Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала дать оценку современному состоянию межбюджетных отношений в России.
Для достижения указанной цели нужно решить следующие задачи:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать современное состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы Российской Федерации, внести предложения по поводу их решения.
Объектом исследования является современные теоретические и практические вопросы функционирования системы межбюджетных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений в Российской Федерации 5
Сущность и принципы межбюджетных отношений 5
Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов 10
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации 15
2.1. Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации 15
2.2.Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношении в Российской Федерации 21
Заключение 24
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Межбюджетные расчеты.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

В основе процесса распределения  расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам (межбюджетные трансферты), а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации разбивается на два взаимосвязанных принципа. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы - федеральный, региональный или местный бюджет - имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и ораны местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

 

1.2.Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов

 

Современное состояние  межбюджетных отношений в Российской Федерации в значительной степени  зависит от того, как они складываются между федеральным центром и регионами.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный  федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения  центра и регионов. В соответствии с законодательством  доходная часть бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должна состоять из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, кредитных ресурсов.

Основными задачами бюджетных взаимоотношений между  центром и регионами является:

- ликвидации  несоответствия между объемом  расходных обязательств субфедеральных органов власти и величиной закрепленных за бюджетами данных уровней доходных поступлений;

- сдерживание  и сокращение уровня дифференциации  регионов в плане социально-эконономического  развития с целью сбалансированного  экономического развития, не допускающего сильной межрегиональной социальной напряженности;

- стимулирование  территориальных «налоговых усилия»  (побуждать территориальные органы  власти к мобилизации дополнительных  бюджетных доходов на основе  более полного использования  и развития их собственного доходного потенциала;

- ориентация  бюджетных политик территориальных  властей на реализацию общегосударственных  приоритетов.

- устранение  недостатков налоговой системы.

Все эти задачи решаются с помощью механизма  межбюджетного выравнивания.

Основным инструментом механизма межбюджетного выравнивания (межбюджетных отношений) между федеральным  центром и регионами (также как  между регионами и муниципалитетами), как уже было сказано ранее, являются межбюджетные трансферты.

Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации  предоставляются в форме:

1. Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

 Распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации  в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно ей уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации до распределения дотаций из Фонда определяется по формуле:

 БОi = ИНПi / ИБРi ,где:

 БОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации до распределения дотаций из Фонда;

ИНПi - индекс налогового потенциала субъекта Российской Федерации;

ИБРi - индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации.

Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним  по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта Российской Федерации. Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Индекс бюджетных расходов - относительная (по сравнению со средним  по Российской Федерации уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета  субъекта Российской Федерации по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

Индекс бюджетных расходов применяется для сопоставления  уровней расчетной бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации. Проект и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое касается субсидий и субвенций.

2. Совокупность  субсидий бюджетам субъектов  Российской Федерации из федерального  бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях реализации ими отдельных расходных обязательств.

3. Совокупность  субвенций бюджетам субъектам  Российской Федерации из федерального  бюджета образует Федеральный  фонд компенсаций.

Субвенции распределяются между всеми субъектами Российской Федерации единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения, потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации

4.  Иных межбюджетных  трансфертов бюджетам субъектов  Российской Федерации, которые  предусмотрены федеральными законами  и принятыми в соответствии  с ними нормативно правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Крупнейшим  каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из фонда финансовой поддержки регионам.

Механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором стал выступать целевой  Фонд финансовой поддержки регионов, введен с 1994 г. В 1994 г. фонд формировался в размере 22 % налога на добавленную стоимость (за счет его доли, поступавшей в федеральный бюджет), в 1995 г. - в размере 27%% налога на добавленную стоимость. В 1996-1998гг. фонд создавался за счет 15 % общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением подоходного с физических лиц и ввозных таможенных пошлин. В 1999 и 2000гг. он был образован в размере 14% налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов от налога на добавленную стоимость и акцизов по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, таможенных пошлин и иных таможенных платежей.

В соответствии с федеральными законами о федеральном  бюджете с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации, основное предназначение которого - выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. В течение нескольких лет Фонд финансовой поддержки регионов составлял около 14 % от общего размера налоговых доходов федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин.

В настоящее  время взаимоотношения федерального и региональных бюджетов не имеют  достаточной законодательной базы, непрозрачны, крайне запутаны, во многом произвольны и требуют радикального упорядочения. Помощь регионам из федерального бюджета осуществляется не только посредством прямых транзакций (перечислений) на определенные цели, но и в виде всяких льгот по налогам, которые должны по общему порядку поступать в федеральный бюджет, а также в других формах. Такое положение открывает простор для субъективизма, скрытых дотаций, определяемых не только реальным положением дел в регионах, но и политическими и иными мотивами.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Особенности межбюджетных отношений в России

2.1. Современное состояние межбюджетных отношений в России

 

Политика в области  межбюджетных отношений Российской Федерации на 2010-2012 годы направлена на:

-корректировку механизмов  оказания финансовой помощи органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации и местного  самоуправления;

-дальнейшее развитие  стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

-создание стимулов  повышения качества управления  бюджетным процессом на региональном  и местном уровнях. [5]

В условиях мирового финансового  кризиса произошло значительное сокращение поступлений от налога на прибыль организаций и темпов роста налога на доходы физических лиц в региональные и местные бюджеты.  
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в Российской Федерации в среднесрочной перспективе будет осуществляться в условиях неблагоприятной экономической ситуации, негативным образом сказывающейся на доходных источниках региональных и местных бюджетов.

Одной из базовых задач  политики межбюджетных отношений на 2010-2012 годы является адекватная корректировка механизмов межбюджетного регулирования.

Сокращение общего объема межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации в основном обусловлено сокращением объема межбюджетных субсидий.

В целях выполнения расходных  обязательств субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предполагается переориентировать финансовую помощь на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Для этого будет пересмотрена сложившаяся структура межбюджетных трансфертов, сокращено количество межбюджетных трансфертов за счет отмены и объединения ряда субсидий, а также иных межбюджетных трансфертов.

  Будет проведена комплексная оценка предоставляемых субъектам Российской Федерации субсидий в соответствии с принципами, согласно которым выделение субсидий целесообразно лишь в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг между субъектами Российской Федерации, предусматривают повышение качества (объема) предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации до установленного на федеральном или региональном уровнях показателя или предоставление субсидий обусловлено неравномерным распределением потребителей отдельных государственных (муниципальных) услуг по субъектам Российской Федерации.

Предоставление субсидий будет сопровождаться установлением  четких конечных целей их предоставления и сроков достижения указанных целей, по завершению которых осуществление  предоставления субсидий должно быть прекращено.

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации составили в 2010 году 360,6 млрд. рублей, в 2011 году – 277,5 млрд. рублей, составят в 2012 году – 232,5 млрд. рублей.

К началу 2002 года у субъектов  Российской Федерации образовалась значительная задолженность по выплате гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В целях оказания финансовой помощи регионам по выполнению ими  полномочий по предоставлению субсидий гражданам и ликвидации задолженности, с 2002 года в федеральном бюджете предусматриваются средства на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Уровень софинансирования из федерального бюджета указанных расходов за эти годы в среднем по Российской Федерации составил около 20% от размера выплаченных бюджетами субъектов Российской Федерации средств.  
В настоящее время доля выплаченных гражданам субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации составляет более 95% от начисленных. Задолженность по выплате субсидий отсутствует. Учитывая, что основные цели предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации достигнуты, с 2010 года отменено софинансирование.

Информация о работе Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации