохранения
1.1.Финансовое планирование 6
1.2.Основы финансового планирования учреждений
здравоохранения в новых условиях 11
1.3.Особенности финансового планирования
лечебно-профилактических учреждений в Удмуртии 17
1.3.1.Методы финансового планирования ЛПУ 21
1.3.2.Этапы финансового планирования ЛПУ в УР 24
1.4. Сметное планирование учреждения здравоохранения УР 26
2. Технико-экономическая характеристика и анализ деятельности Республиканской офтальмологической клинической больницы
2.1. Характеристика учреждения
2.1.1. История создания, цели и задачи учреждения 36
2.1.2. Организационно-правовые основы и структура
учреждения 38
2.1.3. Организационная структура управления учреждения 41
2.1.4. Характеристика профессионально-квалификационного
состава работников 44
2.1.5. Маркетинг, менеджмент, реклама 45
2.2. Финансовый анализ деятельности учреждения
2.2.1. Анализ динамики экономических показателей 48
2.2.2. Анализ баланса 50
2.2.3. Анализ затрат на производство услуг 56
2.2.4. Анализ финансирования 59
3. Финансовое планирование учреждений здравоохранения
на примере Республиканской офтальмологической
клинической больницы
3.1. Состояние финансового планирования 65
3.2. Совершенствование финансового планирования в ЛПУ 74
Заключение 91
Список литературы 96
Приложения 99

Вложенные файлы: 1 файл

Планирование и анализ финансирования бюджетной организации.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

Хозяйственная деятельность ЛПУ в УР пополняет финансовые средства за счет:

    —  оказания  платных услуг населению;

    —  добровольного  медицинского страхования;

    —  оказания  медицинских услуг по договорам  с предприятиями,  организациями, учреждениями.

Эти средства, используемые ЛПУ на обеспечение лечебного процесса, текущие хозяйственные нужды учреждения и материально-техническое развитие, являются средствами самофинансирования, поскольку поступления из основных источников (бюджет,ОМС) составляют всего 60 % потребности.

Прочие источники дополнительного финансирования ЛПУ, разрешенные законодательством, - это дотации, благотворительные взносы и т. д.

Финансовое планирование ЛПУ играет существенную роль. Чтобы  четко сформулировать приказ по финансовому  управлению, необходимо составить задание, программу действия на основе разрабатываемых планов финансовых мероприятий, получение доходов, эффективного использования финансовых ресурсов. Финансовое планирование охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь. Для того чтобы конкретный план финансовых мероприятий был успешным, вырабатывается методология и методика разработки финансовых планов.

Можно выделить три принципа финансового планирования ЛПУ:

  • Целевое использование средств, полученных из бюджета;
  • Возможное перераспределение средств доходов ЛПУ его руководителем по личному усмотрению для обеспечения стабильности функционирования ЛПУ и сохранения достигнутого объема бесплатной медицинской помощи;
  • Синхронность поступления и расходования финансовых средств ЛПУ.

 

  

       1.3.1. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  ЛПУ

 

Методы финансового  планирования - это конкретные способы  и приемы расчетов показателей.

В системе здравоохранения  различают следующие методы планирования: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; оптимизации плановых решений.

Нормативный метод планирования финансовых показателей заключается  в том, что на основе заранее установленных  норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйственных субъектов в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются нормы расходования мягкого инвентаря, средне-суточного набора продуктов ( для стационара), нормы, устанавливаемые действующим законодательством по оплате служебных командировок, ставки налогов, тарифных взносов и сборов, амортизационных отчислений.

Расчетно-аналитический  метод  финансового планирования ЛПУ состоит в том, что на основе анализа достигнутого значения финансового  показателя, принимаемого за базовый, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановое значение этого показателя. Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы ожидаемой прибыли, определении отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов, особенно в условиях платной медицины.

При  балансовом методе  планирования финансовых показателей  построением балансов обеспечивается взаимосвязь имеющихся в наличии  финансовых ресурсов и фактической  потребности в них. Этот метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, потребности поступления средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления ЛПУ.

Метод оптимизации плановых решений  основан на разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них

 

 наиболее оптимальный.  Могут применяться разные критерии  выбора: минимальные текущие затраты,  максимальный доход на 1 рубль  вложенных средств в условиях  платной медицинской помощи, максимальная сохранность финансовых ресурсов, т. е. минимум финансовых потерь (финансового риска).

Как уже было замечено выше, финансовый план ЛПУ (хозяйствующего субъекта)  представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов включаются суммы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств, а при необходимости - за счет заемных средств. К устойчивым источникам  собственных доходов можно отнести прибыль (если есть платные услуги), амортизационные отчисления, отчисления на ремонт.

Принципы финансового  планирования ЛПУ:

—  Целевое использование средств, полученных из бюджета;

— Сохранение достигнутого объема бесплатной медицинской помощи;

— Синхронность поступления и расходования финансовых средств ЛПУ.

Цели составления финансового плана ЛПУ - увязка доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения может быть направлена в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств, которые могут быть получены за счет расширения платных медицинских услуг, благотворительных взносов. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства вносятся в доходную часть финансового плана, а их возврат - в расходную часть финансового плана. Финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам.

        1.3.2. ЭТАПЫ ФИНИНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  ЛПУ В УР

 

Первый этап - проводится сравнительный анализ результатов  деятельности ЛПУ за предыдущий отчетный период по источникам поступления финансовых средств и понесенным затратам.

Второй этап - оценивается  влияние структурных подразделений  на общие  результаты финансово - хозяйственной  деятельности ЛПУ. В зависимости  от выбранной расчетной единицы  основными показателями могут быть:

—  количество оказанных медицинских услуг;

—  количество пролеченных  пациентов;

—  количество врачебных  посещений (для поликлиник);

—  количество койко-дней (для стационаров);

—  структура оказанной  медицинской помощи;

— стоимость койко-дня;

—тарифы, действующие в системе ОМС и добровольного медицинского      страхования;

— понесенные материальные затраты.

Третий этап - по результатам  проведенного анализа определяются внутренние резервы, причины возникновения  недостатков в работе и дальнейшая финансовая стратегия.

Порядок разработки Единого  финансового плана ЛПУ УР представлен  схематично в таблице 1.1.

 

 

Таблица 1.1.

 

 Схема планирования доходов и расходов ЛПУ УР


Порядок формирования    Порядок формирования

доходов ЛПУ      расходов ЛПУ

1. Поступление средств  из               1. Расходы на оплату труда.

бюджета.       2. Начисления на заработную


2. Поступление средств  по ОМС.   плату.

3. Поступления от хозяйственной   3. Расходы на приобретение

деятельности.      предметов снабжения и расход-

4. Прочие поступления и доходы.   ных материалов.


4. Расходы на командировочные          и служебные разъезды.

5. Расходы на оплату  транс-                портных услуг.

6. Прочие текущие расходы  на 

закупки товаров и оплату услуг.

7. Расходы на приобретение         оборудования и предметов дли-        тельного пользования.

8. Расходы на капитальный  ре-

        монт.


 

 

 

 

 

 

1.4. СМЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  УЧРЕЖДЕНИЯ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Расходы бюджетных учреждений регулируются сметами. Смета - это финансовый документ, отражающий направления и порядок использования средств медицинского учреждения.

Утвержденная в установленном  порядке смета медицинского учреждения является основным плановым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на его содержание. Смета позволяет определить общую потребность учреждения в денежных средствах, сумму материальных затрат и расходов на заработную плату, способствует обеспечению баланса доходов и расходов.

Смета является одним  из инструментов экономического управления деятельностью медицинских учреждений. Утверждая общую сумму финансирования, устанавливая лимиты и нормативы  расходов отдельных видов ресурсов и т. д. финансирующий орган может осуществлять контроль за рациональностью и целевым расходованием средств.

Основными атрибутами сметы  являются следующие:

—  титульная часть - наименование учреждения и его реквизиты (адрес,  ведомственная принадлежность, разделы, подразделы,  организационно  - правовая форма, ОКПО и т.д.);

—  единицы измерения показателей (натуральных - тонны, Гкалл и т. д.;  денежных - наименование валюты, единицы измерения денежных  средств: рубли, тыс. руб. и т. п.);

—  направление расходов (статьи расходов соответствующих  классификации и т. п.);

—  показатели объемов (сумм) расходов;

—  распределение затрат по периодам (год, поквартальная, помесячная  разбивка и т. д.);

—  подписи лиц, составивших и утвердивших смету;

—  печать.

Традиционно смета ЛПУ  рассматривается как конкретный финансовый документ, форма которого утверждена Министерством финансов. Однако в действительности необходимо говорить о системе смет медицинского учреждения.

Можно предоставить следующую  классификацию смет:

—  по видам (индивидуальные и сводные сметы, сметы на  централизованные мероприятия, сводные сметы и своды  утвержденных смет);

—  по источникам финансирования (бюджет, средства обязательного  медицинского страхования, доходы от предпринимательской  деятельности - платные услуги и т. д. );

—  по уровням финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъекта  Российской Федерации, местный бюджет);

—  по способам финансирования (по душевым нормативам, по смете  расходов, за объем оказанных услуг и т. д. );

—  по подразделениям: стационар, поликлиника, амбулатория (в случае  финансирования из различных источников и т. д. );

—  по формам:  утвержденные Минфином и произвольным,  составляемым исходя из особенностей объекта и способов  финансирования (например, сметы расходов на централизованное  приобретение оборудования).

Сметы утверждаются распорядителем кредитов, в качестве которых могут  выступать различные лица. Прежде, когда медицинские учреждения имели  дело в основном только со сметами  бюджетных расходов, существовал четкий порядок их утверждения. В зависимости от того, из бюджета какого уровня финансировалось медицинское учреждение, смета утверждалась соответствующей вышестоящей  организацией: министерством, ведомством, краевым, областным, городским или районным отделом (комитетом, управлением) здравоохранения, главным врачом центральной районной, центральной городской, центральной окружной, главным врачом ТМО или РТМО. Этот порядок сохраняется для бюджетных смет и в настоящее время  бюджетная смета расходов медицинского учреждения утверждается вышестоящим распорядителем кредитов.

Основные принципы составления  смет:

—  расходы по направлению имеют целевое назначение;

—  обоснованность расходов — они должны подтверждаться расчетами,  справками  и другими способами;

—  логическая последовательность и математическая точность расчетов;

—  необходимость ориентации на более экономное использование  средств (выбор каналов приобретения медикаментов, продуктов  питания и других ресурсов по наиболее дешевым ценам;  использование ресурсосберегающих технологий и т. д. );

—  использование нормативов расходов ресурсов в натуральном  выражении, стоимостных нормативов и т. д. ;

—  достоверность используемых данных (использование нормативных  документов, регламентирующих уровень заработной платы,  продолжительность рабочего дня и отпусков и т. д. );

—  сметы должны отражать не только текущие затраты, но и по  возможности предусматривать средства на расширение деятельности  учреждения;

—  учет производственных показателей, степени их выполнения (объемы  госпитализации, средние сроки лечения и т. п. );

—  учет реальных процессов, происходящих в учреждении - закрытие  коек  на период ремонта или, напротив, введение новых коек;  планируемое приобретение и списание оборудования, автотранспорта  и т. п. );

—  контроль за составлением смет (сплошная или выборочная проверка  расчетов, используемых нормативов);

—  сопоставление сметы с расходами за предшествующий период, с  расходами других однотипных учреждений и т. п. );

—  контроль за исполнением сметы не только по итогам года, но и в  процессе ее исполнения по периодам (как правило поквартально). 

Смета составляется как  правило на календарный год.

В смете отражаются все  расходы медицинского учреждения, включая  расходы на стационар, поликлинику, молочные кухни, станции санитарной авиации и другие структурные подразделения.

Информация о работе Планирование и анализ бюджетной организации